Модель сознания: как соотносятся бессознательные, сознательные и сверхсознательные процессы
Психологическая наука говорит нам о том, что помимо чисто сознательных процессов, происходящих в психике, у человека есть еще бессознательные и сверхсознательные процессы, которые не доступны для понимания самого человека, но которые может, пусть и приблизительно, исследовать наука.
Восточная версия психосинтеза принимает семиуровневую модель сознания, предложенную Роберто Ассаджиоли, однако сосредотачивается на тех динамических трансформациях, которые под влиянием психосинтетической работы над собой могут произойти в человеческом сознании и изменить соотношение между разными ее частями.
Так, одним из главных направлений работы в данной версии является работа человека над собой, как совместно с психологом, так и самостоятельно.
Критерием результативности этой работы является увеличение и расширение поля сознания и повышение силы присутствия сознательного «Я», которое меняет соотношение между различными слоями сознания в человеке.
Следует подчеркнуть, что модель сознания, предлагаемая психосинтезом исходит из того, каждый уровень сознания связан с так называемым эволюционным временем, определяющим господство того или иного слоя сознания в тот или иной период его существования.
Эволюционное время показывает, когда формировался тот или иной слой сознания.
Так низшее коллективное бессознательное, где хранятся следы пережитого человеком опыта, школа психосинтеза связывает с прошлым временем, среднее бессознательное, где находится поле сознания, решающего сиюминутные задачи, — с настоящим временем, а высшее бессознательное, или сверхсознание, которое большинству людей еще предстоит раскрыть в себе в результате серьезной духовной работы, — с будущим эволюционным временем.
Рассмотрим каждый из этих уровней более подробно, причем начнем с верхних этажей.
Наиболее подробно феномен высшего бессознательного, или сверхсознания, рассмотрен как раз в классическом психосинтезе.
Оно рассматривается как более высокий слой сознания, источник всех лучших мыслей, образов, идей, энергий.
Состояние вдохновения, способность к интуитивному познанию, интуиция, трансово-медитативные и молитвенные состояния лучших людей человечества, святых, мастеров духа, просветленных, героев, гениев, творцов, высшие чувства, творческие состояния, озарения, любовь, духовные образы, героизм, нравственные переживания — все, что делает человека лучше и поднимает его над собой, находится в этой зоне.
О сверхсознательных процессах говорят только те ученые, которые признают сверхсознание как реальность.
В советское время о сверхсознании говорил академик П. Симонов, который отождествлял его с творческой интуицией.
Восточная версия психосинтеза в своей модели сознания придает понятию сверхсознания и сверхсознательного исключительно важное значение.
Сверхсознание рассматривается как трудноопределимая высшая составляющая сознания, относящаяся к огромной духовной реальности, частью которой мы являемся.
Она, как некая сверхразумная световая сила, настолько превосходит обыденное человеческое сознание, что ее можно воспринимать как абсолют.
Ее главными свойствами являются абсолютная воля, с помощью которой она управляет психическими процессами, абсолютная любовь, благодаря которой она может сливаться и даже отождествляться с лучшими частями себя и с другими людьми, и абсолютная мудрость, за счет которой она может познавать себя.
Сверхсознательное начало по-разному выявляется в нашем сознании и жизни.
В эмоциональной сфере оно посылает свои импульсы в виде угрызений совести или, наоборот, приливов любви, вдохновения и восторга.
В ментальной сфере оно проявляет себя как вспышки интуиции.
В волевой сфере оно выступает как прилив сил, помогающий возобновить усилие, истощившее свою энергию.
Модель сознания, развиваемая в восточной версии психосинтеза утверждает, что в сверхсознательной области пребывают интуиция, творческое вдохновение, все высшие трансы и экстазы, духовность, любовь, лучшие нравственные чувства, стремление к красоте, гармонии, справедливости, состраданию, совершенствованию и сам архетипически заданный образ совершенства, а также все высокие сиддхи и тонкие сверхспособности.
Об этом говорил и Ассаджиоли, рассматривавший сверхсознательную область как эволюционное будущее человека и все, чего он может достичь в ходе восходящего развития.
Ниже сверхсознания находится так называемое среднее бессознательное (предсознание), где находятся жизненный опыт человека, его обыденные переживания, приобретенные навыки и самые разные психологические состояния, которые человек без особых усилий может вспомнить и произвольно, по своему желанию перенести в поле сознания.
Можно рассматривать среднее бессознательное как хранилище психологических ресурсов нашего прошлого опыта.
Среднее бессознательное состоит из таких психологических программа и элементов, как наши мысли, чувства, побуждения, решения, относящиеся к области бодрствующего сознания.
Оно связано с работой ума и души и, по сути, представляет собой живой и переживаемый опыт, еще не ставший автоматическим.
Психические переживания, хранящиеся в этой части нашего бессознательного, можно сравнить с «недавними документами» нашего компьютера, с которыми мы только что работали.
Они практически не отличаются от сознания и легко переходят на этот уровень.
Внутри сферы среднего бессознательного находится поле нашего сознания — своего рода мысленный экран, отражающий объем наших представлений о себе и мире.
На этом экране пробегает постоянный поток ощущений, эмоций, чувств, образов, слов, мыслей, желаний, решений.
Объем поля сознания зависит от целого ряда факторов: широты кругозора и образованности человека, масштаба задач, который ему приходится ежедневно решать, баланса экстравертности / интравертности его внимания, уровня его личностного и духовного развития.
Как правило, в поле сознания попадают мысли, чувства, переживания и желания, находящиеся в зоне среднего бессознательно и отражающие те заботы и проблемы, которыми повседневно занимаются люди.
Однако в него периодически попадают импульсы, переживания, идеи и состояния из низшего и высшего этажей сознания.
Они сражаются за внимание человека, и эта борьба нередко принимает форму того духовного противостояния двух начал в человеке, о котором говорит Библия: «Дьявол борется с Господом, и поле битвы — сердце человеческое».
От того, куда направит человек свое внимание и какой выбор он сделает, зависит, какие импульсы и влияния будут преобладающими в поле его сознания.
Именно в поле сознания находится центр принятия решений, делающий выбор, на чем концентрироваться, что отодвинуть в подвалы сознания или вовсе удалить как ненужный файл, какой образ будет решающим и какой поступок нужно сделать, в конце концов.
Еще ниже находится слой низшего бессознательного —своего рода склад, наполненный подавленными желаниями, психологическими комплексами, инстинктами, глубинными нереализованными программами, давно забытыми воспоминаниями.
С одной стороны, этот психологический материал может быть ресурсом (в случае если там содержится память о победах и неких приобретенных навыках, которые пока не пригодились, но могут понадобиться).
Эти глубинные ресурсы извлекаются не столь свободно, как лежащие на поверхности психологические состояния среднего бессознательного.
Для подобного извлечения требуются либо серьезные усилия самого человека, либо специальные методы, которые применяет психотерапевт.
С другой стороны, в этих подвалах сознания могут пребывать негативные психологические программы, разрушительные комплексы, деструктивные бессознательные алгоритмы поведения.
Если в человеке есть такой негатив, то он хранится именно на этих психических складах.
Модель сознания, развиваемая в восточной версии психосинтеза утверждает, что низшее бессознательное состоит из нескольких подуровней:
- все психологические реакции и программы, усвоенные нами и представляющие собой прошлый опыт, сжатый до автоматических реакций;
- психические программы, координирующие телесные функции организма;
- низшие телесные инстинкты и влечения (голод, секс, агрессия, инстинкт самосохранения);
- детские психические реакции, отличающиеся психоэмоциональной незрелостью, нетерпеливостью, импульсивностью, капризностью;
- психологические комплексы, порожденные психическими травмами и неудовлетворенными потребностями;
- патологические психические комплексы (деструктивные желания, фобии, мании, извращенные влечения — все, что религии считают силами зла в человеке).
Поле сознания — все те психологические процессы: мысли, чувства, образы, желания, ощущения, — которые попадают в фокус нашего восприятия и которые мы можем наблюдать, осознавать, оценивать, анализировать.
Объем поля сознания у всех людей разный, у кого-то — очень узкий, у кого-то — большой, вмещающий в себя самые разные переживания.
Он связан со вниманием человека и с его установками восприятия: чем более узкими оказываются подобные установки, тем меньше переживаний попадает в фокус восприятия самого себя и тем меньше поле сознания.
Сознательное «Я» — это психологический центр самосознания, чистое, беспримесное самоощущение, чувство «Я», отдельное от тела, эмоций, желаний, мыслей, принимаемых решений.
Сознательное «Я» проявляет себя во внутреннем мире человека как наблюдатель, отслеживающий поток переживаний.
Многие люди отождествляют это «Я» с полем сознания, то есть со своими мыслями и чувствами о себе, отождествляют наблюдателя и наблюдаемое.
Сознательное «Я» обеспечивает человеку ощущение непрерывности собственной личности. Сознательное «Я» имеет различные уровни сознательности и разную степень силы.
Восточная версия психосинтеза содержит очень серьезный блок упражнений, направленных на усиление сознательного «Я» в человеке.
Высшее «Я» — чистое, совершенное «Я», божественная искра или монада, космический свидетель, универсальный наблюдатель, живущий в глубинах человеческого сознания и не принадлежащий миру психики, а парящий над ним, — является аналогом атмана, или проявления Божественной самости.
Понятие высшего «Я», как уже говорилось, было введено Ассаджиоли в западную психологию как важнейший элемент модели сознания.
Можно сравнить высшее «Я» с чистым светом, который имеет некое проявление в нас в виде личного сознательного «Я», представляющего собой отраженный свет.
Современная психология не признает высшее «Я» как реальность, поскольку его существование не может быть подтверждено чисто научными изысканиями или экспериментами.
Однако духовно-мистический опыт человечества, подтвержденный мировыми религиями и эзотерическими учениями и нашедший более объективное освещение в трансперсональной психологии, позволяет подтвердить реальность высшего «Я».
Коллективное бессознательное — многослойный океан сознания, окружающий индивидуальное сознание, отделенный от него некоей тонкой мембраной, через которую различные мысли, идеи, образы и силы, живущие в этом океане, проникают в человеческое сознание.
Модель сознания, развиваемая в восточной версии психосинтеза опирается на идею прозрачности человеческого сознания.
Его открытость влияниям многослойного океана проявляются в том, что оно открыто для внешних влияний.
Океан коллективного бессознательного имеет несколько базовых слоев, или уровней.
Так же как и индивидуальное сознание, космическая реальность имеет три основных слоя: низшее коллективное бессознательное, среднее коллективное бессознательное и высшее коллективное бессознательное, или сверхсознание.
Этот океан отнюдь не статичен, в нем есть активная динамическая часть и потоки импульсов, идущих от его различных слоев, проникающих в индивидуальное сознание людей и влияющих на их самоощущение и поведение.
Так же как индивидуальное сознание, океан коллективного бессознательного, омывающий, словно острова, сознания отдельных людей, можно разделить на три слоя.
Низшее коллективное бессознательное — это слой ментально-эмоционального хаоса, примитивных мыслеформ, досознательных психических элементов, теневой тонкой реальности, которая, проникая в человеческое сознание, превращается в страсти, переживания и мышление негативного плана, слои сознания, называемые в религиях и духовных учениях адскими.
Модель сознания, предлагаемая в психосинтезе исходит из того, что импульсы, идущие из этих слоев, проникают через тонкую мембрану, отделяющую индивидуальное сознание от коллективного бессознательного.
В случае если перед нами — человек с неустойчивым эгоистическим сознанием, живущий исключительно для себя и подверженный разного рода страстям и привычкам к негативному мышлению, сфера его бессознательного и сознания подвержена влияниям и различным импульсам, идущим из этих слоев.
Человек, находящийся под влиянием этих сил, является своего рода марионеткой низшего бессознательного и может совершать любые негативные поступки и действия.
Сверхсознательная часть злодея развита слабо и не имеет на него серьезного влияния, муки совести заглушены.
Среднее коллективное бессознательное — это слой разумной ноосферы, рациональных мыслей, логически структурированной информации, знаний, которым должен обучиться каждый человек, претендующий на гордое звание homosapiens.
Оно хранится не только в книгах или на электронных носителях, но и на невидимых скрижалях тонкого пространства, составляющих материю коллективного бессознательного.
Высшее коллективное бессознательное – это слой духовной ноосферы, объединяющей лучшие достижения человечества, хранилище высших архетипов и коллективных религиозно-героических переживаний.
Именно они позволяют ощутить глубинное единство представителям самых разных традиций и культур.
Схема в «яйце сознания от Ассаджиоли» помещает сознательное «Я» в средний слой сознания, но на самом деле его позиция очень подвижна.
Оно может перемещаться и в верхние, и в нижние этажи сознания.
Модель сознания, предлагаемая восточной версией психосинтеза исходит из того, что сознательное «Я» направляет внимание на любой объект — не важно, относится ли он к внешнему или внутреннему миру.
Позиция сознательного «Я» может быть устойчивой и относительно постоянной, а может быть и весьма изменчивой.
Именно эта позиция определяет устойчивость самооценки человека и прочность его самоидентификации.
Если человек ступил на путь сознательной эволюции, он постепенно пробуждает в себе силу внимания, укрепляет свое сознательное «Я» и расширяет поле сознания с горизонтального, ситуативно-бытового уровня до вертикального и онтологического уровня.
Это выражается в расширении кругозора человека, возрастании мощи и тонкости его внимательности и проникновении луча внимания как в область сверхсознания, так и в сферу низшего бессознательного.