Феномен субличностей с точки зрения психосинтеза
Индивидуальный психосинтез Ассаджиоли рассматривает как проявление более широкого принципа, всеобщего космического закона синтеза людей, этносов, наций и мироздания, которое он воспринимал как одушевленную реальность.
Об этих глобальных видах синтеза Ассаджиоли говорил вскользь, оставляя эту тему для будущих исследователей, а сам сосредотачивался на теме психосинтеза внутри человеческой личности, которая, по его представлениям, включает в себя множество элементов, главными из которых являются субличности. Петро Ферруччи давал им следующее определение:
«Субличности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности.
Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Говоря словами португальского поэта Фернандо Пессо: «В каждом углу души моей алтарь иному божеству».
Ферруччи говорил также:
«В каждом из нас — толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк — каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.
Как говорит Ассаджиоли: «Несколько субличностей постоянно дерутся: импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу».
Чтобы научиться управлять собой на уровне тела, эмоций и мыслей с точки зрения психосинтеза, необходимо овладеть более крупными психологическими образованиями внутри себя — субличностями.
Человек должен изучать их, понять, какой этаж нашей психики, включая этажи бессознательного, они занимают, увидеть, с какими социальными ролями они связаны, и привести их к состоянию единства и гармонии.
Огромную роль в психосинтезе занимают такие темы и практики, как разотождествление и отождествление человека со своими психологическими свойствами и состояниями.
Человек может отождествляться и разотождествляться со своими чувствами и мыслями как бессознательно (это происходит в жизни), так и сознательно (в виде практики).
Психосинтез предполагает также не только интеграцию субличностей, но и пробуждение способности к концентрации, самопознанию, созерцанию, постоянное ощущение и поддерживание внутренней целостности, достижение гармонии и психологического мастерства.
Применение принципов и психологических практик психосинтеза позволяет человеку ощутить, понять и осознать, что он может быть господином самого себя, что в его власти управлять своими психическими процессами, внутренним миром и постоянно совершенствоваться.
Как действенный метод самопознания и трансформации психосинтез помогает человеку, его практикующему, увидеть в себе те негативные психологические программы и тенденции, которые мешают обрести целостность, и постепенно преобразовать их в позитивные и гармоничные.
Три девиза психосинтеза: 1) познай самого себя; 2) овладей самим собой; 3) измени самого себя.
Как видно, идеи древних греков, начертанные на храме Дельфийского Оракула («познай самого себя»), в психосинтезе дополняются идеями управления собой и самотрансформации.