Практика медитации в психосинтезе
Практика медитации в психосинтезе занимает важное место. Ассаджиоли придавал большое значение медитации, рассматривая ее и мощный инструмент духовного развития человека и как средство эффективной работы психотерапевта с клиентом:
«У медитации есть шанс стать одной из ведущих психотерапевтических техник. Все последние психотерапевтические подходы развиваются именно в этом направлении.
Однако достижение успеха в этой области целиком зависит от глубинного пересмотра принципов обучения психотерапевтов и от психотерапевтической практики.
Для психотерапевтов чрезвычайно важно продолжать изучение техники медитации.
Нам остается только надеяться, что медитация превратится в систематизированную технику, приносящую пользу всем тем, кто стремится к раскрытию своих высших психических возможностей».
Медитативная практика восточной версии психосинтеза разнообразна, и она отличается от собственно восточных методов медитации, принятых в Индии и Китае.
Остановимся на тех ее видах и способах, которые наилучшим образом помогают человеку осуществить синтез своей личности со сверхличной высшей духовной частью себя.
Она имеет следующие базовые признаки:
1. Практика медитации в восточной версии психосинтеза нацелены на соединение статических и динамических медитативных методов, практик, выполняемых с открытыми глазами в жизни, и практик с закрытыми глазами в условиях уединения.
2. Медитации WVP сочетают упражнения, направленные на получение (присоединение, синтезирование) новых позитивных и нужных человеку переживаний и состояний с упражнениями отсоединения, отделения, отдавания, освобождающими от негативных переживаний и состояний.
Причем стратегия овладения медитативными практиками WVP основана на соблюдении баланса между получением желанного и необходимого (ассоциацией) и отдаванием нежелательного и ненужного (диссоциацией).
3. Практика медитаций в психосинтезе, особенно в его восточной версии направлены на достижение непрерывности сознания, устремленного к своему глубинному центру — высшему «Я», повышение уровня присутствия человека в собственной жизни.
Они предполагают воспитание в человеке осознанности такого уровня, при котором его внимание равномерно распределялось бы между конкретным делом, которым занят в данный момент человек, его внутренним миром, включающим в себя телесное самоощущение, эмоции и ментальную направленность мыслей, и, наконец, высшим «Я».
Быть одновременно активно действующим, осознающим себя, связанным с высшим «Я» и наполненным всеми позитивными ресурсами — вот цель, на которую ориентирует своих последователей восточная версия психосинтеза.
Причем в каждый момент нужно стремиться к осознанию и реализации (и внешней, и внутренней) необходимости как эволюционной задачи.
Каждое мгновение человеческой жизни имеет свою логику и наилучший вариант осуществления, который на внешнем уровне можно определить как самое точное действие, наилучшим образом ведущее к цели и успеху, а на внутреннем уровне — как внутреннее действие (осознание, молитва, усилие, концентрация, образ, творческая мысль), приближающее нас к духовному центру и совершенству, внешнюю и внутреннюю необходимость.
Восточная версия психосинтеза вносит новые краски в основные психологические методы отождествления и разотождествления, которые предлагает классический психосинтез.
В восточной версии психосинтеза к каждой из этих практик медитации и техник прикладывается определение «осознанное».
Она предлагает человеку наблюдать за собой не просто стихийно, но осознанно, и не только безоценочно, но и под определенным углом зрения.
Поскольку в психосинтезе главное — это ускоренное накопление эволюционного опыта, предполагающее синтезирование и переработку всех лучших жизненных впечатлений и переживаний, то необходимо научиться сознательно разотождествляться с теми психологическими состояниями, которые разворачивают вектор нашего внимания, воли и поведения с эволюционного направления к инволюционному.
Точно так же нужно уметь сознательно отождествляться с теми духовно-психологическими состояниями и устремлениями, которые уводят нас с эволюционной дороги на тропу инволюции, эгоизма и обывательских целей.
4. Медитативная практика психосинтеза, особенно в восточной версии EVP не религиозна, но духовна в своей внеконфессиональной основе.
Ее могут использовать для работы над собой даже мягкие атеисты, причем результаты этой работы иногда бывают такими, что эти люди в конце концов приходят к вере и религии.