Духовные символы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

Проанализировать группы символов, добавить немного своих и предложить человеку медитацию на символ, отличающуюся от других медитаций. Символ и в статике, и в динамике, медитация на символ как восстанавливающая грань целого.

Классический психосинтез уделял работе с символами очень большое внимание.

В то время психологи — и Юнг, и Ассаджиоли — изучали сакральную символику куда подробнее и заинтересованнее, нежели современные, более прагматично настроенные специалисты.

Они были убеждены, что концентрация внимания на символе, олицетворяющем собой гармонию и симметрию, может помочь человеку, пережившему травму или страдающему неврозами, гармонизировать собственную психику.

Ну и, конечно, работа с символами ускоряет процесс духовного роста человека, эволюции его сознания.

Ассаджиоли предлагал человеку медитировать над следующими  духовными символами:

1. Символы природы

К ним относятся воздух, земля, огонь, вода; небо, звезды, солнце, луна.

Среди основных природных и духовных  символов  присутствует также гора (с ней связана техника «восхождение»), море, ручей, река, озеро, пруд, ветер, облако, дождь, туман; пещера, дерево, пламя и огонь, пшеница, семя, цветы (роза, лотос, подсолнечник и др.); драгоценность, бриллиант и различные символы, связанные со светом (включая восход, закат, лучи света и др.) и с тьмой (включая тень) и др.

2. Животные символы

Лев, тигр, змея, медведь, волк, бык, коза, олень, рыба, гусеница куколка бабочка (как символ превращения); птицы (орел, голубь и др.); домашние животные (лошадь, слон, собака, кошка и др.); яйцо. Эта группа символов олицетворяет собой человеческие качества, имеющие животную природу.

3. Человеческие символы

Данная группа духовных символов имеет общечеловеческую природу.

А. Общечеловеческие символы:отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат; дитя, старый мудрец, маг, король, королева, принц, принцесса, рыцарь, наставник; сердце, рука, глаз; рождение, рост, смерть и воскрешение.

Б.Современные человеческие символы:они включают скалолаза, исследователя (в том числе и космического), пионера, ученого (физика, химика и др.), водителя, летчика, радио- или телетехника, инженера-электронщика и др.

4. То, что создал человек

Мост, канал, резервуар, туннель, флаг, фонтан, маяк, свеча, дорога, тропа, стена, дверь, дом, замок, лестница, зеркало, коробка, меч и др.

5. Религиозные и мифологические символы

Большая группа духовных символов имеет религиозную и мифологическую основу.

А. Общие и западные религиозные символы:Бог, Христос, Богоматерь, ангелы, дьявол, святые, священник, монах, монахиня, воскресение, ад, чистилище, небеса, Грааль, храм, церковь, купель, крест.

Б. Восточные символы:Брахма, Вишну, Шива, Будда и др.

В. Мифологические символы: языческие боги, богини и герои: Аполлон, музы (символизирующие науки и виды искусства), три Грации (символы чистой женственности), Венера, Диана (символ женщины, отвергающей собственную женственность), Орфей, Дионис, Геркулес, Вулкан, Плутон, Сатурн, Марс, Меркурий, Юпитер, Вотан, Зигфрид, Брунгильда, Вальгалла, Нибелунги, Валькирии и др.

6. Абстрактные символы

Целая группа духовных символов относится к так называемой абстрактной символике.

А. Числа: в пифагорийском смысле, например, единица символизирует единство, двойка — противоположность, тройка — взаимодействие и т. д.

Б. Геометрические символы:

Двухмерные: точка, круг, крест (различные виды: знак «+», христианский крест, крест св. Андрея или знак умножения), равносторонний треугольник, квадрат, ромб, звезда (пяти-, шестиконечная и др.).

Трехмерные: сфера, конус, куб; спираль и др.29

Последователи Ассаджиоли, в частности, украинский философ и психолог Владимир Данченко, предлагают еще более четко сгруппировать символы и архетипы для внутренней работы согласно той динамике, которую они предлагают для человека, стремящегося через символы познать себя, свое внутреннее пространство и приблизиться к совершенству.

Строго говоря, данные группы  духовных символов это одновременно и виды духовных практик, отличающиеся друг от друга своим вектором и характером движений. Восточная версия психосинтеза дополняет группы символов и предлагает свой вариант работы с ними.

1.1. Обращение внутрь (интроверсия).

Первая группа символов

Первая группа  духовных символов и духовных практик связана с самоуглублением человека, его погружением внутрь себя с целью самопознания и приближения к центру духовного существа.

 Она призвана выправить крен в экстраверсию и поверхность, присущий современному человечеству, боящемуся внутренних глубин и бегущему от встречи с ними во внешнюю суету и развлечения.

Восточная версия психосинтеза принимает этот подход, отмечая, что у многих людей в наши дни развивается ложная невротическая интроверсия, предполагающая погружение человека в негативные внутренние миры и отождествление с разрушительными глубинными психологическими программами.

Она подчеркивает, что важна не интроверсия сама по себе, а прежде всего такое  реализуемое через концентрацию на духовных символах внутреннее погружение в себя, которое приведет в центр внутреннего существа и позволит соединиться с сердцевиной самого себя, с собственным духовным ядром.

Без точной внутренней навигации, без развития духовной интуиции, которая способна чувствовать истину и вести к ней в условиях дефицита информации, странствования по необъятным просторам сознания и подсознания могут привести в тупик.

1.2. Спуск — нисхождение.

Вторая группа символов

Вторая группа духовных  символов имеет отношение к нисхождению человеческого сознания на дно души, в так называемые инфернальные, или адские, области.

Смысл такого нисхождения заключается в познании всех сторон своей души с целью их последующего высветления и преображения.

 Все религии и эзотерические учения имели мифы и легенды на эту тему.

О нисхождении Будды и Христа в ад в религиях и околорелигиозных традициях сложены целые легенды.

Человек, прошедший через подобную практику, становился сильнее, мудрее и чище.

Нисхождение в глубину самого себя является необходимым условием самопознания и признания, что в душе присутствуют самые разные силы.

Без этого трезвого признания человек не сможет встать на реальный путь восхождения и преобразования самого себя.

1.3. Подъем — восхождение.

Третья группа символов

Третья группа  духовных символов предполагает движение человеческого сознания вверх по некоему пути или лестнице к более высокому и совершенному бытию.

Все духовные традиции Востока и Запада рассматривали путь человека к Богу как восхождение к неким вершинам и содержали в себе символы высоты духа.

Потому символ подъема вверх относится к числу универсальных символов.

Духовный мир назывался горным, или горним, миром, что указывало на вектор, который предполагается на духовном пути, и на образец, которому необходимо следовать.

Восхождение предполагало отказ от многих привычек и преодоление негативных качеств, удерживающих человека внизу.

Само совершенство связывалось многими религиями с образом неба и потому помещалось вверху.

Восхождение сопряжено с усилиями, но оно приносит человеку вознаграждение в виде возможности наслаждаться духовными высотами.

1.4. Расширение — распространение.

Четвертая группа символов

Духовные символы, принадлежащие к четвертой группе, выражают идею расширения сознания и выхода за его пределы.

Сознание расширяет свои возможности и в сфере пространства, причащаясь идее беспредельности, и в сфере времени (речь идет о выходе за пределы настоящей минуты), и в сфере своего духовного бытия.

Ведь дух не имеет границ.  Психосинтез исходит из того, что нужно выйти за привычные границы восприятия.

А это требует расширения сознания, что субъективно ощущается как некое пространственное растяжение границ своего «Я» и увеличение поля своего присутствия.

Помимо пространственного расширения психосинтез предполагает и расширение своего восприятия времени.

Современная культура воспитывает в человеке либо зацикленность на настоящем, доходящую до его обожествления (гедонистическая психология потребителя), либо привычку к краткосрочному планированию (утилитарная психология торговца).

Психосинтез предлагает обогатить символику настоящего символами других времен и временных циклов.

Это и  духовные символы прошлого, истока, откуда все началось и куда должно вернуться (золотого века, культа предков), и символы будущего, пересекающиеся с символами дороги, пути, странствия и порой нацеливающие человека на далекую перспективу развития, и символы вечности, обнимающей все временные циклы.

Человек, научившийся с помощью духовных практик расширять свое сознание и вбирать в свое переживание настоящего энергии прошлого, будущего и вечного, преображает свой дух и обретает полноту бытия и гармонию.

Восточная версия психосинтеза придает работе с  духовными символами «большого пространства» и «большого времени» исключительное значение.

Тот, кто сумел осуществить этот синтез пространств и времен на уровне своего восприятия, делает его неизмеримо более богатым и приближает к полноте, называемой на Востоке просветлением.

1.5. Пробуждение.

Пятая группа символов

Пятая группа  духовных символов связана с темой духовного пробуждения человека.

Все мировые религии и духовные учения Востока и Запада были практически единодушны в оценке состояния сознания обычного человека, которое они квалифицировали как разновидность сна.

 Этот сон проявлялся в нескольких формах:

а) в виде отождествления человека с теми эмоциональными и умственными состояниями, которые на данный момент владеют человеком;

б) в виде некой загипнотизированности обыденного сознания внешним материальным миром и полной невосприимчивости к невидимым тонким и духовным мирам, скрывающимся за видимой формой;

в) убежденности, что этот видимый мир и сам человек являются неким статичным образованием, которое будет жить вечно или, по крайней мере, очень долго; привычки думать о себе как о неизменном и целостном существе, которое воспринимает мир точно и объективно.

Человек, стремящийся к самосовершенствованию, должен уметь концентрироваться на символах, помогающих стряхнуть с себя психологический и духовный сон и обрести качество пробужденности, на котором особо настаивает буддизм.

1.6. Свет – озарение.

Шестая группа символов

Шестая группа духовных символов, связанная с озарением и светом, также пронизывает мировую духовную культуру Востока и Запада.

Эта символика отражает вполне конкретные стадии постепенного просветления человека.

Вначале его сознание проясняется, и он начинает очень точно понимать все, что происходит с ним на духовном пути.

На следующей стадии он пробуждает собственную интуицию, которая позволяет ему понимать его глубинные психологические процессы, проблемы и противоречия, которые казались неразрешимыми.

Эта стадия просветления позволяет человеку увидеть и в какой-то степени пережить единство субъекта и объекта, человека и мира.

Но полное слияние внешнего и внутреннего человека, сознания и мироздания наступает на третьей стадии просветления, сопровождающейся реальными и очень мощными световыми видениями.

Каждая из этих стадий просветления требовала подробно разработанных практик и методов.

1.7. Огонь.

Седьмая группа символов

Седьмая группа  духовных символов, присутствующих в психосинтезе, относится к огню, родственному свету, но предполагающему большую интенсивность, динамику и силу.

Нет ни одной религии и учения на Востоке и на Западе, за исключением откровенно темных лунных культов, где не было бы символа огня.

Огонь не просто просветляет, но и очищает психику от всего нечистого, а также трансформирует несовершенную душевную природу человека, помогая проявиться в сознании высшим духовным силам, которые в алхимии назывались «философским камнем».

1.8. Развитие.

Восьмая группа символов

Восьмая группа  духовных символов относится к понятиям эволюции и развития человека и мира.

 Процессы эволюции, развития и роста присутствуют и в природе, и в человеке.

Развитие, по своей сути, — это раскрытие глубинного потенциала, выявление скрытых качеств, смена одних, менее совершенных, форм другими, более совершенными.

Наиболее известными символами развития считаются символы цветов (чаще всего ими оказывается лотос или роза), растений, зерен.

 Если речь идет о естественном, биологическом, развитии человека, то символом этого процесса чаще всего выступает образ младенца или ребенка, из которого постепенно формируется взрослый.

Для духовного развития в качестве символа нередко выбирают святого или даже основателя той или иной духовной традиции.

1.9. Усиление – возрастание.

Девятая группа символов

Девятая группа духовных символов включает в себя символы, отражающие процессы усиления или возрастания как отдельного качества, так и целостного явления.

Чаще всего это возрастание или усиление относится к духовной сфере человека.

На первом этапе усиление представляется повышением интенсивности того или иного качества в чисто количественном смысле.

На втором этапе возрастание означает переход человеческого сознания от совершенных психических сил и качеств к более высоким качествам и силам надличного и духовного характера, которыми обладают просветленные мастера, святые, подвижники, посвященные.

1.10. Любовь.

Десятая группа символов

Десятая группа  духовных символов связана с темой любви.

Речь идет не только о чисто человеческой, психологической любви, но и любви более высокого духовного порядка.

Любовь выводит человека из эгоцентрического состояния к более полному состоянию единения с другим человеком, миром или духовной реальностью.

 Символы любви пронизывают все мировые религии и духовные учения Востока и Запада.

1.11. Путь – странствие.

Одиннадцатая группа символов

Духовные символы одиннадцатой группы относятся к теме пути, земного, жизненного или духовного, священного.

Каждая традиция имеет разнообразные символы дороги, странствия, паломничества, которые нередко разбиваются на этапы, вехи, «стоянки».

Существуют строгие законы, благодаря выполнению которых человек продвигается через тернии к звездам и проходит намеченную дорогу.

1.12. Превращение – преобразование.

Двенадцатая группа символов

Двенадцатая группа  духовных символов связана с темой превращения или преобразования несовершенного состояния в более совершенное.

Данными процессами и на уровне так называемой неорганической материи (превращение неблагородных металлов в благородные, то есть в золото), и на уровне человеческого сознания (превращение негативных или обычных психологических качеств в «философский камень», символизирующий собой высшее «Я» или бессмертный дух) занималась алхимия.

В отличие от многих других духовных практик алхимия серьезно занималась не только духовным преображением, но и телом.

Говоря языком современной психологии, алхимическое преобразование — это своего рода эзотерический биопсихосинтез.

 Переводчик книг Роберто Ассаджиоли на русский язык Владимир Данченко пишет о двух направлениях алхимического превращения:

«Первый путь состоит в трансмутации посредством сублимации, «возгонки»; во втором случае преображение осуществляется посредством «осаждения», нисхождения сверхсознательных энергий в личность, включая физическое тело. Сочетание этих двух путей ведет к полному биопсихосинтезу».30

Действительно, одни традиции предлагают человеку вознесение его энергий в более высокие духовные сферы, где человеческое и божественное сливаются воедино, а другие традиции, напротив, нацеливают человека на принятие более высоких энергий, нисходящих в сознание из духовного мира.

В мировой психологии наиболее подробно изучением алхимической традиции занимался Юнг, пытавшийся вывести общие закономерности духовных преобразований.

1.13. Возрождение – обновление.

Тринадцатая группа символов

Тринадцатая группа духовных символов относится к теме нового рождения, или рождения нового человека, которое завершает процесс напряженной и длительной работы человека над собой.

Новое рождение есть завершение алхимического цикла. О «новом рождении» говорили и Восток, и Запад.

«Дважды рожденные» брамины, рождение в сознании Будды, выплавление и рождение «золотой пилюли бессмертия» в даосизме, рождение в сердце Христа и многие другие варианты, понятия и образы рождения нового человека присутствуют в текстах сакральных учений.

1.14. Освобождение.

Четырнадцатая группа символов

Духовные символы четырнадцатой группы относятся к теме освобождения.

Они помогают человеку избавиться от самых разных препятствий, недостатков, иллюзий, комплексов, мешающих ему достигать целостности и совершенства.

Сюда же относятся и психологические маски, которые многим людям приходится носить в жизни, и роли, которые приходится играть в различных ситуациях.

Эти маски и роли очень часто прирастают к человеческой личности, и потому приходится проделывать специальную работу, чтобы избавиться от них.

Символы освобождения означают различные способы, позволяющие сбросить эти маски с самого себя и сделать сознание по-настоящему свободным.

Символы освобождения присутствуют практически во всех мировых религиях.

Восток устами Будды провозгласил законы, позволяющие человеку сбросить с себя оковы несовершенства, привязанности и зависимости от внешних факторов.

На Западе христианство дало людям учение о свободе воли и выбора и сохранило в Евангелиях слова Иисуса Христа: «Познайте истину, и она сделает вас свободными».

Конечно, все мировые религии и духовные учения говорят прежде всего о внутренней свободе человека, которую можно сохранить даже в стесненных внешних обстоятельствах.

Об этом же говорит и Ассаджиоли, прошедший через фашистскую тюрьму и убедившийся, что и там человек имеет внутреннюю свободу по-разному относиться к обстоятельствам своего заключения, стесняющего внешнюю свободу.

1.15. Присутствие.

Пятнадцатая группа символов

Духовные символы пятнадцатой группы связаны с идеей присутствия человеческого духа, или сознания, в своей жизни.

Не секрет, что сознание многих людей организовано таким образом, что они в силу своей безответственности, лени, витания в облаках, невнимательности или страха видеть истину такой, какая она есть, как бы отсутствуют в своей жизни.

Одним из наиболее известных символов этого рода является символ «всевидящего ока», который можно найти и на христианских иконах, и на древнеегипетских папирусах, и на масонских изображениях.

Восточная версия психосинтеза уделяет теме присутствия очень большое внимание и считает, что одним из наиболее ярких символов присутствия духа, вносящего свои гармонизирующие энергии во все жизненные и психологические процессы человека, является символ Солнца.

Оно, с одной стороны, не вмешивается ни в какие земные процессы, а с другой стороны, поддерживает их.

1.16. Подобия внешнего и внутреннего.

Шестнадцатая группа символов

Духовные символы шестнадцатой группы связаны с подобием внешнего и внутреннего в человеке и мире.

Восточная версия психосинтеза принимает идею подобия микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (Вселенной), впервые сформулированную еще в Древнем Египте и дошедшую до нас в афоризме Гермеса Трисмегиста: «Как вверху, так и внизу».

Эти символы исходят из того, что человеческое сознание организовано таким образом, что оно способно отразить Вселенную, а значит, потенциально обладает всеми элементами и свойствами, присущими универсуму.

Ярким примером таких символов является символ круга или шара: с одной стороны, так изображали Вселенную, с другой стороны, наше сознание нередко уподабливали кругу или шару.

Человек не обладает совершенством и законченностью, потому его сознание это если и круг, то разорванный во многих местах.

Духовный путь человека к совершенству это завершение круга, что выражается в завершении начатых, но незаконченных дел и обретении внутренней гармонии.

Духовные учения утверждают, что человек, достигший высоких духовных состояний, гармонизирует свои тонкие структуры настолько, что они приобретают форму шара, называемую в религиозных традициях нимбом.

Чем ближе тонкие структуры человека к совершенству, тем больше они напоминают симметричный шар и тем полнее в сознании такого человека отражается шарообразная Вселенная.

1.17.            Материализация (воплощение).

Семнадцатая группа символов

Духовные символы семнадцатой группы относятся к теме волшебного появления каких-либо ожидаемых событий, исполнения всех неожиданных планов, внезапного осуществления какой-либо мечты или достижения цели.

Эти символы часто встречаются в волшебных сказках, легендах, мифах, апокрифах.

Данная группа символов не может быть привязана к тем или иным предметам, она, по своей сути, процессуальна.

Образы молочных рек и кисельных берегов, так же как и перо жар-птицы или волшебный жезл, одним прикосновением создающий новые формы, из этой категории.

Но они являются носителями волшебной функции материализации или воплощения человеческих желаний благодаря процессам, которые способны вызвать.

Можно также назвать эти символы символами чуда. Чудеса основаны на нарушении известных материальных законов.

Медитация на этих символах раздвигает границы человеческой креативности.

Человек постепенно обучается искусству, создав какой-либо мыслеобраз, связанный с результатом, отпускать его, и это увеличивает внутреннюю свободу личности.

Выделив эти основные группы духовных символов, восточная версия психосинтеза утверждает, что существует множество других групп символов, аналогичных описанным.

 Это  духовные символы растворения, притяжения отталкивания, цикличности, равновесия, дуальности, троичности. Существуют символы, олицетворяемые теми или иными геометрическими фигурами (круг, крест, треугольник, квадрат, ромб, куб, многоугольник, спираль, звезда). EVP включает в себя различные методы работы и с этими группами символов, подробно рассматривать которые мы будем в отдельных работах.

 


Работа над собой