Авторская система

Психология и алхимия

 


Тему алхимии ввел в психологию К. Г. Юнг, рассматривавший ее больше в культурно-историческом плане и не пытавшийся всерьез реконструировать алхимические принципы и практики с точки зрения их пригодности к внутренней работе человека.

Однако сегодня словосочетание «психология и алхимия»  все чаще можно встретить на страницах психологических книг.

Между тем практическая сторона алхимии очень интересна и важна для современного человека, пытающегося всерьез изменить не просто свою жизнь, но и самого себя.

Ведь трансформация своих психологических и тем более духовных качеств — тончайший процесс, который носит именно алхимический характер.

Алхимия составляла сокровенное ядро всех духовных учений и традиций Востока и Запада.

 Историки духовной культуры и мировых религий говорят об индийской алхимии, китайской (даосской) алхимии, тибетской алхимии (традиция Ваджраяны), суфийской алхимии, древнеегипетской герметической алхимии, средневековой европейской (оккультной) алхимии и даже христианской алхимии. О психологической алхимии все больше говорят психологи-юнгианцы.

Все эти алхимические школы по-разному, с использованием различной терминологии, системы понятий и образов говорили примерно об одном и том же: помимо чисто материальной (внешней) алхимии, ставящей целью превращать в золото «неблагородные» металлы, существует еще один, более глубокий, вид алхимии — алхимия внутренняя, алхимия психологическая или точнее говоря духовно-психологическая.

В ней золото и металлы на самом деле представляют собой аллегории внутренних психологических и духовных элементов.

«Неблагородные» металлы означают неочищенные человеческие страсти, желания, мысли, а философское «золото», или «философский камень» — высшее, божественное «Я» человека.

Согласно сакральным традициям, оно в полной мере проявляется в человеческом сознании в состоянии озарения и действительно преображает (хотя бы на время) все остальные человеческие психические свойства и ресурсы.

Человек начинает ощущать, что он соединен со Вселенной и высшими измерениями бытия, что он, по сути, един с ними и что его персональное «Я» есть продолжение высшего бессмертного и совершенного «Я».

Уже говорилось, что алхимией очень серьезно занимался К. Г. Юнг, с которым Ассаджиоли в течение многих лет плотно общался и дружил.

Вполне возможно, что у создателя психосинтеза интерес к алхимии пробудился под влиянием Юнга, хотя в то же время известно, что Ассаджиоли самостоятельно изучал многие системы и учения, где алхимия составляет важнейшую часть.

Так, Ассаджиоли внимательно читал различные герметические тексты, изучал веданту, йогу и буддизм, пытался понять миф о Граале и постепенно пришел к выводу, что алхимия и психология (речь идет о глубинной, трансформационной психологии) имеет множество точек пересечения.

Все это системы, изучая которые невозможно пройти мимо алхимии.

Если внимательно рассмотреть духовно-психологическую практику, предлагаемую Ассаджиоли, то можно увидеть в ней следы глубокого изучения алхимии.

 

Восточная версия психосинтеза о работе с первоэлементами

 

Восточная версия психосинтеза, отталкиваясь от всех этих разработок предшественников, предлагает свою систему реконструированной алхимической психопрактики.

При этом EVP исходит из того, что древнее алхимическое учение о первоэлементах(земля, вода, огонь и воздух) имеет четкий аналог с глубинными психологическими качествами человека, возможно, относящимися к его темпераменту и особенностям мышления.

Земля — это прежде всего устойчивые психологические элементы и качества личности, вода — текучие и пластические, огонь — волевые и целеустремленные, воздух — элементы, быстро распространяющиеся и имеющие отношение к мышлению и когнитивным процессам.

В процессе глубокой внутренней работы человека над собой одни элементы или структуры его психики и сознания вступают в отношения с другими структурами психики и сознания.

Они активно взаимодействует между собой, перемешиваются, изменяются (причем по строгим законам), освобождаются от ненужных элементов и превращаются в более совершенные элементы и соединения.

При этом одна алхимия — это взаимодействие между собой всех горизонтальных психических структур и элементов, а другая, более глубокая, алхимия относится к взаимодействию этих психических элементов (четырех стихий) с высшим «Я».

Строго говоря, восточная версия психосинтеза утверждает, что психология и алхимия имеют реальные точки пересечения, а также  исследует изменения, происходящие с различными психическими элементами на разных уровнях. EVP предлагает определенную психологическую практику, которая стимулирует процессы психосинтеза на уровне ощущений, восприятия, эмоциональных переживаний, мыслительных процессов, актов осознанного внимания, волевых усилий, духовных состояний.

О сенсорном синтезе, обогащающем человеческие переживания, говорят самые разные духовно-психологические учения прошлого: йога, буддизм, суфизм.

Можно приводить множество цитат, свидетельствующих о том, как адепты перечисленных учений применяли специальные практики, соединяющие воедино зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и осязательные ощущения, понимая, что этот синтез имеет духовную природу и возвращает искусственно разделенные сенсорные элементы в состояние изначального единства.

Практическая психология и алхимия получают дополнительный импульс к взаимопроникновению.

Особенно полезно использование алхимических практик для нейтрализации и гармонизации конфликтных переживаний и состояний, происходящих в человеческой психике и сознании.

Эффект, производимый практиками в восточной версии психосинтеза, обеспечивается не только тем, что конфликтные личностные образования и структуры уже на первой стадии синтезирования приводятся к некоему общему знаменателю и становятся подконтрольными новому сознательному «Я».

Дело в разработанных практиках психологии и алхимии, благодаря которым высшее «Я» активно включается в процесс синтезирования.

На последней стадии этой внутренней алхимии самопреобразования человек получает мощный дополнительный импульс, проявляющийся в виде состояния вдохновения, вспышки интуиции или второго дыхания.

Высшее «Я», по сути дела, благословляет новый центр человека на постоянное успешное существование.

Оно выступает в качестве решающего ресурса, без которого внутренняя работа человека по обретению целостности была бы явно незавершенной.

Именно вдохновение или озарение, полученное человеком от высшего «Я», помогает ему завершить гештальт его начинаний.

Если человек, работающий в сфере деятельности, сопряженной с достижением серьезных целей и результатов, ставит перед собой задачу, заходящую за пределы персональной выгоды, и стремится осуществить некую внутреннюю миссию и сверхзадачу, то его психосинтез приобретает все более одухотворенный характер.

Человек, испытывающий мощное, интенсивное вдохновение от своей творческой деятельности, пробуждает в себе не только трансперсональные переживания, а значит, трансперсональное «Я», но и формирует то сознательное духовное «Я», о котором говорил ученик Ассаджиоли, Петро Ферруччи.

В итоге два «Я» сливаются воедино, и человек соединяет тренированную личную интуицию с духовной мудростью, живущей в глубине нас, и то, что называлось интуицией, становится чувствознанием.

Это и есть алхимия и психология в своем глубинном измерении, трансформирующем сознание человека. Знание, понимание и практическое использование ее механизмов очень полезно для человека.

Древние алхимики были первоклассными психологами и хорошо понимали, что человеку для его глубинной трансформации надо пройти через конкретные стадии внутренней работы.

Современная психология только подходит к пониманию этих стадий и закономерностей.

Юнг и Ассаджиоли начали процесс осмысления феномена алхимии  и психологии в их глубинном единстве.

Восточная версия психосинтеза продолжает эту линию и делает попытку осмыслить практические методы алхимии, перенеся их в область практической психологии и психотерапии.

Мы сознаем, что мы в самом начале пути, но «путь в тысячу ли начинается с одного шага» и «дорогу осилит идущий».

 

 

Работа со временем. Психотехники работы со временем.

Восточная версия психосинтеза уделяет очень большое значение работе со временем.

 Речь идет о внутреннем времени, которое у большого числа людей травмировано. Как это проявляется?

Прежде всего это проявляется отсутствии человека в настоящем.

Его сознание блуждает между  негативными воспоминаниями о прошлом  и нереалистическими фантомами будущего, которые он не желает воплощать.

 Неумение работать с энергиями прошлого проявляется либо в погружении в самые неудачные события и  психотравмы, которые продолжают удерживать часть энергии нашего сознания, либо в бессмысленном смаковании прошлых наслаждений, без попыток использовать позитивный ресурс прошлого для решения проблем настоящего.

Неправильный подход к будущему проявляется либо  в виде создании в голове негативных или пугающих картинок нашего грядущего, либо в виде бесплодных фантазий о неких благоприятных ситуациях, ждущих нас там без малейший попыток подготовить эти ситуации правильными действиями в настоящем.

И, наконец, неумение человека работать с энергиями времени проявляется в виде разорванности восприятия времен, когда у человека в сознании нет восприятия времени как единой линии судьбы, нет понимание непрерывности своей жизни..

В результате настоящее время оказывается обедненным, а прошлое и будущее либо слишком приближены к настоящему, либо наоборот отделены от него.

Потому у большинства людей не хватает сил справиться с проблемами настоящего, построить в сознании и воплотить в действие образ позитивного будущего.

Правильный подход в работе со временем заключается в углубленном и сознательном  исследовании временного потока внутри себя.

Тогда сознание человека уподабливается прозрачному зеркалу, на ясной поверхности которого отражается вся жизнь человека.

 Мудрецы и духовные мастера обладают таким сознанием.

Человек с таким сознанием умеет соединять все три времени в единое целое, которое распределяет ресурс внимание между всеми тремя видами времени.

Человек с такой тренированной временной саморегуляцией сосредоточен прежде всего на решении проблем настоящего, но при этом никогда не теряет из виду перспективы будущего.

Образно говоря, он идет вперед и смотрит по сторонам, не забывая поглядывать себе под ноги (восприятие настоящего)

. В тоже время он иногда всматривается в горизонт ( восприятие будущего) и может оглянуться назад, если чувствует какую-то опасность или понимает, что немного сбился с пути (восприятие прошлого).

Работая со  временем, он уважает себя за прошлые победы и умеет использовать их ресурс для действия в настоящем и реализацию будущего.

А когда он оказывается на природе, он выходит за пределы мыслей о времени и смотрит в небо (восприятие вечности).

Восстановить в своем сознании связь между видами времени и научиться воспринимать время как ресурс, обладающий полезной энергией помогает выполнение следующих упражнений и психотехник работы со временем, разработанных в восточной версии психосинтеза.

1.. Размышление о бесконечности времени. Начните размышлять о времени как о вместилище бесконечной энергии и силы. Такая работа со временем позволит вам освободиться от ложных концепций времени, которые не только не помогают извлекать находящуюся в нем скрытую энергию, но, напротив, ослабляют вашу внутреннюю силу.

С каждым разом мысленно растягивайте свое восприятие по бесконечной временной шкале, пока не ощутите серьезные изменения в восприятии мира, который предстанет для вас более объемным.

2. Представьте как можно ярче свое прошлое. Посмотрите на его образ в целом, разбейте его мысленно на отдельные кадры (годы, месяцы, недели, дни), отсмотрите их, а затем синтезируйте их заново.

Работа со временем- это умение использовать силу всех трех видов времени. А это по-настоящему возможно, если человек умеет выполнять психотехники работы со временем.

 Оцените, чем для вас является ваше прошлое — источником вдохновения или, напротив, каналом утечки жизненной силы и тем, что портит ваше настроение.

Определите для себя те жизненные периоды и события прошлого, которые, как вам кажется, сегодня привели к потере времени, сил и были бесполезны для вашего саморазвития.

Попробуйте восстановить их смысл и ценность для вас. Для этого необходимо признать, что ваша жизненная стратегия и поступки того периода времени были в корне неправильны, и твердо пообещать себе, что вы никогда больше не будете совершать эти ошибки.

Во время работы со временем пробуйте мысленно извлекать из прошлого энергию более правильного понимания, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах.

Можете создать яркий образ искры понимания, которая входит в ваше сознание, пересматривающее прошлое, и проворачивает ваше поведение к другим целям.

Что касается другого прошлого, за которое вам не стыдно и в котором были свои плюсы и достижения, попробуйте использовать его как ресурс для достижения успеха.

Выделите в нем эпизоды победы, которая опиралась на вашу продуманную стратегию и целенаправленные усилия.

Вберите в себя переживания и энергии победы, одержанные вами.

Пусть это положительное переживание станет вашим постоянным внутренним фоном.

3. Направьте свое сосредоточенное внимание на свое настоящее.

 Попробуйте войти в его глубину и ощутить его нерв, энергетический вектор, логику и скрытую силу.

 Работа со временем- это умение вчувствоваться  в самое сердце настоящего мгновения и попробуйте понять, что значит состояние «здесь и теперь» и в чем его необходимость для человека.

Ответьте себе на вопрос, какой процесс в настоящем времени самый главный, и настройтесь на выполнение воли этого настоящего.

4. Направьте вектор внимания на будущее. Постарайтесь представить его как можно ярче.

Работая со временем, создайте такой образ будущего, какой хотите. Нарисуйте те условия и те обстоятельства жизни, которые желанны вашей душе.

Создайте образ себя сильного и совершенного и поместите его в эти обстоятельства.

Придайте образу будущего яркие магнетические краски. Постарайтесь ощутить энергию притяжения, излучаемую будущим.

Выполняя различные психотехники работы со временем, мысленно обживайте различные этапы и участки своего будущего.

Разделите в своем воображении собственную жизнь на отрезки длиной в год и начните заселять эти пока еще пустынные места образами желанного будущего, помещайте туда и новые воображаемые обстоятельства, и обновленные образы самого себя.

 Забрасывайте в будущее образы своих планов и мечтаний, словно зерна в почву, и через какое-то время они взойдут.

Работа со временем заключается в том, что вначале вы будете вкладывать энергию в свое будущее, а потом оно начнет вам возвращать ваши вложения.

Пробуйте мысленно приближать к себе образы ближайших событий, укрупняя их и делая более яркими.

Энергия будущего начнет впиваться в вас, укрепляя ваше настоящее.

5. Соедините энергию трех времен воедино. Пробуйте поочередно, а потом и одновременно напитывать свое настоящее энергиями, идущими из прошлого и будущего.

 Из прошлого берите энергии и опыт побед и достижений, а из будущего — предвкушение запланированных результатов и позитивные эмоции от перспектив. Ваше настоящее расширится и обогатится.

6. Составьте список незавершенных дел. Составьте список всех своих незавершенных дел и начинаний.

Представьте каждое из них и попытайтесь оценить всю степень своей неудовлетворенности в связи с незаконченностью начатого.

В процессе работы со временем составьте план завершения тех дел, которые еще не совсем поздно закончить.

Подумайте, что нужно, чтобы завершить каждое из этих начинаний.

7. Завершите незавершенное мысленно и в делах. Примите твердое решение доделать все начатые дела и вначале проделайте это мысленно несколько раз, проникаясь и процессом, и завершением, и полученным результатом.

Затем попробуйте реализовать эти мысленные программы на практике.

Вы сразу почувствуете, что ваша неудовлетворенность жизнью и собой намного уменьшилась.

Кроме того, перечислите те незаконченные действия, которые, увы, уже невозможно завершить: поезд безвозвратно ушел.

 Мысленно попросите прощения у тех людей, кого вы подвели, и у Всевышнего, который был свидетелем вашей необязательности.

Затем пообещайте себе, что больше никогда не будете бросать начатое и отпустите чувство неудовлетворенности.

Представьте как можно ярче, что оно рассеивается. Вы сразу ощутите прилив сил и положительных эмоций.

8. Измените все, что вам не нравится. Составьте список всех факторов вашей жизни, которые вам не нравятся.

 Выделите из них те пункты, исправление которых зависит от вас.

Работая со временем, внимательно прочитайте этот укороченный список и выделите те факторы, изменить которые, как вам кажется, очень трудно, почти невозможно.

Эти пункты можете пока отодвинуть в сторону.

Выделите также «легкие» и «средние» по трудности факторы из тех, что в принципе поддаются изменениям.

Спросите себя, как давно вы пришли к выводу, что их нужно менять, и что вы уже делали для их изменения.

 Результат своих размышлений изложите в таблице. Например, вы выделили несколько факторов, не устраивающих вас.

 

Факторы жизни, которые надо менять

Как давно вы поняли это

Что вы уже делали для их изменения

Что мешает вам довести ваши попытки до конца

1.                 Конфликты с родителями

 

 

 

2.                 Неинтересная работа

 

 

 

3.                 Постоянные стрессы

 

 

 

4.                 Плохая учеба сына

 

 

 

 

Заполните эту таблицу. Сосредоточьтесь на последней графе.

 Против каждого пункта, отражающего препятствия, напишите по три варианта вашего созидательного, позитивного действия, которое вам помогает преодолеть препятствие.

Осознайте, что каждое непобежденное препятствие, мешающее вам исправить ошибки своей жизни, не дает вам переживать счастливые мгновения своей жизни.

Потому во время работы над временем важно освободиться от всего мешающего вам жить радостно, счастливо и гармонично.

 

 

Еще статьи...


Работа над собой