Психосинтез и общение

 

 В восточной версии психосинтеза разработана также еще одна область, которую Ассаджиоли только наметил, — психосинтез, происходящий в общении.

Он предположил, что психосинтез выходит за пределы психики индивида.

Действительно, любое общение двух или нескольких человек и образование больших и малых групп обязательно предполагает сложные и не до конца исследованные процессы психологического синтезирования.

Еще более сложные процессы происходят в случаях, когда мы пытаемся понять психосинтез на уровне взаимодействия этносов культур и народов.

Психосинтез и общение народов- тема отдельного разговора.  Чем более внутренне проработаны  внутри себя целостные и гармоничные люди, вступающие в коммуникацию, чем полнее интеграция субличностей каждого из них, тем более гармонично протекает само общение.

Но чем больше внутренних конфликтов и разнонаправленных субличностей в каждом из людей, тем дисгармоничнее само общение.

Из истории религий и духовных учений известно, что учителя и мастера, принадлежащие к разным традициям, при встрече друг с другом, как правило, не конфликтуют.

Но именно последователи зачастую устраивают между собой религиозные войны.

Из жизни мы знаем, что если в контакт друг с другом вступают различного рода криминальные элементы и банды, то их общение чаще всего заканчивается не  мирными переговорами, а   перестрелкой и кровавыми разборками.

Все это — результат взаимодействия агрессивных, психологически не проработанных субличностей внутри сознания каждого из членов подобных банд.

Исследование темы психосинтез и общение помогает понять, каким образом происходит объединение людей на разных уровнях.

Процесс общения личности людей, состоящих из ряда субличностей, образует сложную фигуру различной степени интегрированности, в которой есть некий психологический центр, рождаемый объединенной энергией участников общения.

Сама эта фигура (коммуникат) может иметь долгую жизнь, как это бывает в случаях глубокого общения двух или нескольких человек, значимых друг для друга.

Но  может быть и  очень эфемерным образованием, быстро растворяющимся, подобно призраку, без особых последствий для участников, как это бывает при случайном общении.

Все это позволяет  говорить о том, что долговечность этой коммуникативной фигуры зависит от заряда энергии, сосредоточенной в этом центре, и от степени конфликтности субличностей с той или другой стороны.

Если же речь не о разовом или эпизодическом общении случайных людей, а о длительных взаимоотношениях, то в них процессы коммуникативного психосинтеза налицо.

Чем ближе человек, гармоничнее и длительнее по времени союз между людьми, тем прочнее психосинтез.

Много написано про хорошие отношения пожилых супругов, которые в итоге срастаются друг с другом настолько, что получается как будто единый человек, которого просто невозможно разделить.

Сама идея духовных половинок, восходящих еще к половинчатым душам Платона, является ярчайшим проявлением психосинтеза.

То же самое можно сказать и о крепких дружеских отношениях, когда друзей называют «не разлей вода».

Чем дальше люди друг от друга, тем меньше психосинтеза или он может быть лишь примитивным временным соединением.

Временное единство возможно и на уровне большого числа людей.

Стадное чувство, объединяющее толпу футбольных фанатов, готовых к погромам, — это тоже вариант психосинтеза, только со знаком минус.

В восточной версии психосинтеза разработаны методы внутренней гармонизации тех субличностей в каждом человеке, которые участвуют в общении.

Исследование темы психосинтез и общение позволяет лучше понять механизм тех ролевых Я, которые образовались внутри нас и превратились в грани характера.

С определенной точки зрения, субличности, живущие внутри нас, можно назвать «командой», игра которой зависит от того, насколько эта команда сплочена.

Если сплотить такую «команду» внутри сознания каждого участника общения, то эффективность коммуникации людей, вступающих во взаимодействие друг с другом, вырастет во много раз.

Таким образом, мы видим, что восточная версия психосинтеза делает его весьма эффективным методом трансформации отдельного человека и групп людей, проявляющих себя в самых разных сферах.

 


Работа над собой