Психоанализ и психосинтез

 

          Психоанализ и психосинтез – две мировые психологические и психотерапевтические системы.

          В современном мире и России до сих пор весьма популярен психоанализ - психотерапевтическая система, создание которой связано с именем Зигмунда Фрейда, которая исследует  элементы человеческой психики, анализирует комплексы, выводит человеческую активность из подсознательных  влечений.

          Вот что говорит о психоанализе философская энциклопедия:

          «В основании психоанализа лежит гипотеза о преобладающей роли бессознательного в психике человека, о влиянии разнородных «комплексов», прежде всего либидо (энергии сексуальных влечений) на поведение, мысли и  поступки человека. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую  жизнь. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую жизнь. Под всякими масками и облачениями бессознательное вновь проникает в сознание. Забывание, оговорки, грезы, ложные поступки, неврозы (истерии)и свидетельствуют об этом. Сознательное Я выставляет защиту против вытеснения влечений и импульсов. Так рождаются компромиссные психические образования. Во время беседы, путем «анализа», через свободные ассоциации можно высветлить эти переживания, вытащить их на свет из глубин бессознательного».

          Современный психоанализ далеко ушел от классического фрейдизма, в свое время имевшего бешенную популярность.

          Далеко не все современные психологи и психотерапевты разделяют не просто восторженное, но положительное отношение к психоанализу.

          Критические отношение вызывается многими причинами.

          Кому-то психоанализ представляется однобокой концепцией, сводящее многообразие психики к бессознательным и вытесненным влечениям.

          Кому-то он  кажется слишком мудреным и заумным, сводящим богатство человеческой души к искусственным интерпретациям.

          Кому-то психоанализ представляется излишне физиологичным, лишенным духовности и высоты полета.

          Есть психологи, которые полагают, что душа целостна, а психоанализ преувеличивает значение раздробленности и постулируя гармонизацию личности, к которой он якобы приводит на самом деле разрушает целостность и убивает творческое начало.

          Иначе говоря, в психоанализе не хватает здоровой первичной целостности, не хватает психосинтеза.

          Известно, что Анна Ахматова, дружившая со знаменитым немецким поэтом Рильке на его вопрос, готова ли она пройти курсы психоанализа ответила, что категорически не хочет этого делать, поскольку тогда она просто бы не смогла писать стихи:  творчество всегда содержит элементы неожиданности и хаоса, а все расчленяющий психоанализ убьет это творчество.

          Знаменитый итальянский психолог и психотерапевт Роберто Ассаджиоли, основатель психосинтеза (системы даже в своем названии содержащий вызов психоанализу) говорил, что его больше всего не устраивает стремление Фрейда все в человеке объяснить его влечениями, идущими из «подвала сознания».

          Он говорил, что сторонников психосинтеза интересует не только подвал сознания, но и весь дом, в котором есть возможность подняться на лифте на крышу строения, где можно любоваться звездами и принимать солнечные ванны.

          Но вместе с тем Ассаджиоли говорил, что психологу, работающему в ключе психосинтеза полезно самому пройти классический психоанализ и применять этот метод для диагностики состояния клиента.

          Психоанализ и психосинтез по Ассаджиоли – это две стороны одной медали.

          Как человек, разработавший российскую версию психосинтеза я убежден, что своеобразный психоанализ в психосинтезе необходим – прежде всего для диагностики личности.

          Чтобы описать его, предлагаю еще раз сосредоточится на главных отличиях российской версии психосинтеза от классической версии.

          1.Российская версия предлагает рассматривать психосинтез не только как метод психотерапии, призванный гармонизировать человеческую противоречивую личность, но как естественный и глубинный процесс созревания человека и накопления в процессе жизни эволюционного опыта.

          Познавать человека – значит познавать его опыт жизни, представляющий собой сумму умений и переживаний.

          2. Человек в процессе жизни ставит те или иные жизненные цели, удовлетворяющие его потребности и либо  научается способам  их достижения, получая чувство удовлетворения, либо не достигает их, потому что не смог выучить уроки жизни и переживает при этом чувство неудовлетворенности и разочарования.

          Каждый момент жизни любого человека представляет собой сложный баланс противоречивых чувств и состояний – что-то получилось, что-то нет, и он либо по большей части удовлетворен жизнью, либо не удовлетворен.

          Удовлетворение тех или иных потребностей человека и научение эволюционно-полезным способам их достижения зависит от того, насколько сознательно человек удовлетворяет эти потребности и сумел ли он превратить их в цели.

          3. Психоанализ и психосинтез  согласно российской версии психосинтеза  - это тоже две стороны одной медали, но анализ человеческой личности лучше производить не с помощью классического психоанализа, а с помощью психоанализа модернизированного, приближенного к задачам психосинтеза в его российской версии.

          Какие элементы человека нужно анализировать в российской версии психоанализа?

          -субличности (они остаются от классической версии, только в большей степени привязываются к теме достигнутых человеком целей);

          -потребности и желания человека с точки зрения того, насколько они удовлетворены, то есть общий индекс эмоциональной удовлетворенности;

          -цели, которые ставил и ставит перед собой человек, удовлетворяющий свои потребности и желания;

          -степень внутренней противоречивости человека;

          -наличие призвания и Сверхзадачи как показатель связи человека с высшим Я;

          -уровень осознанности человека и его способности управлять собой;

          - сила устремления к совершенствованию, готовность к изменению себя и своей жизни, усилиям и сверхусилиям.

          Каждый из перечисленных элементов является важным показателем накопленного им его эволюционного опыта или уровня его психосинтеза – суммы знаний, переживаний, поступков и жизненных достижений.

          Каким образом психолог или психотерапевт может выявить эти показатели?

          С помощью психологической консультации, состоящей из беседы специальных опросников и тестов, позволяющих сделать психологический портрет человека и выявить уровень его психосинтеза, его духовно-психологических накоплений.

          О методах, позволяющих произвести подобные исследования личности мы поговорим отдельно.

 

 


Работа над собой