Авторская система

Евразийский психосинтез российской истории. Синтез наций.

 Евразийский психосинтез российской истории. Это уже явно не метод психотерапии, а нечто совершенно иное.

Тем не менее подобный евразийский психосинтез- не химера, а реальность.

Многочисленные центры психосинтеза, работающие в разных странах мира и применяющие этот метод в конкретных условиях, сталкиваются с необходимостью включать в психосинтез достижения современной психологической науки и адаптировать его к условиям национального менталитета.

 Любая система мысли при ее переносе в другую культуру может иметь успех только при ее адаптации к местным условиям.

Убежден: специально модифицированная система психосинтеза может быть успешно применена в самых разных сферах индивидуальной деятельности человека и объединении людей в группах, включая межэтнические взаимодействия.

Если помечтать и попытаться представить, что завет Ассаджиоли — приступить к разработке психосинтеза наций и культур — начинает исполняться, то психосинтез может быть интереснейшим инструментом разработки национальной идеи в России.

Ведь Россия, как многонациональная суперличность, сама состоит из своеобразных субличностей: глубинных национальных качеств, программ, архетипов и сценариев.

Россия складывалась как очень сложный организм, потому евразийский психосинтез российской истории- это реальность нашего существования за века и тысячелетие. Россия действительно осуществила и возглавила синтез наций.

Можно рассмотреть как субличности и национальные республики и национально-территориальные образования.

 Россия на протяжении своей истории осуществила бессознательный психосинтез разнообразных национальных качеств и программ, которые меняются на протяжении истории.

 Выявление подобных сценариев может быть очень интересно для политической психологии, политологии и стратегических исследований.

Перспективным является также сближение психосинтеза с направлением «Комплексных адаптивных систем» (KAS), активно применяемым в политико-экономической сфере и позволяющим выявить субъекта и хозяина любого общественно-политического и экономического процесса.

 Потому за психосинтезом, в том числе и психосинтезом наций — очень большое будущее.

 

Евразийский психосинтез российской истории

 

Россия в силу своего географического положения, местоположения между Европой и Азией, исторической евразийской судьбы, особенностей культурных традиций и национального менталитета, склонного к поиску обобщающей идеи, обречена на свое индивидуальное прочтение психосинтеза.

Именно здесь получила мощное развитие персоналистская христианская философия, представленная целым рядом русских философов (Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, С. А. Аскольдов, В. Ильин, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой).

 Персоналисты, как известно, пытались применить свой метод, не только осмысляя сознание отдельного человека, но и рассматривая Россию как сверхличность со своей психологией.

Склонность к синтезированию как родовая черта русской психики, евразийской по природе, очень мощно корреспондирует с психосинтезом.

Глубинная потребность к синтезу вообще является свойством русской культуры, развивавшейся на протяжении всей истории России в тесном взаимодействии Востока и Запада и потому евразийской по своей природе.

Действительно, евразийский психосинтез российской истории имел место в каждый момент ее бытия.

 

 Архетип непротиворечивого, синтетического единства заложен в самом двуедином векторе русской истории и матрице национального самосознания — гербе Российской Империи с ее знаменитым двуглавым орлом.

Одна ее глава развернута на Восток и покровительствует восточным элементам русской культуры, другая развернута на Запад и покровительствует западным элементам.

Имперский вектор развития России выразился в ее способность осуществить синтез наций под  монархическим руководством Белого Царя, как называли русского императора народы Востока.

 В сфере государственной идеологии это двуединство проявлялось, с одной стороны, как тяготение к сильному государству и жестким формам правления, а с другой — как устремление к вольнице, брожениям, бунту, «бессмысленному и беспощадному», по определению Пушкина.

Евразийский психосинтез российской истории  осуществлялся весьма драматично.

Трактовка русской истории как постоянное колебание между двумя внутренне противоречивыми тенденциями — «Русский бунт» и «Русский порядок» — вполне актуальна и для рассмотрения динамики основных сил индивидуальной русской и — шире — российской психики: готовность подчиниться государственной силе и желание освободиться от давления любой ценой, вплоть до бунта и революции.

В XX веке мы дважды прошли через периоды бунтов и полного господства одной силы. Евразийский психосинтез российской истории проявлял себя в виде гигантского маятника, который отличался очень широкой амплитудой  своего размаха.

Сегодня, сполна вкусив прелести анархии без берегов, страна ищет свою новую модель жизни, оптимально сочетающей в себе, с одной стороны, личные интересы и персональную свободу для человека, а с другой стороны, неизбежные ограничения, благо страны, социальную ответственность и справедливость.

 Иначе говоря, Россия ищет свою формулу национального равновесия и гармонии, свой синтез, включая и синтез наций.

 В точности так же российская психотерапия, пройдя через период цветения «сотни цветов» профессиональной демократии, рано или поздно придет к седьмой реальности, или волне — выработке новой парадигмы, объединяющей самые разные подходы, направления и методы.

Само слово «евроазиатский» словари определяют как прилагательное среднего рода, образованное соединением корней двух разных слов.

 В жизни существуют Европа и Азия, а понятие «евроазиатский» в какой-то степени искусственное, родившееся в головах людей для удобства оперирования глобалистской и геополитической информацией.

 Но Евразия — это самый крупный континент на планете и особый географический и культурный мир, сердцем которого является Россия.

Реальность и глубинную природу этого пространства, развивавшегося всегда своим путем, чувствовали многие отечественные мыслители и деятели русской культуры: Н. Данилевский, К. Леонтьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, П. Савицкий, Н. Трубецкой, Н. Рерих, Л. Гумилев.

 На Западе евразийцами в какой-то степени были такие ученые и мыслители, как Ж. де Местр, И. Г. Гердер, В. Гумбольдт, В. Шубарт — автор историософской книги «Душа Европы».

Наиболее подробное смысловое, историко-культурное исследование данного пространства было произведено в русской эмигрантской мысли мыслителями и публицистами первой половины двадцатого века, которых называли евразийцами.

Именно они глубоко осмыслили евразийский психосинтез российской истории, хотя и не употребляли термина «психосинтез».

Сегодня все большее количество думающих людей осознает, что евразийство в России — это не просто направление, популярное в русской эмиграции первой волны, не только свойство русской культуры, которой пришлось вбирать в себя и западнические, и восточные влияния, не только раскачивание национально-исторического маятника между двумя цивилизационными полюсами, это еще и национальный психосинтез и русский способ организации огромного географического и невероятно пестрого этнического пространства.

 А оно, это географическое, культурное, этническое и, следовательно, психологическое пространство страны не двусоставно, а многосоставно.

Для того чтобы сохранить единство этого пространства на всех уровнях и удержать во многом разновекторные тенденции различных внутригосударственных и национальных образований, требуется сочетание свободы и силы, то есть мягкая, умная сила.

Именно это равновесие в России обеспечивала империя — особое государственное образование со своей идеологией и особенностями, которая воплотила в своем существовании евразийский психосинтез российской истории.

Понятие «евразийский» никак не упраздняет понятия «русский», так же как француз не перестает быть французом оттого, что одновременно считает себя европейцем, и китаец не перестает быть китайцем оттого, что в то же время является азиатом.

Евразийство не есть отказ от европейской идентичности, напротив, оно предполагает, что Россия берет из европейской культуры, традиций, устройства жизни все самое ценное, но в то же время не забывает о том, что большая часть ее территории находится в Азии, и отказываться от своей восточной составляющей будет ошибочным шагом.

Сегодня нестабильная, мультикультурная, переполненная мигрантами из Азии и Африки и конфликтными меньшинствами Европа — отнюдь не тот социально стабильный, высококультурный и пронизанный христианскими ценностями Старый Свет, который служил для российских западников абсолютным эталоном и ориентиром развития.

 В точности так же Китай, Япония, Индия и другие «азиатские драконы» — отнюдь не отсталая Азия, от пережитков которой нужно освободиться, но бурно развивающиеся страны, которые органично соединили западные технологии и опору на свои национальные традиции.

В мире стремительно набирает силу  не вестернизация, а другая мировая тенденция – истернизация, тяга к Востоку. Синтез наций осуществляется явно не на Западе.

Нужно уметь отказываться от копирования чужих недостатков и научиться соединять все лучшее, что есть на Западе и Востоке, как, собственно, и было на протяжении всей истории нашей страны во все периоды ее существования, включая и Российскую Империю, и Советский Союз.  

С этой точки зрения евразийский психосинтез российской истории нуждается в сегодняшнем современном продолжении.

Но евразийство в России — это не просто синтез Востока и Запада, двух цивилизационных и культурно-исторических начал, которым на Западе не удалось мирно сосуществовать (это западное умонастроение очень хорошо выразил Редьярд Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись»). Это еще и евразийский психосинтез российской истории, предопределяющей его менталитет.

Это целый букет народов и укладов жизни, которые за века взаимодействия, иногда конфликтного и драматического, но в целом дружественного, выработали формулу совместного мирного сосуществования.

Это мирный и взаимовыгодный синтез наций, при котором страны полностью сохранят свой национальный суверенитет.

Если представлять Россию как историческую суперличность, то помимо двух главных оппозиционных сил — западного и восточного культурно-исторического начала, двух основных суперсубличностей, оппонирующих друг другу на ее пространстве, присутствует синтез наций- целый букет субличностей в виде народов, этносов и культур.

 В прошлом единственным способом сохранить эту огромную территорию, очень пеструю по своему цивилизационно-экономическому,историческому, этническому, религиозно-мировоззренческому, языковому, психологическому составу, было создание на этом пространстве особого государственного образования, которое называлось Российской Империей.

 Именно в этом пространстве формировалась особая евразийско-имперская ментальность, составлявшая основу евразийской психики. Она облегчит осуществление синтеза нации, о котором  мечтал Ассаджиоли.

Сегодня тяготение к интеграции или евразийский психосинтез российской истории — это фактор реальной современной геополитики.

 Ведь Евразийский Союз, который Википедия определяет как проект союза суверенных государств: России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении — это реальность с единым экономическим, военным и таможенным пространством, в дальнейшем имеющая перспективы перерасти в Большой Евразийский Союз, в котором могут участвовать такие страны, как Индия, Иран, Китай.

Чем теснее будет сотрудничество между теми странами, которые входят в Евразийский союз, тем более вероятно реализация мечты Ассаджиоли о синтезе наций. 

 

 

Чудесные психотехники психосинтеза

Прежде чем говорить о чудесных техниках психосинтеза  поговорим  немного о словах и о терминах в принципе.

 Психосинтез... Не надо пугаться слова с корнем «психо». Ведь «психо»-это совсем не  от «психа» Вообще-то на древнегреческом слово «психэ» означало душа.

 Да, мы живем в жестоком и прагматичном мире, но кому бы из нас понравилось, если бы нас сочли бездушным человеком. Душа- это эмоции, это радость, это любовь, это жизнь, настоящая жизнь.

 Психология изучает душу, а практическая психология работает с душой, помогает устранить душевную боль, очищает и возвышает душу и делает ее сильнее.

 Существуют самые разные методы практической психологии и один из самых известных – психоанализ Фрейда. Он очень популярен во всем мире и в России тоже, хотя нельзя сказать, что он близок российскому человеку- слишком много анализа, а нам хотелось бы чувствовать и любить.

 Психосинтез, как видно из самого названия- это нечто прямо противоположное психоанализу, нечто соединяющее психику. Его создал  в средине XX века бывший ученик Зигмунда Фрейда итальянский психолог и психотерапевт Роберто Ассаджиоли.

 Работая с сотнями и тысячами клиентов  я существенно модифицировал этот метод,  дополнил его несколькими  десятками новых положений и методов, приблизил его к условиям современности ( все-таки прошло несколько десятков лет и жизнь сильно изменилась) и адаптировал его к российской психологии и русской ментальности.

 В результате родилась психологическая и психотерапевтическая система, которая получила название «Восточная версия психосинтеза» (WVP). Я защитил   ее  как свое авторское направление перед лучшими на Комитете модальностей (психологических направлений) Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ).

 Я  изложил эту систему в сотнях статей, которые вы можете прочитать на моем сайте в разделе Обо мне, подраздел Моя авторская система.

 Итак, психосинтез в своей классической и восточной версии- это система эффективной саморегуляции, гармонизации личности и саморазвития, доказавший свою эффективность и гарантирующий человеку  долговременные положительные  изменения и во внутреннем мире, и во внешней жизни.

 Эта система содержит чудесные психотехники, материализующие желаемое и помогающие  всем положительным изменениям в жизни.

 Если вернуться к Ассаджиоли, то надо отметить, что  создавая свой метод, он исходил из того бесспорного факта, что наша психика раздроблена, что наша сознание состоит из частей, которые он назвал субличностями, т есть мелкими и несамостоятельными личностями.

 Они образовались из наших  самых разных и нередко очень противоречивых социальных ролей, которые нам приходилось играть в жизни.

 Например, на работе нам приходится быть очень жесткими и напряженными. Если мы хотим быть успешными, эту роль приходится играть очень часто и постепенно она становится нашей «второй натурой» и как маска прирастает к лицу.

 Но когда мы приходим домой в семью требуется быть другим человеком- нежным, внимательным и чутким.

 Когда-то мы были таковым, то есть у нас было это внимательное и способное любить «я», но постепенно суровая жизнь  ослабило его и превратило нас в жесткого работника, который приносит в дом эмоцию раздражения.

 Но дома от нас по-прежнему ждут любви. Налицо конфликт между двумя «я»- жестким и нежным, который, если длится  долго,  приводит к неврозу. Человек чувствует истощение и усталость, у него наблюдаются постоянные перепады настроения, переход от гнева к слезливости.

Так образуется  третье, невротическое «я», приводящее человека  в кабинет психолога и психотерапевта.

 Если мы изучим себя, самостоятельно (что происходит достаточно медленно) или с помощью психолога (что убыстряет процесс), вы увидите, что вы состоите из целого набора субличностей,  как правило, находящихся в состоянии конфликта.

 В вас могут одновременно уживаться  такие субличности как «заботливая мать», «обиженная дочь», «женщина, боящаяся мужчин», «гиперответственная  работница»,  «болтушка на вечеринках», «любительница шопинга», « лентяйка в отношении зарядки», «человек, с трудом принимающий решения».

 Перед вами случайный набор субличностей, но даже он наверняка содержит хоть одну, близкую вам. Если же вы покопаетесь в себе, то найдете целый ряд новых субличностей, причем о существовании этих субличностей вы и не задумывались.

 Субличности бывают разными для вас – хорошими или дружественными, нейтральными и негативными, разрушительными. От некоторых из них вам было бы очень полезно освободиться, ведь это именно они мешают вам  счастливо и гармонично, добиваться позитивных целей, общаться с людьми.

 Да  и сам хаотический и конфликтный порядок (точнее говоря беспорядок) общения этих субличностей между собой и называемый внутренним конфликтом, сложившийся  внутри вас тоже неплохо было бы поменять на что-то более счастливое и гармоничное.

 Особенно важно избавиться от негативных субличностей  и привести себя в состояние целостности и гармонии (пусть даже относительной и частичной, идеалы труднодостижимы) перед какими-то важными изменениями и поворотами судьбы.

 Это можно сделать с помощью  серьезной внутренней работы, основанной на применении чудесных техник психосинтеза. 

 Например внутреннее противоречивая женщина собирается выти замуж или конфликтный сложный мужчина получает новое, гораздо более ответственное назначение по службе.

 Если они не произведут внутреннюю работу с собой и не сумеют хотя бы до какой-то степени нейтрализовать эти внутренние противоречия и обрести новое единство (психосинтез) внутри себя, то они вряд ли выдержат испытание без потерь.

 Брак может завершиться разводом, а получение ответственного поста карьерным фиаско. Разве так не бывает в жизни? Разве  наши неудачи в ситуациях перемен и не объяснимы тем, что мы оказываемся внутренне не готовы к предлагаемым возможностям?

 Суть психосинтеза в том, чтобы собрать воедино  наши лучшие части самих себя ( субличности) и создать на основе их   новую субличность, способную справиться с переменами, вызовами судьбы,  непосильными нагрузками жизни,  сложными отношениями.

 Чтобы сделать это, психосинтез предлагает чудесные психотехники для изменения к лучшему.

 Это новое «Я», зрелое, ответственное, гармоничное и свободное от противоречий  представляет собой психосинтез первого уровня.

 Но эти делом не ограничивается.

 Для более полного саморазвития человеку необходимо соединиться с высшим духовным «Я», которое в религиях называли «искрой божией», «духом», «монадой», «совестью».

 Оно либо одобряет и поддерживает наши решения,  действия, поступки, посылая нам  новые силы, интуитивные прозрения, радость и вдохновение, либо не одобряет их,  в результате чего человек ощущает сомнения, замешательство, отсутствие удачи и вдохновения, угрызения совести.

 Не то, чтобы высшее «Я» специально наказывало человека, совершившего зло против других и самого себя или упорствующего в своих ошибках  и заблуждениях, но оно лишает такого человека естественной поддержки.

 И этого оказывается достаточно, чтобы человек сразу или по прошествии времени ощутил, что совершил ошибку.

 Соединение с высшим «Я» не достигается автоматически, оно требует усилий и внутренней работы над собой, не простой, но увлекательной, потому что нет ничего приятнее и радостнее, нежели наука совершенствования.

 Это и есть чудесные техники психосинтеза, помогающие стать лучше.

 В духовных учениях такая работа называлась молитвой, медитацией, созерцанием, катарсисом, современная психология говорит о достижении состояния вдохновения (Потока), интеграции всех частей и сил человека в единое целое.

 Если упростить подход и обобщить, все что было сказано выше, мы видим, что для интеграции самого себя нужно сделать два шага.  Вначале устранить внутренние психологические противоречия, которые возникает при достижении любой, более или менее серьезной цели и создать новое «я», ответственное за этот результат.

 А потом соединить это новое психологическое «я» с глубинным, вечным , живущим в глубинах нашего сознания высшим «Я», реальность которого хотя бы иногда в жизни чувствует каждый человек. Оно как бы благославляет наше начинание, вдыхает в него жизнь.

 Если вернуться к тем примерам, которые приводились - женщины, собирающейся  замуж   или мужчину, намеревающегося  вступить в должность, то психосинтез работает в  этой ситуации  по полной программе.

 Какие проблемы   у этих людей? Что они окажутся не на высоте предстоящих изменений и задач, неизбежно встающих перед  обеими кандидатами в жены или начальники.

 Что это означает на языке психосинтеза? Что у  этих женщины и мужчины недостаточно развиты  от природы и не сформированы воспитанием субличности  жены и начальника.

 Нужно усилить эти субличности, живущие внутри них как потенциальную силу и превратить их в реальную внутреннюю силу. Эти  новые, глубоко положительные субличности должны потеснить старые субличности, которые на сегодняшний момент правят балл внутри сознания наших героев.

 У молодой женщины к таким субличностям может относится светское ленивое «я», не желающее брать на себя ответственности будущего материнства или эгоистическая субличность, не умеющая уступать   мужчине в споре и принимаемых решениях.

 У мужчины это может быть некое неуверенное в себе «я», подсознательно боящегося необходимости управлять другими людьми и больше работать.

 Эти субличности укорены в сознании и даже теле женщины и мужчины и  с удовольствием привыкли к своему положению.  Чтобы потеснить их нужно проделать определенную работу по разотождествлению с ними и отождествлению с новыми субличностями.

 Что значит создать новую субличность в самом себе? Это значит выбрать конкретную  цель, создать ее яркий привлекательный образ  и устремится  к ней своим новым «я».

 Женщина должна захотеть стать женой и начать реальную психологическую работу над своими недостатками препятствиями, мешающими идее замужества.

 Мужчина также должен захотеть совершить карьерный скачок  и приступить к устранению внутренних и внешних препятствий. 

 Субличность, ответственная за достижение этих женских и мужских целей создается сосредоточенным размышлением о своем новом «я», нахождении своей новой роли,  образа  и стиля в поведении и попыткой применить это «я» к жизни.

 Найти, вырасти и укрепить субличность- это по сути дела найти, вырастить и укрепить нового себя.

 Чтобы  перейти на новый уровень пробуждающаяся субличность должна этого страстно захотеть, создать образ цели,  мысленно соединиться с этой целью ( в данном случае хорошее замужество или хороший карьерный пост).

 Чем чаще субличность думает на эту тему, чем более яркие эмоции  и вдохновение она испытывает по поводу цели, чем более эффективно и настойчиво она человек укрепляет ее чудесными техниками психосинтеза,  тем мощнее Поток- энергия, словно крылья переносящая нас в будущее и приближающая к цели.

 Надо понимать, что разные люди вдохновляются от различных целей и  образов. Женщина, сбежавшая от опостылевшего ей мужа-алкоголика  первое время  с ужасом будет думать о новом браке. Бизнесмен, уставший от бизнеса и думающий о дауншифтинге никак не вдохновится перспективой занять новый карьерный пост. 

 Потому хороший психосинтез говорит о необходимости вдумчиво и ответственно подбирать для себя вдохновляющие цели, соединяя с ними свое «я», новую субличность, которая постепенно  становится главным «я».

 И так женщина, вырастившая в себе хорошую внутреннюю жену обязательно выйдет замуж и  обретет реального мужа.

 А мужчина, внутренне подготовившийся к карьере по всем фронтам и взрастивший в себе образ внутреннего начальника рано или поздно сядет в хороший кабинет.

 Можно довольно долго готовиться к подобным переменам, но когда эти перемены происходят и человек получает предложение (женщина предложение руки и сердца, а мужчина предложение нового поста), все это  нередко выглядит как  внезапное чудо.

 Человек получает желаемое, когда перестает  его ждать. Мечты материализуются, воплощаются, становятся явью. Остап  Ибрагимович Бендер, веселясь над  пронизанной верой в чудо индийской философией называл фокусы йогов  «материализацией духов  и   раздачей слонов».

 Но как бы то ни было когда мы все-таки неожиданно получаем желаемое, мы его как бы материализуем и удача как большой белый слон входит в нашу жизнь.

 Все дело в том, чтобы найти вдохновляющую увлекательную цель , неважно большую или маленькую (законы работают одинаково, но большую все-таки лучше),  хорошо обдумать и представить путь к ней, соединиться с ней вначале мысленно, а потом и реально в точных поступках и действиях. 

 Действуя так, вы обязательно получите желаемое. В этом суть психосинтеза, материализующего наши сокровенные мечты и соединяющего с целями. Психосинтез-это не только  система чудесных психотехник, но и заслуженное счастье.

 Те удачливые  или упорные люди, осуществляющие задуманное были бессознательными носители философии психосинтеза. Но лучше стать сознательным мастером психосинтеза, владеющим его секретами.

 Еще один секрет психосинтеза в том, что помимо счастливого и удачливого  горизонтального Потока, соединяющего нас с целью и пробуждающего новое «я», нужно вызвать в жизни вертикальный поток, который как уже говорилась является неким  актом благословения, посылаемым нашей высшей духовной природой.

 Если мы даем  миру нечто правильное, оно наше высшее «Я»  дарует  поддержку и ободрение в виде прилива сил, радости, креативных идей,  понимания и ...нередко счастливых обстоятельств.

 Психосинтез таким образом- это два потока, один горизонтальный, соединяющий нас с какой-нибудь земной целью, которая нас привлекает и второй, вертикальный, помогающий слиться  с высшим «Я» или с миром духа.

 Второй поток поддерживает и благословляет  все наши начинания.  Два в одном, два потока в одном человеческом  сознании. Все предельно просто- соедините земное и духовное, стремление к цели и ее поддержку Свыше, благословение.

 Соединить эти два потока в единое целое в самом себе и стать гармоничным реализованным человеком-- это и есть самая чудесная техника психосинтеза.

 Чудо? Может быть. Но оно –реальное чудо.

 Есть множество стратегий,  методов, психотехник, упражнений, которые превращают мечты в реальность, материализует наши цели и помогают человеку жить интереснее, ярче, гармоничнее.

 Я написал целую книгу «Эволюция сознания: как соединить эффективность, счастье и духовность», содержащую более 300 с лишним упражнений и чудесных техник психосинтеза. Они могут приблизить нас к чуду самореализации  в этом мире и преобразить наше сознание.

 

 

Еще статьи...


Работа над собой