Практические методы Восточной версии психосинтеза
Практические методы Восточной версии психосинтеза
Восточная версия психосинтеза предполагает возвращение человеку чувства Хозяина (Внутреннего Мастера) с помощью целого ряда методов-
-практики интеграции расщепленного внимания и развития послепроизвольного творческого внимания, -практики «Self-forsing» ( «Усиление Я»),
-метода «Увеличения Присутствия», методов «интуитивного созерцания» ( специальной развивающей интроспекции) и «интуитивного взвешивания» альтернатив и вариантов поведении,
-метода интеграции всех психических ресурсов, сил и способностей человека, метода интеграции сознания с энергией препятствия, интеграции интуиции и воли.
Практики и упражнения выстроены в систему, представляющую собой поэтапное овладение собой и собирание всех частей и сил в единое целое и подразделяющуюся на три стадии владения практическим психосинтезом:
1) начальную,
2) продвинутую
3) мастерскую.
Применение. Показания. Восточная версия психосинтеза может быть применена:
а) в консультативной практике психотерапевта и психолога для лечения пациентов и клиентов, страдающих пограничными неврологическими состояниями и психоэмоциональными расстройствами, стрессами, депрессиями ( не в острой форме), нервно-психическим истощением , зависимостями и созависимостями, переживающих возрастные кризисы, в больницах, диспансерах наркологических кабинетах, санаториях, лечебных учреждениях, оздоровительных центрах,
б) в работе с подростками ( в адаптированной игровой форме), в работе центров реабилитации людей, перенесших острые психологические травмы в результате стихийных бедствий, природных и социальных катастроф, военных действий, терактов,.
в) в качестве учебных курсов и спецкурсов на психологических и педагогических факультетах, в медицинских институтах ( психиатрическая специализация), в университетах и творческих вузах на факультетах, обучающих тем или иным видам искусства;
г) в сессиях коучинга, на тренингах личностного роста и даже на бизнес-тренингах не только в форме специальных занятий, обучающих методу в целом, но и как самостоятельные блоки, раскрывающие смысл какой-то темы, хорошо проработанной в психосинтезе (например, темы развития интуиции или достижения цели)
Противопоказанием для использования методов восточной версии психосинтеза является наличие у людей:
- заболеваний психиатрического характера ,
- сильных психотических расстройств и депрессий острого характера, суицидальных намерений или ярко выраженных патологических наклонностей
-активное нежелание человека работать именно в этом ключе.
Практика восточной версии психосинтеза включает в себя
а) индивидуальный психологические консультации, проводимые психологом или психотерапевтом с клиентами и пациентами,
б) психотерапевтические группы личностного роста, собирающиеся с определенной регулярностью ( раз в неделю, два раза в неделю, раз в месяц),
в)лекции и семинары, где их посетителям рассказывают информацию об этой версии психотерапии,
г)тренинговые занятия личностного характера, участники которых собираются с помощью рекламы
д) корпоративные бизнес-тренинги, организованные отделами по обучения персонала на фирме. Занятия в психотерапевтических группах могут длиться от одной недели до двух-трех лет.
Сверхзадачаобучения восточной версии психосинтеза заключается в обучении человека разнообразным методам психосинтеза, регулярная и систематическая работа над которыми помогает ему добиться мастерства в профессии, творчестве, научиться управлять своим внутренним миром и внешней жизнью, органично соединив в себе:
1) высокую личную эффективность и умение добиваться поставленной цели,
2) способность радоваться жизни и достигнутыми целями и переживать состояние счастья,
3) умение развиваться и расти как на личностном, так и на духовном уровне, постепенно приближаясь к совершенству
К конкретным методам, применяемым в восточной версии психосинтеза относятся:
1) новые методы выявление доминирующих (характерообразующих) субличностей;
2) новый вид анализа форс-динамики (основных сил сознания, включающих в себя две главные полярности и разновекторную множественность воль остальных субличностей);
3) целый комплекс практик, направленных на работу с нашим Я:
а)«Self-forsing» ( «Усиление Я)- формирование эволюционного Я, ответственного за позитивные изменения во внутреннем мире и в самых разных сферах жизни, практика повышения силы Присутствия
б) новые техники отождествления и разотождествления, развивающие достижения классической версии психоанализа ( они проделываются в комбинации с другими техниками, например, с практиками аффирмации)
в) «наблюдение наблюдателя»
4) практики работы со вниманием ( интеграция расщепленного внимания, гармонизация баланса экстравертности/ интравертности и воспитание мегавертности, развитие непрерывного послепроизвольного внимания, расширение поля сознания и изменение динамики отношений между бессознательными и сверхсознательными процессами);
5) методы пробуждения эволюционной интуиции ( тренировка в интуитивном созерцании и слушании» ( специальной развивающей интроспекции) и «интуитивном взвешивании» альтернатив и вариантов поведения, развитие интуитивного (фонового) мышления,
6) методы интеграции всех психических ресурсов, сил и способностей человека, методы интеграции сознания с энергией препятствия, методы интеграции интуиции и воли, методы интеграции эффективности, счастья и духовности, метода интеграции собственных эмоциональных состояний и качеств с помощью управления психическими волнами ( метод «психологического серфинга»), методы интеграции ума и эмоций («открытое сердце»).
Каждый из упомянутых методов восточная версия психосинтеза предлагает проделывать несколькими способами ( психотехнологиями) и это входит в методическое обеспечение авторской модификации:
I.Внутренниеспособы:
1). мысленное представление желанных образов, создание позитивных мыслеобразов и растворение негативных, создание мысленных кинофильмов, синтезирующих образы в единые и моделирующих идеальное поведение человека;
2) сознательное наблюдение за динамикой протекающих процессов и превращение этого наблюдения в интуитивное созерцание себя;
3) волевая остановка мыслительных и перцептивных процессов с помощью вхождения в трансовое состояние безмолвия;
4) эмоциональное проживание и пропускание идеи или образа через сферу эмоций, или проживание упражнения, насыщение всех психотехник интенсивными переживаниями,
5) дыхательные практики, подключение дыхание, используемого для усиления позитивных психических образов и растворение негативных);
6) использование силы словесного самовнушения, превращение психологической идеи, навыка, программы, которую нужно усвоить в позитивную, особым образом повторяемую аффирмацию;
7) управляемая самоидентификация, создание в себе мини-Я, позитивную субличность, ответственную за качественное выполнение данной практики и постепенное ее интегрирование во внутреннее устойчивое психологическое качество, в грань мастерства в управлении собой и жизнью.
Одним из наиболее ярких вариантов применения этой практики является упражнение «Сознательное управляемое перевоплощение» в другого человека, чем-то превосходящего нас или обладающего теми качествами, которых на недостает.
II.Внешние способы:
1) письменные упражнения, предполагающие описание собственной автобиографии, биографии любой собственной субличности ( для диссоциации с негативом она может быть написана в ироническом ключе), ведение дневника самопознания и самоконтроля;
2) рисование своих психологических проблем, состояний души, желательного будущего, образа цели и пути к нему;
3) двигательные упражнения, в процессе выполнения которых клиент освобождается от психологического и мышечного негатива и даже усваивает психологический позитив, превращая смысл в волну и переводя ее в тело( авторская модификация движений в китайской гимнастике цигун);
4) проделывание упражнений, модифицирующие системные расстановки, замещая людей фигурками, символизирующие субличности с их отношениями друг к другу и к высшему Я и глубинному центру личности ( такую разновидность расстановок клиент психотерапевта может осуществлять самостоятельно);
5) разыгрывание ситуаций с помощью психосинтетической психодрамы как под руководством психотерапевта, так и самостоятельно с другими участниками психотерапевтических групп, домашними и друзьями при условии тренированности и подготовленности человека;
6) арт-терапевтическая практика использование средств искусства( музыка, лепка, кинотерапия) и литературы (сочинение историй, притч, стихов и афоризмов) в психотерапевтическом ключе с целью пробуждения творческих способностей, освобождения от негативных психологических проблем и творческого обучения позитивным алгоритмам мышления;
7) поступки, реализующие намерения, действия, домашние задания по тренировке воли.
На каждый внутренний и внешний способ выполнения методов практического психосинтеза разработаны десятки психологических и психотерапевтических упражнений и психотехник.
Благодаря этому любой метод психосинтеза может быть выполнен семью внутренними и семью внешними способами. Всего же WVP использует несколько сот оригинальных психологических упражнений и психотехник.
Помимо этого восточная версия психосинтеза предполагает диагностику достигаемых результатов, включающую в себя психодинамические графики, специальные опросники, дневники самоконтроля, анализ изменений реальной жизненной ситуации клиента.