Авторская система

Работа с пространством. Как работать с внутренним пространством?


Практики работы с пространством, как внешним, так и внутренним пространством  присутствовали во всех системах духовного развития человека.

Мастера внутренней работы понимали, что субъективный образ пространства, живущий в глубинах человеческого сознания мал по своему размеру и очень искажен по отношению к Большому Пространству, являющемуся одним из образов Бога и Божественного Совершенства.

 Потому вопрос –как работать с внутренним пространством всегда стоял для них во главе угла.

Потому они предлагали человеку самые разные способы работы с пространством, включая варьирование образов пространства.

Как правило, эти методы нацеливали человека на самоисследование с точки зрения объема и заполненности того внутреннего пространства, с которым человек постоянно имеет дело.

Тибетский буддизм в лице ламы Тартанга Тулку утверждает, что Большое Пространство внутри человека заморожено и заменено привычным образом малого пространства, сводящего его до размера тела.

 Потому системы духовного развития предлагали человеку задуматься над вопросом как работать с внутренним пространством и попытаться  выйти за эти пределы, представляя, что мы принадлежим к огромному божественному пространству и готовы к слиянию с ним.

Восточная версия психосинтеза предлагает свою систему  работы с пространством  и подключения к большому пространству, предполагающее выполнение различных практик.

Они-то постепенно разморозят  большое Пространство и человек ощутит ту или иную степень   просветления.

Осознание  принадлежности к Большому Пространству  дает человеку огромное преимущество, раскроет в нем творческий потенциал, поможет ему эффективно и быстро разотождествиться с негативными переживаниями и психотравмами и вольет в него новые позитивные силы и переживания.

1. Исследуйте внутреннее пространство.

 Начните  работу с пространством с исследования своего внутреннего пространства путем целенаправленного наблюдения за своими мыслями и чувствами.

 Постарайтесь увидеть и понять, в какую сторону вы чаще всего мыслите и устремляетесь: вверх, вниз, в прошлое, в будущее, вовне, внутрь?

 Определите также, с каким настроем вы думаете в том или ином направлении (больше позитивным или больше негативным) и насколько интенсивны ваши мысли или чувства.

2. Откуда приходят мысли? Понаблюдайте за собой и попытайтесь увидеть, откуда к вам приходят новые мысли, образы, импульсы и желания: сверху, снизу, справа, слева, извне или из глубины?

 Это будет поначалу непросто, но постепенно вы научитесь не только интуитивному определению пространственного местонахождения приходящих к вам мыслей, но и умению определять их качество, эмоционально-смысловой заряд, духовную составляющую.

3. Источник мыслей. Учитесь определять источник мыслей, которые приходят к вам из вашей бессознательной сферы или даже из коллективного бессознательного.

 Важно чувствовать не просто то направление, откуда пришла эта мысль, но и тот источник, который, может быть, инспирировал эту мысль.

4. Центр души. Определите, где находится центр вашего внутреннего пространства, центр души. Как вы его ощущаете?

5. Где вы находитесь по отношению к центру? Наблюдайте за собой в разных ситуациях, пытаясь понять, где вы находитесь по отношению к центру вашего внутреннего пространства.

Определите расстояние и вектор движения, который позволит вам ощущать свою жизнь как возрастающую гармонию.

6. Укрепляйте внутренний центр. Интенсивная  и серьезная работа с внутренним пространством обязательно предполагает нахождение центра своей души и сознания. Если вы ощутили, что находитесь на периферии своего внутреннего пространства, и у вас нет ощущения здорового внутреннего центра себя и гармоничного самоощущения, сосредоточьтесь на ощущении, что ваше «Я» естественным образом живет в центре внутреннего пространства.

Заняв эту центральную позицию, удерживайте и укрепляйте ее, добивайтесь чувства органичности этого центра.

7. Методы деконцентрации. Если вы слишком зафиксированы в ощущении локальности вашего «Я» во внутреннем пространстве сознания, попробуйте применить практики деконцентрации.

 Они разработаны психологом Олегом Бахтияровым и описаны в его книгах.

Восточная версия психосинтеза модифицирует их использование, настраивая человека расширять сознание и мысленно выходить за пределы его зрительного поля, но особый упор делая при этом на ощущении вездесущности внутреннего центра.

В этом случае человек культивирует ощущение, что его «Я» присутствует везде, в каждой точке бесконечного пространства.

Важно культивировать в себе образ бесконечности и беспредельной силы, живущей внутри вас.  

Чем чаще вы будете выходить за малые горизонты сознания, делая своим воображением усилие, позволяющее представить, что за известными вам пределами присутствует новая, неизвестная  жизнь, энергии, перспективы, свет, тем быстрее будет происходить ваше духовное развитие.

Данный метод помимо гармонизации внутреннего пространства помогает растворять психические травмы и повышает силу человеческого «Я».

 

Символы сознания


 Существуют самые разные символы сознания и одним из таких символов является стороны света.

Если уподобить пространство сознания физическому пространству, то можно представить, что в нем есть четыре  стороны света, свой север, юг, восток и запад.

Они сами по себе, так сказать в статичном виде уже  несут для человека особое значение. Еще более значимы движения души, сознания и психики в направлении этих сторон света.

Если говорить о символизме этих четырех направлений и субъективном восприятии сигналов, идущих оттуда, то можно говорить о следующих символах сознания:

1) движение мысли вверх (север) означает стремление человека к совершенству, духу, свету;

 2) движение мысли вниз (юг) символизирует собой движение к эго и низшим телесным потребностям, к тьме, возвратное движение;

3) вправо (восток) — активное достижение земных целей;

4) влево (запад) — пассивное движение навстречу обстоятельствам, жизнь одним днем, инерционное бытие, которое, словно воды реки, относит нас к прошлому.

 Чтобы человек был способен управлять любым из этих потоков, он должен находиться в центре этого креста элементов  и одновременно символов сознания.

 Если ему удастся удержаться в центре, то он сможет остановить силу, которая увлекает его вниз, в направлении деградации, и влево, в прошлое.

 Важно не только уметь сознательно направлять потоки сил в нужном направлении.

 Не менее важно улавливать, откуда, из какого пространственного направления приходит тот или иной импульс, образ, мысль, побуждение.

Очень важна тема психогравитации и игры сил, действующих в пространстве сознания.

 Восточная версия психосинтеза, говоря о символах сознания вводит такие понятия, как гравитация, притяжение, центры, их влияние, форс-динамика, циклы, волны, завершение, инерция.

Можно говорить о том, что движения психической энергии в сознании не просто инициируются самим человеком, но и притягиваются извне определенными магнитами, каждый из которых связан с конкретной стороной света и внутренней программой.

Так, вверху находится наше высшее «Я».

Движение элементов сознания подчиняется действию законов психической гравитации. А символизм сознания  позволяет говорить о притяжении подобного к подобному.

Высокие мысли духовного характера притягиваются к подобным же высоким, низкие — к низким, обыденные — к таким же бытовым и приземленным.

Если какая-то мысль или чувство многократно повторяется, они как бы проторяют по неврологическим путям и пространству сознания некие маршруты, облегчающие повторение этой мысли.

 Мысленные волны движутся в психическом пространстве подобно физическим волнам, каждая из которых имеет период зарождения импульса, начала, подъема, стабилизации, спада и угасания.

 Каждый человек, научившийся секретам интроспекции, может научиться наблюдать за своими мысленными волнами и проверить действие этих законов на себе.

Практика работы с ментальными и эмоциональными психическими волнами подробно описана в соответствующей главе.

Помимо четырех направлений, по которым происходит движение мыслей, мыслеобразов, желаний и актов воли, в пространстве внутреннего мира  и символизме сознания есть еще два направления, которые нельзя не учитывать.

 Это движение мыслей:

- вперед, навстречу миру, вовне — экстравертный импульс;

- назад, удаляясь от мира внутрь, — интравертный импульс.

Далеко не всякое экстравертное движение суетно, напротив, оно может быть продиктовано мощным познавательным интересом человека или его желанием помочь миру своей волей и действиями.

Точно так же и интровертное направление мысли может быть как поиском духовного совершенства и стремлением дойти до самой сути бытия, так и безвольной склонностью человека уйти в мир иллюзий и грез.

Потому для достижения гармонии необходим выстроенный и подвижный баланс между мыслями внешней и внутренней направленности, между символами сознания восходящее и нисходящей направленности.

Элементы  сознания: мысли, мыслеобразы, чувства, импульсы — перемещаются в пространстве сознания не только хаотично, но и целенаправленно, только эти цели подчиняются воздействию различных сил.

В одних случаях на эти элементы влияют психологические магниты, которые притягивают мыслеобразы или чувства к себе, что проявляется как пространственное движение в определенном направлении.

В других случаях происходит отталкивание и движение элемента сознания в ином, прямо противоположном, направлении.

Символизм сознания позволяет говорить о двух основных потоков, выделяющихся среди множества других потоков и сил: эволюционных (вращательное движение вверх и внутрь) и инволюционных (движение вниз и наружу).

 За эволюционным потоком стоит высшее «Я», за инволюционным — негативное «Я», представляющее собой субличность, соединенную с низшими программами.

Иногда человек сам задает тот или иной импульс внутреннего движения, иногда он получает эти импульсы из той или иной части своего сознания, привязанной к пространственному положению.

Потому для каждого человека очень актуальной является его способность распознавания внутренних символов сознания и прежде всего  того направления, откуда к нему пришли тот или иной импульс, мысль или чувство.

Помимо закономерностей, отражающих работу внутреннего пространства сознания, восточная версия психосинтеза предлагает по-новому взглянуть на  такой важный символ сознания как субъективное психическое время, не тождественное объективному астрономическому времени.

 С одной стороны, речь идет о более глубоком осознании особенностей восприятия времени различными людьми (самой простой классификацией временных психотипов будет ориентация людей либо на прошлое, либо на настоящее, либо на будущее время).

С другой стороны, важно практическое умение работать с ресурсом времени, заполнять внутреннее время различными видами работы над собой.

Ведь каждая разновидность внутреннего времени ( речь идет о таких символах сознания и психических реалиях как прошлое, настоящее, будущее) содержит в себе мощные психические ресурсы.

Прошлое несет в себе опыт предыдущих побед и достижений, настоящее — вызовы, которые присутствуют «здесь и теперь», а будущее — огромные и разнообразные возможности перспектив, тайну.

Время, причем именно субъективное, скрывает в себе огромные ресурсы, и задача психотерапевта заключается в том, чтобы их освободить.

Восточная версия психосинтеза отводит вопросам усиления  энергии субъективного времени очень большое место.

У обычного, психологически не тренированного человека субъективное время не просто заморожено, оно еще и разорвано.

Люди погружены в свой временной поток и живут либо прошлым, как глубокие старики, либо настоящим, как конъюнктурщики или гедонисты, либо будущим, как прожектеры и мечтатели.

При этом они не умеют соединить энергию этих трех временных потоков воедино в настоящем.

Восточная версия психосинтеза предлагает человеку по иному подойти к временным символам сознания  и расширить временные рамки своего настоящего, присоединив к нему энергию прошлого и будущего, и добавить в переживание «здесь и теперь» немного динамики, перенести фокус внимания и часть энергии в будущее.

 

 

Еще статьи...


Работа над собой