Процессы отождествления и разотождествления: как работает наша психика
Процессы отождествления и разотождествления: как работает наша психика
Ближайший ученик и сподвижник Роберто Ассаджиоли Петро Ферруччи подробно и с использованием зрительных схем описал процессы отождествления и разотождествления, происходящие в сфере психики:
«Разотождествление происходит путем наблюдения. Вместо того чтобы растворяться в ощущении, чувстве, желании или мысли, мы наблюдаем за ними со стороны без какой-либо оценки, без намерения изменить их, без какого бы то ни было взаимодействия с ними вообще.Мы смотрим на них как на нечто внешнее, будто рассматриваем некий пейзаж.
1. Пустые круги означают содержания сознавания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка обозначает «Я», которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: я зол, я счастлив, я устал. |
2. Можно переживать себя как чистое сознавание «я есмь» без какого бы то ни было содержания. Из этой точки «Я» наблюдает все содержания сознавания, не отождествляясь с каким-либо из них. |
3. Согласно психосинтетической концепции, «Я» не является ни пассивным зрителем, ни актером. «Я» — это режиссер-постановщик представления, отвечающий за его качество, своевременность и чуткое руководство. |
4. Когда «Я» явственно присутствует в личном опыте индивида, он может легко и полностью отождествиться с любым содержанием сознания, от романтической любви до неистового гнева или волчьего аппетита. Но он может также разотождествиться с любым из них. Сознавая себя как «Я», человек постоянно имеет свободу выбора». |
Рис. 3
Приведенные выше схемы, в частности, схема 4, показывают, что если человек сумел занять центральную позицию по отношению к другим субличностям и разотождествиться с ними, внутренняя интегрированность человека возрастает.
Петро Ферруччи подробно описывает те результаты, к которым приводит практика самонаблюдения и разотождествления:
«Первым результатом такого наблюдения является освобождение от наблюдаемого. Если «мне страшно», я наблюдаю свой страх, я ясно вижу его очертания, я вижу, что страх — это не я, что он представляет собой нечто внешнее; я вижу, что сам я свободен от этого страха.
«Я» — это та наша часть, которая способна наблюдать любое содержание психики, не будучи вовлеченной в его атмосферу. Наличие такой части позволяет всей личности обрести равновесие, которое в противном случае было бы невозможным. Эту ситуацию можно проиллюстрировать восточной притчей о десяти глупцах. Десять глупцов переплыли реку; добравшись до другого берега, они захотели убедиться, что все живы и здоровы. Один из них начал считать, но забыл о себе и сосчитал только девять остальных. «Нас только девять, — заявил он. — Один из нас, должно быть, утонул». «Ты уверен, что посчитал правильно?» — спросил другой глупец и принялся пересчитывать, но о себе тоже забыл. Тут и другие глупцы этим занялись, но, сколько ни считали, результат был тот же — девять. Уверившись, что один из них утонул, они стали оплакивать его гибель, хотя не могли сообразить, чью именно. Проходивший мимо человек поинтересовался, что случилось, и глупцы ему объяснили. Поскольку перед ним стояли все десятеро, прохожий догадался, в чем дело, и стал считать их, прикасаясь к каждому по очереди и требуя, чтобы тот называл свой порядковый номер. «Один», — сказал первый. «Два», — произнес второй. И так добрались до последнего, который сказал: «Десять». Пораженные глупцы поблагодарили прохожего и порадовались благополучному исходу дела.
Эта история показывает, как легко стать жертвой иллюзии, не располагая единой точкой зрения на происходящее.
Чтобы иметь возможность составить ясное и верное представление о ситуации, нужно быть независимым от игры включенных в нее сил. В случае человеческой личности такие условия достигаются путем самоотождествления.
Самоотождествление можно сравнить с панорамной смотровой площадкой, поскольку с наблюдательного пункта «Я» мы можем обозревать общую картину вечно изменчивого содержания своей личности.
Первые четыре пункта приведенного ниже упражнения служат восхождению на эту смотровую площадку внутреннего пространства. Пятый пункт, естественно вытекающий из предыдущих, нацелен на то, чтобы пережить себя как чистое сознавание.
Если вернуться к четырем этапам психосинтеза, то квинтэссенцией метода можно считать именно последнюю стадию работы — соединение нового «Я», или сознательно выстроенного внутреннего психологического центра, с высшим «Я», то есть синтезирование двух «Я» в единое целое.
Петро Ферруччи, считавший, что «в психосинтезе «Я» не является ни пассивным зрителем, ни актером» и что оно — «скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство», выделил идею двух «Я»: трансперсонального и духовного.