Пространство сознания

 Субличности человека, так же как и их объединение в некий центр, существуют в некоем психическом пространстве его сознания, в котором работают определенные законы.

 Они имеют, с одной стороны, субъективный характер и связаны с тем, как человек сам изнутри воспринимает свой внутренний психический мир, а с другой стороны, они носят объективный характер, более близкий к законам квантового мира.

Законы физики твердого тела здесь работают очень слабо. Пространство сознания представляет собой некую сферу, в каком-то смысле совпадающую с размерами тела или несколько выходящую за ее пределы.

Речь идет о субъективном восприятии себя.

Однако пространство сознания люди чаще ощущают в виде некоего круга или, точнее говоря, шара вокруг головы.

Что происходит с этой сферой, когда человек, думая о чем-либо, находящемся очень далеко от него самого, и он вынужден пытаться представить этот образ на большом расстоянии от себя?

 Как правило, нетренированный человек не может создать полноценный образ огромного пространства сознания, так же как и образ длительной временной протяженности.

Он переносит эти образы в свою маленькую субъективную сферу и попросту масштабирует ее в соответствии с возможностями своего пространственного и временного восприятия.

В этом случае образ далекой звезды воспринимается человеком в своем внутреннем пространстве сознания как что-то, с одной стороны, далекое, но, с другой стороны, как образ, находящийся внутри головы.

 То есть человек мыслит ее как далекую, иначе говоря, абстрактную, но воспринимает как нечто близкое.

Такое уменьшение огромных пространственных размеров до размеров тела составляет принцип человеческого восприятия, редактирущего реальность, по выражению американского психолога Грегори Бетсона.

Налицо разрыв между огромным пространством внешнего мира и маленьким масштабом мира внутреннего.

Но все относительно: если взглянуть на соотношение внешнего и внутреннего пространства с позиции творческих состояний и тем более озарения, то человек может воспринимать внешний мир как маленький и плоскостный, а внутренний мир — как объемный и огромный.

Более того, в состоянии озарения и даже в измененном состоянии сознания внешний мир воспринимается как небольшое пространство, находящееся внутри необъятного внутреннего пространства сознания.

Пространство внутреннего мира в человеке организовано отнюдь не однородно.

Там есть свои искривления и своя гравитация, порождаемая субличностями, играющими роль планет, и внутренним центром души, напоминающим Солнце.

 Эти центры силы втягивают в свои орбиты любые эмоции и мысли, появившиеся в смежном психологическом пространстве, заставляя их вращаться вокруг себя.

 Если бы какой-нибудь человек изучил борьбу мотивов или игру страстей внутри себя внимательно и непредвзято, если  бы он всмотрелся  эту картину,он наверняка увидел бы, как высокие мысли и чувства движутся в пространстве сознания по совершенно разным траекториям, с различной скоростью и особенностями движения.

Это позволяет отобрать из огромного многообразия красок и оттенков мира, которое психологически не тренированный человек не только не в силах понять, но даже воспринять, самые понятные и примитивные.

Если говорить о пространственной составляющей образа мира у психологически не развитого, дезинтегрированного человека, то можно с уверенностью констатировать, что это очень небольшое пространство, как правило, отождествляющееся с размерами тела человека.

Помыслить о большом пространстве, о бесконечности, о Боге неразвитому и даже среднему человеку очень непросто.

Субъективно человек редко когда отождествляет свое малое телесное и личное пространство с космическим пространством и вселенской протяженностью.

 Более того, подобный человек ощущает себя как отделенный от мира, и его пространство — маленький комочек плоти, точка или в лучшем случае автономная сфера.

Между так называемым объективным миром с его пространством и субъективным — пропасть отчуждения.

Чем больше человек стремится его преодолеть, тем больше мир, воспринимаемый как огромная груда материальных вещей, природа, которую материалистическое сознание не ощущает как живую, отталкивают его.

Человек, поднявшийся по эволюционной лестнице совершенствования, к какой бы традиции он ни принадлежал, совершенно по-иному воспринимает пространство.

Оно для него живое, и он не отделяет себя от него в некую эгоцентрическую капсулу.

Свое внутреннее, субъективное пространство сознания и души он воспринимает как продолжение пространства внешнего.

Воистину это две бездны, одна из которых постоянно переходит в другую, и между ними нет четких границ.

Слова Канта о том, что его восхищают две вещи в мире: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас, — как раз об этом мироощущении единства.

Восточная версия психосинтеза предлагает практики и методы, помогающие человеку преодолеть свое дуальное восприятие мира и пространства и научиться воспринимать и внешний, и внутренний мир как две разные грани единого, живого, одухотворенного пространства сознания.

Речь идет о всеобщем  едином пространстве.

 Даже небольшое движение в этом направлении помогает человеку раскрыть свои скрытые психические ресурсы и обрести новый уровень целостности.

 

 


Работа над собой