Символы сознания
Существуют самые разные символы сознания и одним из таких символов является стороны света.
Если уподобить пространство сознания физическому пространству, то можно представить, что в нем есть четыре стороны света, свой север, юг, восток и запад.
Они сами по себе, так сказать в статичном виде уже несут для человека особое значение. Еще более значимы движения души, сознания и психики в направлении этих сторон света.
Если говорить о символизме этих четырех направлений и субъективном восприятии сигналов, идущих оттуда, то можно говорить о следующих символах сознания:
1) движение мысли вверх (север) означает стремление человека к совершенству, духу, свету;
2) движение мысли вниз (юг) символизирует собой движение к эго и низшим телесным потребностям, к тьме, возвратное движение;
3) вправо (восток) — активное достижение земных целей;
4) влево (запад) — пассивное движение навстречу обстоятельствам, жизнь одним днем, инерционное бытие, которое, словно воды реки, относит нас к прошлому.
Чтобы человек был способен управлять любым из этих потоков, он должен находиться в центре этого креста элементов и одновременно символов сознания.
Если ему удастся удержаться в центре, то он сможет остановить силу, которая увлекает его вниз, в направлении деградации, и влево, в прошлое.
Важно не только уметь сознательно направлять потоки сил в нужном направлении.
Не менее важно улавливать, откуда, из какого пространственного направления приходит тот или иной импульс, образ, мысль, побуждение.
Очень важна тема психогравитации и игры сил, действующих в пространстве сознания.
Восточная версия психосинтеза, говоря о символах сознания вводит такие понятия, как гравитация, притяжение, центры, их влияние, форс-динамика, циклы, волны, завершение, инерция.
Можно говорить о том, что движения психической энергии в сознании не просто инициируются самим человеком, но и притягиваются извне определенными магнитами, каждый из которых связан с конкретной стороной света и внутренней программой.
Так, вверху находится наше высшее «Я».
Движение элементов сознания подчиняется действию законов психической гравитации. А символизм сознания позволяет говорить о притяжении подобного к подобному.
Высокие мысли духовного характера притягиваются к подобным же высоким, низкие — к низким, обыденные — к таким же бытовым и приземленным.
Если какая-то мысль или чувство многократно повторяется, они как бы проторяют по неврологическим путям и пространству сознания некие маршруты, облегчающие повторение этой мысли.
Мысленные волны движутся в психическом пространстве подобно физическим волнам, каждая из которых имеет период зарождения импульса, начала, подъема, стабилизации, спада и угасания.
Каждый человек, научившийся секретам интроспекции, может научиться наблюдать за своими мысленными волнами и проверить действие этих законов на себе.
Практика работы с ментальными и эмоциональными психическими волнами подробно описана в соответствующей главе.
Помимо четырех направлений, по которым происходит движение мыслей, мыслеобразов, желаний и актов воли, в пространстве внутреннего мира и символизме сознания есть еще два направления, которые нельзя не учитывать.
Это движение мыслей:
- вперед, навстречу миру, вовне — экстравертный импульс;
- назад, удаляясь от мира внутрь, — интравертный импульс.
Далеко не всякое экстравертное движение суетно, напротив, оно может быть продиктовано мощным познавательным интересом человека или его желанием помочь миру своей волей и действиями.
Точно так же и интровертное направление мысли может быть как поиском духовного совершенства и стремлением дойти до самой сути бытия, так и безвольной склонностью человека уйти в мир иллюзий и грез.
Потому для достижения гармонии необходим выстроенный и подвижный баланс между мыслями внешней и внутренней направленности, между символами сознания восходящее и нисходящей направленности.
Элементы сознания: мысли, мыслеобразы, чувства, импульсы — перемещаются в пространстве сознания не только хаотично, но и целенаправленно, только эти цели подчиняются воздействию различных сил.
В одних случаях на эти элементы влияют психологические магниты, которые притягивают мыслеобразы или чувства к себе, что проявляется как пространственное движение в определенном направлении.
В других случаях происходит отталкивание и движение элемента сознания в ином, прямо противоположном, направлении.
Символизм сознания позволяет говорить о двух основных потоков, выделяющихся среди множества других потоков и сил: эволюционных (вращательное движение вверх и внутрь) и инволюционных (движение вниз и наружу).
За эволюционным потоком стоит высшее «Я», за инволюционным — негативное «Я», представляющее собой субличность, соединенную с низшими программами.
Иногда человек сам задает тот или иной импульс внутреннего движения, иногда он получает эти импульсы из той или иной части своего сознания, привязанной к пространственному положению.
Потому для каждого человека очень актуальной является его способность распознавания внутренних символов сознания и прежде всего того направления, откуда к нему пришли тот или иной импульс, мысль или чувство.
Помимо закономерностей, отражающих работу внутреннего пространства сознания, восточная версия психосинтеза предлагает по-новому взглянуть на такой важный символ сознания как субъективное психическое время, не тождественное объективному астрономическому времени.
С одной стороны, речь идет о более глубоком осознании особенностей восприятия времени различными людьми (самой простой классификацией временных психотипов будет ориентация людей либо на прошлое, либо на настоящее, либо на будущее время).
С другой стороны, важно практическое умение работать с ресурсом времени, заполнять внутреннее время различными видами работы над собой.
Ведь каждая разновидность внутреннего времени ( речь идет о таких символах сознания и психических реалиях как прошлое, настоящее, будущее) содержит в себе мощные психические ресурсы.
Прошлое несет в себе опыт предыдущих побед и достижений, настоящее — вызовы, которые присутствуют «здесь и теперь», а будущее — огромные и разнообразные возможности перспектив, тайну.
Время, причем именно субъективное, скрывает в себе огромные ресурсы, и задача психотерапевта заключается в том, чтобы их освободить.
Восточная версия психосинтеза отводит вопросам усиления энергии субъективного времени очень большое место.
У обычного, психологически не тренированного человека субъективное время не просто заморожено, оно еще и разорвано.
Люди погружены в свой временной поток и живут либо прошлым, как глубокие старики, либо настоящим, как конъюнктурщики или гедонисты, либо будущим, как прожектеры и мечтатели.
При этом они не умеют соединить энергию этих трех временных потоков воедино в настоящем.
Восточная версия психосинтеза предлагает человеку по иному подойти к временным символам сознания и расширить временные рамки своего настоящего, присоединив к нему энергию прошлого и будущего, и добавить в переживание «здесь и теперь» немного динамики, перенести фокус внимания и часть энергии в будущее.