Авторская система

Пространство сознания

 Субличности человека, так же как и их объединение в некий центр, существуют в некоем психическом пространстве его сознания, в котором работают определенные законы.

 Они имеют, с одной стороны, субъективный характер и связаны с тем, как человек сам изнутри воспринимает свой внутренний психический мир, а с другой стороны, они носят объективный характер, более близкий к законам квантового мира.

Законы физики твердого тела здесь работают очень слабо. Пространство сознания представляет собой некую сферу, в каком-то смысле совпадающую с размерами тела или несколько выходящую за ее пределы.

Речь идет о субъективном восприятии себя.

Однако пространство сознания люди чаще ощущают в виде некоего круга или, точнее говоря, шара вокруг головы.

Что происходит с этой сферой, когда человек, думая о чем-либо, находящемся очень далеко от него самого, и он вынужден пытаться представить этот образ на большом расстоянии от себя?

 Как правило, нетренированный человек не может создать полноценный образ огромного пространства сознания, так же как и образ длительной временной протяженности.

Он переносит эти образы в свою маленькую субъективную сферу и попросту масштабирует ее в соответствии с возможностями своего пространственного и временного восприятия.

В этом случае образ далекой звезды воспринимается человеком в своем внутреннем пространстве сознания как что-то, с одной стороны, далекое, но, с другой стороны, как образ, находящийся внутри головы.

 То есть человек мыслит ее как далекую, иначе говоря, абстрактную, но воспринимает как нечто близкое.

Такое уменьшение огромных пространственных размеров до размеров тела составляет принцип человеческого восприятия, редактирущего реальность, по выражению американского психолога Грегори Бетсона.

Налицо разрыв между огромным пространством внешнего мира и маленьким масштабом мира внутреннего.

Но все относительно: если взглянуть на соотношение внешнего и внутреннего пространства с позиции творческих состояний и тем более озарения, то человек может воспринимать внешний мир как маленький и плоскостный, а внутренний мир — как объемный и огромный.

Более того, в состоянии озарения и даже в измененном состоянии сознания внешний мир воспринимается как небольшое пространство, находящееся внутри необъятного внутреннего пространства сознания.

Пространство внутреннего мира в человеке организовано отнюдь не однородно.

Там есть свои искривления и своя гравитация, порождаемая субличностями, играющими роль планет, и внутренним центром души, напоминающим Солнце.

 Эти центры силы втягивают в свои орбиты любые эмоции и мысли, появившиеся в смежном психологическом пространстве, заставляя их вращаться вокруг себя.

 Если бы какой-нибудь человек изучил борьбу мотивов или игру страстей внутри себя внимательно и непредвзято, если  бы он всмотрелся  эту картину,он наверняка увидел бы, как высокие мысли и чувства движутся в пространстве сознания по совершенно разным траекториям, с различной скоростью и особенностями движения.

Это позволяет отобрать из огромного многообразия красок и оттенков мира, которое психологически не тренированный человек не только не в силах понять, но даже воспринять, самые понятные и примитивные.

Если говорить о пространственной составляющей образа мира у психологически не развитого, дезинтегрированного человека, то можно с уверенностью констатировать, что это очень небольшое пространство, как правило, отождествляющееся с размерами тела человека.

Помыслить о большом пространстве, о бесконечности, о Боге неразвитому и даже среднему человеку очень непросто.

Субъективно человек редко когда отождествляет свое малое телесное и личное пространство с космическим пространством и вселенской протяженностью.

 Более того, подобный человек ощущает себя как отделенный от мира, и его пространство — маленький комочек плоти, точка или в лучшем случае автономная сфера.

Между так называемым объективным миром с его пространством и субъективным — пропасть отчуждения.

Чем больше человек стремится его преодолеть, тем больше мир, воспринимаемый как огромная груда материальных вещей, природа, которую материалистическое сознание не ощущает как живую, отталкивают его.

Человек, поднявшийся по эволюционной лестнице совершенствования, к какой бы традиции он ни принадлежал, совершенно по-иному воспринимает пространство.

Оно для него живое, и он не отделяет себя от него в некую эгоцентрическую капсулу.

Свое внутреннее, субъективное пространство сознания и души он воспринимает как продолжение пространства внешнего.

Воистину это две бездны, одна из которых постоянно переходит в другую, и между ними нет четких границ.

Слова Канта о том, что его восхищают две вещи в мире: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас, — как раз об этом мироощущении единства.

Восточная версия психосинтеза предлагает практики и методы, помогающие человеку преодолеть свое дуальное восприятие мира и пространства и научиться воспринимать и внешний, и внутренний мир как две разные грани единого, живого, одухотворенного пространства сознания.

Речь идет о всеобщем  едином пространстве.

 Даже небольшое движение в этом направлении помогает человеку раскрыть свои скрытые психические ресурсы и обрести новый уровень целостности.

 

 

Как соединить эффективность, счастье и духовность. Упражнения и психотехники.

 

1. Оцените свою эффективность. Задайте себе вопрос, насколько вы эффективно живете.

Рассматривайте эффективность как способность ставить цели и достигать их.

Составьте список жизненных целей, которые вы ставили перед собой за последние пять лет, три года, один год, полгода. Отметьте, какие цели вы сумели осуществить и на сколько процентов.

Уточните также, насколько часто вы опаздываете и сколь велика цена, которую вы заплатили за достижение своих целей.

Посоветуйтесь с близкими людьми, кто хорошо вас знает, считают ли они вас эффективным человеком. Оцените свою эффективность по десятибалльной  системе.

Почаще делайте упражнения и психотехники, помогающие соединить эффективность, счастье и духовность.

 

2. Оцените свою счастливость. Оцените, насколько вы считаете себя счастливым человеком и вообще, и в связи с реализованными целями.

Возьмите список целей и против каждой из них, осуществленных полностью, наполовину или совсем немного, рядом с процентом «осуществленности» поставьте процент того счастья, которое вам принесла каждая из поставленных целей.

3. Проверьте свою мотивацию. Сам человек не может определить степень своей духовности.

Наилучшим критерием духовности человека будет его искренняя готовность работать над собой и бескорыстность в отношении других людей.

Спросите себя, в какой степени вы готовы делать усилия и отдавать свои силы для духовных целей самопознания и самосовершенствования.

Что в большей степени движет вами — сугубо эгоистические цели или желание что-то сделать для людей и для мира?

Старайтесь отвечать себе на эти вопросы максимально искренне и сознательно. Такие упражнения и психотехники помогут вам постепенно соединить эффективность, счастье и духовность.

4. Список целей. Составьте список тех целей, которые вы хотите реализовать в своей жизни или которые вы уже осуществляете.

Попробуйте измерить свою собственную эффективность в отношении тех целей по десятибалльной системе.

А теперь спросите себя: насколько осуществление этих целей приносит вам счастье?

5. Соедините цель и чувство радости. Если вы удовлетворены вашими целями и готовы и дальше реализовывать их, начните работать над увеличением положительных эмоций, сопровождающих ваше целеустремленное поведение.

Это поможет вам соединить эффективность, счастье и духовность. Вспомните самое яркое переживание счастья, которое у вас было, и попытайтесь оживить в сознании эти эмоции.

После этого попробуйте соединить проснувшееся ощущение позитива и удовлетворенности жизнью («жизнь прекрасна!») с самим образом достижения цели. Вас должен по-настоящему вдохновлять как процесс, так и результат.

6. Измените вектор цели. Посмотрите, куда направлены ваши жизненные цели, и попробуйте поменять их вектор в лучшую сторону.

Попробуйте соединить ваши цели с энергией позитива и духовности. Попытайтесь мысленно окрасить свои цели и действия, которые вы предпринимаете, в духовные краски.

Представьте, что ваша духовная цель – это как бы далекий маяк и путеводная звезда, к которой нужно идти.

А ваша более практическая земная цель — это всего лишь ступенька на большом пути совершенствования, некая веха. Мысленно соедините малую и большую цели единой линией.

Такие упражнения и психотехники приближают соединение эффективности, счастья и духовности.

7. Одухотворите свои цели. Настройтесь на одухотворение всех земных целей. Какую цель вы бы перед собой ни ставили, старайтесь, чтобы она включала в себя духовную мотивацию.

Делая бизнес, одновременно с этим делайте себя.

Старайтесь, чтобы любое внешнее дело сегодня вы делали более совершенно, чем вчера, и чтобы тренировка любого внешнего навыка в конечном счете тренировала ваше сознание.

 

 

Еще статьи...


Работа над собой