Авторская система

Практический психосинтез

 Можно много говорить о психосинтезе как интересной теории, но полезно привести себя в состояние относительного внутреннего единства, или совершить внутри себя первичный практический психосинтез.

Многие клиенты, с кем мне приходится работать хотят не просто решить проблему, но понимают, что для ее решения нужно измениться и добиться внутренней целостности.

Они слышали про восточную (российскую) версию психосинтеза, и хотели бы научиться правильно и эффективно работать со своими субличностями.

Потому они просят меня, расскажите нам и практически покажите, как нужно работать с этими субличностями, как их вычленять в себе.

Потому расскажу в самом общем виде схему такой работы, алгоритм достижения первичного практического психосинтеза.

Обычно я даю таким людям примерное задание:

-составьте первичный список своих главных пяти-шести субличностей спонтанно, навскидку, а затем отложите его и проделайте несколько последующих шагов, уточняющих этот список,

-вспомните роли, которые вам приходится играть каждый день,

-вспомните свои самые привычные  психологические состояния, связанные с этими ролями и свободные от них,

-подумайте, сколько внутреннего психологического времени вы отдаете каждой из этих ролей,

-подумайте о своих самых важных решениях, которые вы приняли на протяжении своей жизни и в последнее время и определите какой «человечек» (субличность) внутри вас  стоял за этим решением,

-посоветуйтесь с близкими людьми, которые вас хорошо знают, понимают и кому вы доверяете, расскажите им о теории субличностей и спросите их, из каких субличностей состоите вы на их взгляд; если они затруднятся это сделать, покажите им свой первичный список, пусть они выскажут свое мнение и что-то уточнят,

- на основе всей информации, которая у вас есть  от себя и своих близких людей составьте окончательный список своих субличностей.

Это всего семь шагов, полагаю, что мы можем справиться с этой задаче и до семи считать умеем, хотя я встречал скептические материалы  о современном человеке, который по некоторым данным настолько обленился, что и три шага сделать не готов.

Будем считать, что вам всем очень интересно приступить к первичному практическому психосинтезу - гармонизировать свою внутреннюю природу, улучшить свой характер и сделать собственную жизнь более счастливой.

Теперь подумайте о своих самых важных проблемах, которые вам нужно решить и значимых целях, которые необходимо осуществить.

Пусть это будет одна проблема, которую нужно решить и одна цель, которую необходимо достичь в будущем.

Например, проблема – конфликт с каким-то значимым человеком и цель – скачок в карьере.

Подумайте, как связаны проблема и цель. На самом деле они связаны друг с другом теснее, чем мы думаем. Нужно осуществить практический психосинтез проблемы и цели, то есть решить проблему как первый шаг на пути к цели.

Лучше всего сделать правильную связку проблемы и цели. Пусть ликвидация проблемы будет для вас ступенькой достижения цели.

Даже если примирение с этим человеком никак не связано с карьерным продвижением, скажите себе – для того, чтобы стать руководителем, мне нужно развить в себе способность усмирять свою агрессию и налаживать отношения с людьми.

Увяжите эти два шага  мысленно в единый образ  и представьте свое движение к цели в виде лестницы из семи ступеней.

Например, первая ступень – это то место, где вы находитесь сейчас. Вторая ступенька – это примирение с конфликтным человеком. Пятая ступень – это достижение цели, причем дальше на шестой и седьмой ступени перед человеком раскрываются новые эволюционные перспективы.

Итак, вам нужно сделать  первичный практический психосинтез  - несколько шагов, чтобы в конце концов совершить карьерный скачок.

На пути перед вами будет целый ряд препятствий, с которыми вы постепенно справитесь.

Определите точный вектор, точное направление вашего движения к цели.

Вот здесь вам нужно вслушаться в себя и понять - а как будут вести себя ваши субличности.

Будут ли они однозначно за или однозначно против каждого шага и вообще, куда нацелены каждая из них?

Представьте, что каждая из субличностей  обладает своим вектором движения.

Как это вектор соотносится с направлением вашей главной цели?

Ведет ли эта субличность вас к цели или толкает в прямо противоположную сторону, то есть тормозит движение.

А может быть она просто тянет  ни за , ни против, а куда-нибудь вбок?

И что же вам сделать в этом случае?

Вам нужно добиться хотя относительного согласия между этими субличностями. Это и будет первичным практическим психосинтезом.

Как вы этого будете добиваться? Есть несколько приёмов приведения себя из состояния множественности и внутренней противоречивости в состояние относительного единства.

1.Мысленно поговорите с каждой субличностью и убедите ее следовать основной линии внутри себя – движению к цели.

2.Определите свое главное психологическое «Я», ответственное за достижение цели, соедините вокруг него все свои психические ресурсы, внимание и волю, постарайтесь мысленно «зарядить» это «Я» ощущением максимального удовольствие и радости, сопровождающей каждое ваше мини-движение.

3.  Скажите себе, что это «Я» должно быть вашим внутренним господином, начальником среди остальных, более мелких субличностей.

4. Пусть каждая из этих субличностей соединиться с этим «Я» и отдаст ему бразды правления внутри себя.

5.Если какая-то из субличностей сильно сопротивляется основной задаче (например, сидит внутри вас «внутренний большой лентяй», который не хочет не то, чтобы делать шаги, но просто встать с дивана), тогда мысленно заберите в себя ее энергию и силу, а саму такую субличность можно отправить  вон из вашего психологического дома.

Последнюю практику сделать непросто, нужно обладать определенным психологическим мастерством – умением концентрироваться на психических процессах, различать на тонком уровне их смысл и обладать тренированным  внутренним наблюдателем.

Кто-то, искушенный в работе над собой, имеющий опыт в посещении разных тренингов, чтении книг по психологии ощутит эффект практического психосинтеза  почти сразу, легко и без больших усилий.

Другому понадобится какое-то, иногда немалое  время, чтобы все психологические элементы и части сложились в единый пазл и он ощутил бы этот  практический психосинтез как реальность.

Если вы потренируетесь в различении субличностей и займётесь самопознанием, вы рано или поздно поймёте, как привести себя из состояние хаоса в состояние внутреннего единства.

Это и будет работой по завершению первичного практического психосинтеза.

Какие признаки достижения этого состояния первичной целостности и гармонии на пути к цели?

Приходит ощущение целостности и уверенности в своих силах, когда все внутри вас согласно идти в определенном направлении и нет серьезных психологических конфликтов и противоречий.

Кому-то кажется, что вы внутреннее свободными, сбросившими все лишнее.

Один клиент сравнил это состояние с баней, где он побывал в парной и выбросил все ненужные шлаки.

Многие чувствуют избыток сил и наполненность повышенной энергией.

Главный признак практического психосинтеза – вы едины, сильны, счастливы и у вас все получается.

Иногда человек может обрести подобное состояние спонтанно, как бы без усилий.

Для этого достаточно хорошо выспаться, побывать на природе, получить дополнительный заряд энергии от чтения хорошей литературы.

Однако на этом развитие человека и движение вперед не прекращается: дальше последует вторичный практический психосинтез.

На этой стадии потребуется соединить свою цель и «Я», ответственное за ее достижение с высшим «Я».

О том, как это сделать практически, мы поговорим с вами отдельно в новой статье.

Психоанализ и психосинтез

 

          Психоанализ и психосинтез – две мировые психологические и психотерапевтические системы.

          В современном мире и России до сих пор весьма популярен психоанализ - психотерапевтическая система, создание которой связано с именем Зигмунда Фрейда, которая исследует  элементы человеческой психики, анализирует комплексы, выводит человеческую активность из подсознательных  влечений.

          Вот что говорит о психоанализе философская энциклопедия:

          «В основании психоанализа лежит гипотеза о преобладающей роли бессознательного в психике человека, о влиянии разнородных «комплексов», прежде всего либидо (энергии сексуальных влечений) на поведение, мысли и  поступки человека. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую  жизнь. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую жизнь. Под всякими масками и облачениями бессознательное вновь проникает в сознание. Забывание, оговорки, грезы, ложные поступки, неврозы (истерии)и свидетельствуют об этом. Сознательное Я выставляет защиту против вытеснения влечений и импульсов. Так рождаются компромиссные психические образования. Во время беседы, путем «анализа», через свободные ассоциации можно высветлить эти переживания, вытащить их на свет из глубин бессознательного».

          Современный психоанализ далеко ушел от классического фрейдизма, в свое время имевшего бешенную популярность.

          Далеко не все современные психологи и психотерапевты разделяют не просто восторженное, но положительное отношение к психоанализу.

          Критические отношение вызывается многими причинами.

          Кому-то психоанализ представляется однобокой концепцией, сводящее многообразие психики к бессознательным и вытесненным влечениям.

          Кому-то он  кажется слишком мудреным и заумным, сводящим богатство человеческой души к искусственным интерпретациям.

          Кому-то психоанализ представляется излишне физиологичным, лишенным духовности и высоты полета.

          Есть психологи, которые полагают, что душа целостна, а психоанализ преувеличивает значение раздробленности и постулируя гармонизацию личности, к которой он якобы приводит на самом деле разрушает целостность и убивает творческое начало.

          Иначе говоря, в психоанализе не хватает здоровой первичной целостности, не хватает психосинтеза.

          Известно, что Анна Ахматова, дружившая со знаменитым немецким поэтом Рильке на его вопрос, готова ли она пройти курсы психоанализа ответила, что категорически не хочет этого делать, поскольку тогда она просто бы не смогла писать стихи:  творчество всегда содержит элементы неожиданности и хаоса, а все расчленяющий психоанализ убьет это творчество.

          Знаменитый итальянский психолог и психотерапевт Роберто Ассаджиоли, основатель психосинтеза (системы даже в своем названии содержащий вызов психоанализу) говорил, что его больше всего не устраивает стремление Фрейда все в человеке объяснить его влечениями, идущими из «подвала сознания».

          Он говорил, что сторонников психосинтеза интересует не только подвал сознания, но и весь дом, в котором есть возможность подняться на лифте на крышу строения, где можно любоваться звездами и принимать солнечные ванны.

          Но вместе с тем Ассаджиоли говорил, что психологу, работающему в ключе психосинтеза полезно самому пройти классический психоанализ и применять этот метод для диагностики состояния клиента.

          Психоанализ и психосинтез по Ассаджиоли – это две стороны одной медали.

          Как человек, разработавший российскую версию психосинтеза я убежден, что своеобразный психоанализ в психосинтезе необходим – прежде всего для диагностики личности.

          Чтобы описать его, предлагаю еще раз сосредоточится на главных отличиях российской версии психосинтеза от классической версии.

          1.Российская версия предлагает рассматривать психосинтез не только как метод психотерапии, призванный гармонизировать человеческую противоречивую личность, но как естественный и глубинный процесс созревания человека и накопления в процессе жизни эволюционного опыта.

          Познавать человека – значит познавать его опыт жизни, представляющий собой сумму умений и переживаний.

          2. Человек в процессе жизни ставит те или иные жизненные цели, удовлетворяющие его потребности и либо  научается способам  их достижения, получая чувство удовлетворения, либо не достигает их, потому что не смог выучить уроки жизни и переживает при этом чувство неудовлетворенности и разочарования.

          Каждый момент жизни любого человека представляет собой сложный баланс противоречивых чувств и состояний – что-то получилось, что-то нет, и он либо по большей части удовлетворен жизнью, либо не удовлетворен.

          Удовлетворение тех или иных потребностей человека и научение эволюционно-полезным способам их достижения зависит от того, насколько сознательно человек удовлетворяет эти потребности и сумел ли он превратить их в цели.

          3. Психоанализ и психосинтез  согласно российской версии психосинтеза  - это тоже две стороны одной медали, но анализ человеческой личности лучше производить не с помощью классического психоанализа, а с помощью психоанализа модернизированного, приближенного к задачам психосинтеза в его российской версии.

          Какие элементы человека нужно анализировать в российской версии психоанализа?

          -субличности (они остаются от классической версии, только в большей степени привязываются к теме достигнутых человеком целей);

          -потребности и желания человека с точки зрения того, насколько они удовлетворены, то есть общий индекс эмоциональной удовлетворенности;

          -цели, которые ставил и ставит перед собой человек, удовлетворяющий свои потребности и желания;

          -степень внутренней противоречивости человека;

          -наличие призвания и Сверхзадачи как показатель связи человека с высшим Я;

          -уровень осознанности человека и его способности управлять собой;

          - сила устремления к совершенствованию, готовность к изменению себя и своей жизни, усилиям и сверхусилиям.

          Каждый из перечисленных элементов является важным показателем накопленного им его эволюционного опыта или уровня его психосинтеза – суммы знаний, переживаний, поступков и жизненных достижений.

          Каким образом психолог или психотерапевт может выявить эти показатели?

          С помощью психологической консультации, состоящей из беседы специальных опросников и тестов, позволяющих сделать психологический портрет человека и выявить уровень его психосинтеза, его духовно-психологических накоплений.

          О методах, позволяющих произвести подобные исследования личности мы поговорим отдельно.

 

 

Еще статьи...


Работа над собой