Психосинтез о природе мышления

У психосинтеза и в его классической, и в восточной версии есть свой взгляд на природу мышления. Восточная версия психосинтеза рассматривает мышление как особую разумную и активную деятельность сознания, направленную на решение жизненных проблем.

Мышление помогает удовлетворению потребностей и осуществлению желаний и соединяет внутреннюю потребность с внешним миром.

Оно вместе с сознанием активнейшим образом участвует в формировании картины мира и образа себя. Как человек думает о мире и о себе, такой мир и образ себя он имеет.

Психосинтез связывает природу мышления с потребностью, с нуждой. Человек испытывает в чем-то нужду, которую невозможно удовлетворить немедленно, этому мешают внешние и внутренние препятствия. Он начинает искать выход из тупика, иначе говоря, думать.

Чем сложнее препятствие, тем интенсивнее нужно начинать думать. Мышление первобытных людей было во много раз проще способов мышления современного человека.

Но многократно усложнились задачи, которые необходимо решать, и стало интенсивнее развиваться мышление. Усложнились и потребности: к биологическим потребностям, которые ограничиваются задачами выживания, добавились потребности социальные.

Многие из потребностей сегодня являются потребностями престижа, навязанными цивилизацией.

Те люди, которые стали жертвами этих потребностей, вынуждены очень активно думать и производить в сознании различные, иногда изощреннейшие мыслительные схемы, дабы во что бы то ни стало найти возможность для получения желаемого.

Другие люди удовлетворяют сложные и разветвленные потребности в познании и творчестве.

Во всех этих случаях мышление становится инструментом психосинтеза, соединяющего внешнюю и внутреннюю реальность.

Психосинтез имеет особый взгляд на природу мышления. Мыслить — значит соединять, обеспечивать слияние объектов наших потребностей (даже на уровне корней слова «мыслить» и «слияние», «слитность» близки друг другу!), принадлежащих внешнему миру, и нашего сознания, желаний и эмоций, представляющих мир внутренний.

А как же творческие или тем более духовные потребности, относящиеся к внутреннему миру?

Они в какой-то степени являются внешними для обычного сознания, ведь духовная реальность, к которой стремятся люди, во многом недоступна для них. От силы, точности, упорядоченности и глубины мышления зависит полнота удовлетворения этих потребностей.

Что такое мышление по своей сути? Восточная версия психосинтеза имеет четкое представление о природе мышления. утверждает, что это зависит от точки зрения, с какой мы смотрим на мыслительные процессы.

С одной стороны, это способность к решению жизненных, научных, профессиональных и творческих задач.

С другой стороны, это способ познания мира, отражение его закономерностей, позволяющее устанавливать связи между познаваемыми объектами и субъектом, действуя при этом как по правилам формальной логики, так и с некоторым нарушением их, если речь идет об открытиях и творчестве.

С третьей стороны, это создание целостных мыслеобразов, имеющих тонкоматериальную вибрационно-энергетическую природу, голографическую форму и создающих особую тонкую реальность, которую Юнг называл коллективным бессознательным, Вернадский — ноосферой, античные мудрецы — миром эйдосов или идей, эзотерическая философия — тонким миром.

Эти мыслеобразы находятся в очень своеобразных отношениях с человеком, создавшим их: они взаимно влияют друг на друга, либо созидая в человеке целостность и гармонию и приближая человека к совершенству и духовной сфере, либо умножая его противоречивость и удаляя его от мира духа.

Один раз созданный мыслеобраз имеет тенденцию к повторению и самокопированию, размножаясь в сознании подобно вирусу.

Человек своими мыслями, сила которых зависит также от мотивов, желаний и эмоций, строит персональную психологическую вселенную, которая влияет на ее создателя, побуждая его поступать так, как он замыслил, и действовать в том направлении, как задумал.

 


Работа над собой