Авторская система

Как выстроить сценарий жизни?

 

Восточная версия психосинтеза дает четкие ответы на вопросы- как   выстроить сценарий жизни?

Эволюция человека как его назначение и цель реализуется в самых различных сценариях жизни.

Понятие сценария, наиболее полно исследованное Э. Берном, а в России творчески развитое В. В. и Г. А. Макаровыми, восточная версия психосинтеза прямым образом связывает с темой сознательной эволюции человека, личность которого постепенно становится более интегрированной, совершенной и приближается к высшему «Я».

В. В. Макаров определяет сценарий как «неосознаваемый план жизни, основанный на подкрепляемых родителями сознательных детских решениях, представленный в форме драмы с началом, серединой и концом.

Считается, что сценарий создается с целью получения поглаживаний и одобрений определенного рода и ведет к кульминационной сцене — развязке.

Как известно, в транзактном анализе жизненные сценарии человека делятся на выигрышные, проигрышные и безвыигрышные.

Чтобы успешно выстроить сценарий  жизни, нужно освободиться от негативных психологических задач.

Но не всякий выигрышный вариант EVP считает эволюционным.

Выигрыш в рулетку, карьерные интриги, спекулятивное обогащение могут существенно улучшить чисто внешнюю, материальную ситуацию человека, но никак не способствуют его внутренней эволюции и, наоборот, ее тормозят.

Транзактный анализ также говорит о выходе из сценария и обретении свободы, при которой человек руководствуется не сценарными предписаниями, а ему предлагается выйти из этой, навязанной родительскими установками, программы.

Выйти из негативной сценарной программы, написанной нашими родителями значит ответить на вопрос- как выстроить сценарий жизни?

Восточная версия психосинтеза признает универсальность сценарных схем, открытых Э. Берном, но исходит из того, что человек превратить в эволюционный сценарий любую из шести сценарных схем: «Прежде», «После», «Никогда», «Всегда», «Почти» и «Неопределенный сценарий».

Каким образом? В эту систему вводятся две основные характеристики:

1) эволюционный (интегрирующий, сознательный, созидательный, предполагающий творчество и совершенствование) и 2) инволюционный (дезинтегрирующий, снижающий осознанность, механический, морально и духовно разрушительный) векторы развития личности.

Для освобождения от негативного сценария необходимо в первую очередь сделать базовый выбор между двумя основными векторами развития и ступить на эволюционную траекторию, помимо других характеристик дающую человеку больше возможностей для свободного выбора.

Во-вторых, необходимо найти и реализовать стратегию, которая освобождает от сил, лежащих в основе конкретной сценарной схемы.

Каждая сценарная схема — это психологическая программа блокировки человеческой активности и свободы, своего рода сила, которая сдерживает человека в реализации своих желаний и целей.

Ответить себе на вопрос – как выстроить сценарий жизни, значит осуществить выбор из нескольких возможностей и сосредоточиться на самой оптимальной.

Сценарные схемы накладываются на жизненный путь человека, а он подразделяется на возрастные стадии, каждая из которых несет свой смысл и предполагает определенный набор умений и достижений.

Желательно, чтобы к нужному жизненному этапу и сроку человек овладевал бы ими.

Восточная версия психосинтеза вводит понятие естественного графика жизненных достижений, при котором этапы социализации, получения образования, профессионального и социального признания, решение материально-финансовых проблем, построение семьи и т. д. должны хотя бы каким-то образом коррелировать с возрастными сроками.

Всему свое время, и поздно заводить ребенка после 60 лет или пытаться защитить диссертацию после 80 лет.

Потому необходимо выстраивать сценарий собственной жизни, соблюдая принцип своевременности и соответствия обстоятельствам.

Если человек придерживается сценария «Прежде», который заставляет его откладывать жизнь на потом, то если он желает освободиться от подобной сдерживающей программы, ему необходимо найти силы осуществить освобождающую стратегию, при которой он мог бы уже сейчас разрешить себе жить.

Он не позволяет себе овладеть нужными умениями в срок и откладывает счастливый психосинтез на потом.

Восточная версия психосинтеза предлагает человеку набор психотехник и упражнений, позволяющих сбросить с себя эти тормозящие его оковы.

Если человек осуществляет и выстраивает сценарий  жизни, называемый  «После», который отравляет его мироощущение и свободу невротическим ожиданием возмездия в будущем, то для освобождения от гнета прошлого ему необходимо научиться пробуждать в себе силу, растворяющую страхи и все негативные предположения.

Подобная программа лишает человека законного удовлетворения и счастья и не позволят пережить счастливый психосинтез на каждом этапе своей жизни.

Восточная версия психосинтеза, уделяющая большое внимание работе с негативными эмоциями, предлагает целый набор методов и психотехник, которые помогают избавиться от страха и пробудить в себе свободу и уверенность.

Когда человек реализует сценарий «Никогда», он программирует себя на такое поведение, при котором он декларирует свои желания, но никогда их не получает, потому что он ничего не делает для их реализации.

В результате он реально отстает от естественного жизненного графика достижений и его личный психосинтез оказывается очень обедненным, отравленным, появляется ощущение неудовлетворенности от бездействия.

Чтобы освободиться от этого сценария, заставляющего чувствовать себя немного неудачником, необходимо пробудить в себе силу, мобилизующую человека наконец-то начинать действия во имя реализации своих желаний.

Восточная версия психосинтеза помогает человеку поверить в себя и нейтрализовать полярную силу, которая сковывает желание активно действовать и добиваться своих целей.

В тех случаях, когда человек осуществляет  и выстраивает сценарий  жизни, называемый «Всегда», он совершает ошибки, многократно наступает на одни и те же грабли, постоянно причитая при этом: «Со мной всегда почему-то происходят такие неприятности».

Программа данного сценария заключается в ошибочности выбора, совершаемого человеком, и нежелании вдуматься в причины собственных ошибок.

Человек задает себе вопрос «почему?» не перед совершением повторяющегося ошибочного поступка (это могло бы вовремя остановить ошибающегося), а после него, причем цель рефрена не в том, чтобы сделать правильный вывод и что-то изменить в себе, а в том, чтобы вызвать к себе жалость и объяснить неудачу досадной случайностью или неодолимым роком.

Личный психосинтез такого человека наполнен постоянным недовольством из-за отставания от естественного графика достижений и неумения научиться извлекать уроки из ошибок прошлого.

Восточная версия психосинтеза помогает человеку увидеть последствия ошибочного выбора, вовремя остановиться и перенаправить свою активность в иную сторону.

Когда человек находится под действием сил, создающих сценарий «Почти», он по самым разным причинам, иногда внешним, а иногда и внутренним, не может довести задуманное до конца.

Результат не достигается, хотя человек в оправдание себе говорит: «На этот раз мне почти удалось достичь цели, но мне опять помешало что-то».

Разумеется, обвиняется при этом внешний мир, а самого себя вместе со своими качествами непредусмотрительности и лени человек выводит из зоны критики и не включает в круг причин неудачи.

Личный психосинтез такого человека наполнен разочарованием и недовольством, а его реальные жизненные умения и навыки лишены стратегий последовательности и доведения задуманного до конца.

Восточная версия психосинтеза предлагает человеку пробудить и удержать в сознании импульс полного завершения начатого дела во что бы то ни стало.

Если же человек воплощает и выстраивает в жизни  сценарий без четкой цели или «Неопределенный сценарий», он ставит перед собой только краткосрочные цели и приходит в замешательство после того, как такая цель достигнута, поскольку у него нет более серьезных стратегических целей.

Человек, следующий этому сценарию, отстает от естественного графика жизненных достижений, и его личный психосинтез всегда наполнен глубокой неудовлетворенностью от слабых достижений и отсутствия перспективы.

Восточная версия психосинтеза предлагает человеку пробудить в своем сознании волю к долгосрочным, стратегическим целям и всегда стремиться к расширению своего горизонта планирования и целеполагания.

Сценарные схемы, порабощающие человека, различны, но в них есть и общие механизмы.

Глубинными причинами, заставляющими людей следовать этим навязанным сценарным схемам, являются негативный вектор их устремлений, глубокая дезинтегрированность психики, отключенность от психических ресурсов и скрытых сил организма и психики.

Общая стратегия преодоления сценарных схем, используемая в восточной версии психосинтеза, заключается в нескольких положениях:

1) ввести идею эволюции и совершенствования своего сознания и личности, добиваясь большей целостности и слияния с высшим «Я»;

2) сформировать в сознании человека новое «Я», способное действовать против привычного потока силы, разворачивающей сценарное поведение людей в определенном направлении; 3) нейтрализовать свою полярность, определяющую именно этот стиль поведения.

Психосинтез в данном случае заключается в том, чтобы соединиться с силами, нейтрализующими негатив, и суметь интегрировать их в единое позитивное состояние, обогащающее копилку нашего жизненного опыта.

Тогда  можно быть уверенным, что мы получили ответ на вопрос как выстроить сценарий жизни.

 

Сценарий жизни. Сценарий жизни с точки зрения психосинтеза.

.

Прежде чем говорить о сценариях жизни, нужно осмыслить жизненный путь с его стадиями и понять, как с ним соотносится психосинтез как процесс накопления эволюционного опыта.

Жизненный путь человека древние Востока делили на четыре основные стадии: стадию ученика, стадию домохозяина, стадию отшельника и стадию нищего.

На первой стадии человек получал инициацию философских знаний о том, как надо жить.

На второй стадии реализовывал эти знания в практике жизни и становился домохозяином.

На третьей стадии постепенно передавал дела старшему сыну и оставался на правах некоего консультанта, все более углубляясь во внутренние искания смысла жизни и Бога.

На четвертой стадии он полностью уходил от внешнего мира в практическое богоискательство.

На современном языке можно назвать первую стадию получением образования, вторую стадию — зрелой, социально активной жизнью, третью стадию — кризисом среднего возраста и переосмыслением всех своих исканий и целей, четвертую стадию — периодом обретения духовного смысла и целей.

Не всем людям удается гармонично прийти к третьей и тем более к четвертой стадии, кто-то очень запаздывает на второй стадии.

Что синтезирует человек на каждой из этих стадий? Что он получает, если при этом правильно отдает? Как меняется при этом его сценарий жизни?

На первой стадии человек отдает свои силы и внимание, чтобы получить опыт социализации, социально-психологические и профессиональные умения и навыки, усвоить моральные нормы и ценности.

На второй стадии психосинтез заключается в том, чтобы в прямом столкновении с жизнью человек завоевал место под солнцем и овладел профессиональным мастерством, навыками отстаивания своих убеждений и волеизъявлений.

Он должен  отдать свое время и годы усилий, чтобы добрать в свою внутреннюю копилку те жизненные впечатления, которые не удалось интегрировать во время первой, в основном теоретической, стадии жизни.

На третьей стадии человеку предстоит начать процесс синтезирования внутренней реальности, с которой ему приходится сталкиваться при вступлении на путь совершенствования.

На четвертой стадии синтезирование духовных энергий либо завершается восхождением человека на более высокую стадию духовной эволюции, либо восхождение откладывается по причине недостаточного духовного багажа.

Одним из главных законов эволюции и восхождения заключается в том, что прежде получения чего-либо и в материальной, и в духовной сфере человек должен отдать свои усилия, энергию, жизненное время.

Получение = синтезирование более высоких впечатлений и переживаний прямо пропорционально подобной отдаче, которая должна быть искренней и мудрой.

В этом случае человек обретает целостность и его сценарий жизни получает восходящее направление.

Важно, чтобы человек выстроил  сценарий  жизни таким образом, чтобы он понимал, когда и что он должен отдавать на каждом из ее этапов.

Тогда к зрелому возрасту он получит хорошую социальную самореализацию, а к пожилому возрасту — почет, уважение, заботу окружающих, комфортные условия жизни и ощущение, что жизнь прожита не напрасно. 

Главное  для человека в таких случаях— это понимание,  что он накопил такие качества, которые  буддизм называет заслугами и которые приближают его к совершенству и Богу.

 Но одно дело — идеальное прохождение жизненного пути человека, а другое дело — прохождение конкретного сценария.

Можно рассматривать все сценарии жизни  и отвечать на вопрос: удалась ли жизнь с точки зрения того, получилось ли у человека накопить достаточное количество эволюционного опыта и позитивных жизненных впечатлений (на бытовом языке это называется ощущением счастья) или не получилось?

Важно также понять, получается ли у человека достигать тех или иных целей, выполнять жизненные задачи и накапливать новые умения и позитивные переживания в нужные сроки, соответствующие стадиям жизни?

Яичко дорого к Христову дню, и принесут ли человеку удовлетворение какие-то достижения под старость лет, если это по всем признакам цель молодости?

 

 

Еще статьи...


Работа над собой