Новая пирамида потребностей: лестница из восьми ступеней
Новая пирамида потребностей: лестница из восьми ступеней
Потребности человека — движущая сила накопления жизненного опыта. Если же говорить о любом человеке, накапливающем жизненный опыт (синтезирующем впечатления), то сила, которая подталкивает его к подобному синтезу, — это потребности, превратившиеся в персональные желания и цели.
Восточная версия психосинтеза, отталкиваясь от восьмиуровневой ценностной шкалы ученика А. Маслоу, американского психолога Клэра Грейвза, выстраивает новую, восьмиуровневую, пирамиду потребностей. Как мне кажется, она охватывает спектр человеческих потребностей более полно.
Это потребности:
1) в выживании («я хочу выжить»);
2) в сохранении и продлении рода с помощью семьи («я хочу иметь брачного партнера и продлить свой род»);
3) во власти, обладании, насилии и эгоистических удовольствиях («я хочу немедленно удовлетворять свои любые желания и властвовать над людьми»);
4) в соответствии общественным нормам, в подражании принятому («я хочу быть как все»);
5) в лидерстве и личном успехе («я хочу быть лучше других»);
6) в эмоциональном принятии со стороны других людей с близкими интересами («хочу быть принятым и любимым»);
7) в глубинном познании мира и творчестве («я хочу понять этот мир и творчески реализоваться в нем»);
8) в духовном совершенствовании и служении («я хочу постоянно совершенствоваться»).
Новая пирамида потребностей позволяет увидеть, какие психологические типы людей встречаются наиболее часто.
Это наиболее обобщенные категории, в которые укладываются все существующие более конкретные и мелкие потребности и желания. В отличии от желания, потребности более постоянны, даже если человек удовлетворил то или иное желание чисто ситуативно потребность остается.
Новая пирамида потребностей позволяет глубже понять какие «Я» в человеческом обществе встречаются чаще всего. Это своего рода главные ролевые психотипы Это «выживающий человек», «семьянин», «агрессор», «конформист», «карьерист», «душевный человек», «творческая личность, эксперт», «духовный искатель».
Кроме того, все потребности персонализированы. Это означает, что человек в своей жизни всегда ощущает проявление той или иной потребности как свое персональное желание, потому формула любой потребности может быть выражена словами «я хочу» или «мне нужно».
Реализуя свою потребность, даже мелкую и незначительную человек на самом деле проявляет в жизни свою субличность, стоящую за каждой серьезной потребностью. Каждый человек — это сложный конгломерат потребностей, которые по отношению друг к другу могут находиться в трех основных состояниях: гармонии, сосуществовании и войне.
Новое понимание соотношения между этими потребностями основано на том, что реальный процесс удовлетворения потребностей не является линейным, обязательно предполагающим, что человек вначале реализует свои низшие потребности («вначале стану богатым»), а затем начнет удовлетворять более высокие потребности («разбогатев, займусь духовным совершенствованием»).
На практике все может быть наоборот: человек, застревающий в желании разбогатеть, может просто выключить у себя более высокие потребности.
Разве мы не наблюдали такие случаи на каждом шагу? А тот, кто начинает с потребности в совершенствовании и переносит ее в какую-то творческую сферу, постепенно решает и свои материальные нужды.
Конфликт между потребностями порой бывает очень острым и приносящим человеку большие страдания и проблемы.
Восточная версия психосинтеза исходит из того, что человек, стремящийся к счастью, должен осуществить гармоничный синтез потребностей в своем сознании.
При любой комбинации потребностей, свидетельствующее об уровне духовного развития человека подлинное счастье возможно только в том случае, когда в человеке хотя бы в какой-то степени проявлена потребность в совершенствовании.