Авторская система

Практика медитации в психосинтезе

Практика медитации в психосинтезе занимает важное место. Ассаджиоли придавал большое значение медитации, рассматривая ее и мощный инструмент духовного развития человека и как средство эффективной работы психотерапевта с клиентом:

«У медитации есть шанс стать одной из ведущих психотерапевтических техник. Все последние психотерапевтические подходы развиваются именно в этом направлении.

Однако достижение успеха в этой области целиком зависит от глубинного пересмотра принципов обучения психотерапевтов и от психотерапевтической практики.

Для психотерапевтов чрезвычайно важно продолжать изучение техники медитации.

Нам остается только надеяться, что медитация превратится в систематизированную технику, приносящую пользу всем тем, кто стремится к раскрытию своих высших психических возможностей».

Медитативная практика восточной версии психосинтеза разнообразна, и она отличается от собственно восточных методов медитации, принятых в Индии и Китае.

Остановимся на тех ее видах и способах, которые наилучшим образом помогают человеку осуществить синтез своей личности со сверхличной высшей духовной частью себя.

Она имеет следующие базовые признаки:

1. Практика  медитации в восточной версии психосинтеза нацелены на соединение статических и динамических медитативных методов, практик, выполняемых с открытыми глазами в жизни, и практик с закрытыми глазами в условиях уединения.

2. Медитации WVP сочетают упражнения, направленные на получение (присоединение, синтезирование) новых позитивных и нужных человеку переживаний и состояний с упражнениями отсоединения, отделения, отдавания, освобождающими от негативных переживаний и состояний.

Причем стратегия овладения медитативными практиками WVP основана на соблюдении баланса между получением желанного и необходимого (ассоциацией) и отдаванием нежелательного и ненужного (диссоциацией).

3. Практика медитаций в психосинтезе, особенно в его восточной версии направлены на достижение непрерывности сознания, устремленного к своему глубинному центру — высшему «Я», повышение уровня присутствия человека в собственной жизни.

Они предполагают воспитание в человеке осознанности такого уровня, при котором его внимание равномерно распределялось бы между конкретным делом, которым занят в данный момент человек, его внутренним миром, включающим в себя телесное самоощущение, эмоции и ментальную направленность мыслей, и, наконец, высшим «Я».

Быть одновременно активно действующим, осознающим себя, связанным с высшим «Я» и наполненным всеми позитивными ресурсами — вот цель, на которую ориентирует своих последователей восточная версия психосинтеза.

 Причем в каждый момент нужно стремиться к осознанию и реализации (и внешней, и внутренней) необходимости как эволюционной задачи.

Каждое мгновение человеческой жизни имеет свою логику и наилучший вариант осуществления, который на внешнем уровне можно определить как самое точное действие, наилучшим образом ведущее к цели и успеху, а на внутреннем уровне — как внутреннее действие (осознание, молитва, усилие, концентрация, образ, творческая мысль), приближающее нас к духовному центру и совершенству, внешнюю и внутреннюю необходимость.

Восточная версия психосинтеза вносит новые краски в основные психологические методы отождествления и разотождествления, которые предлагает классический психосинтез.

В восточной версии   психосинтеза к каждой из этих практик медитации  и техник прикладывается определение «осознанное».

Она предлагает человеку наблюдать за собой не просто стихийно, но осознанно, и не только безоценочно, но и под определенным углом зрения.

Поскольку в психосинтезе главное — это ускоренное накопление эволюционного опыта, предполагающее синтезирование и переработку всех лучших жизненных впечатлений и переживаний, то необходимо научиться сознательно разотождествляться с теми психологическими состояниями, которые разворачивают вектор нашего внимания, воли и поведения с эволюционного направления к инволюционному.

Точно так же нужно уметь сознательно отождествляться с теми духовно-психологическими состояниями и устремлениями, которые уводят нас с эволюционной дороги на тропу инволюции, эгоизма и обывательских целей.

4. Медитативная практика  психосинтеза,  особенно в восточной версии EVP не религиозна, но духовна в своей внеконфессиональной основе.

Ее могут использовать для работы над собой даже мягкие атеисты, причем результаты этой работы иногда бывают такими, что эти люди в конце концов приходят к вере и религии.

 

Уровни саморегуляции

 

Многие люди пытаются управлять собой, но для того, чтобы такое самоуправление было эффективным и полным, нужно, чтобы человек поднялся в своем развитии на самый высокий его уровень, как например, это сделали йоги, святые, просветленные мастера.

В этом случае уровень  саморегуляции, предпринимаемой подобным человеком будет самым продвинутым.

EVP предлагает новую модель саморегуляции, отличающуюся от тех методов, которые сегодня применяются в психологии, психотерапии и различных вариантах психотренинга.

Эти  общепопулярные подходы и методы не ставят задачу сформировать субъект управления собой или управляющее «Я» и не определяют уровень, с которого человек будет пытаться повлиять на себя.

Но восточная версия исходит из того, что саморегуляция напрямую зависит от силы субъекта управления собой и от того, на каком этаже психики он находится.

Она утверждает, что человеческая психика, с точки зрения саморегуляции, имеет семь уровней (располагать их лучше не по порядку чисел натурального ряда, а по реальному иерархическому принципу).

Это следующие уровни саморегуляции:

7) духовный, представленный высшим «Я»

6) сознательно-волевой

5) субличностный

4) ментальный

3) эмоциональный

2) энергетический

1) телесный

 

Истинная саморегуляция, то есть управление человека самим собой, начинается с шестого, сознательно–волевого, уровня саморегуляции и проявляется как присутствие внутреннего наблюдателя (сознательно-волевого «Я»), которое в процессе самонаблюдения проводит волю высшего «Я», или духа, и управляет субличностями.

По сути дела, практика подобного самонаблюдения — это реабилитация старинного метода интроспекции, выброшенной за борт серьезной науки как недостоверный и субъективный подход.

Выброшен он был потому, что для психолога-теоретика, не владеющего медитативными практиками и наукой самоуглубления, интроспекция кажется недостоверным и очень поверхностным методом познания внутреннего мира человека.

Однако при обучении заинтересованных людей медитативно-познавательной практике психосинтеза интроспекция, не подменяя собой другие объективные методы исследования психики, превращается в один из способов самопостижения.

Однако поскольку речь идет о науке управления собой, то этот метод можно назвать высшей субъективностью, позволяющей глубже, а главное, точнее понять и объективные процессы.

Самое ценное в осознанной интроспекции то, что, в отличие от всех так называемых объективных психологических методов познания человека, она не просто помогает понять свойства человеческой личности сознания, но и во многом меняет и гармонизирует их. Истинная интроспекция происходит на всех уровнях саморегуляции.

Позитивное самоуглубление в свою внутреннюю природу позволяет очистить и облагородить низшие этажи нашего бессознательного, упорядочить средние слои сознания и соединиться с высшими слоями сверхсознания.

Интроспекция, ставшая постоянной, формирует в человеке постоянное сознательное «Я», управляющее психикой как с помощью простого присутствия, которое само по себе многое меняет в работе психики, так и с помощью специальных команд по замене негативных образов и программ на позитивные и желательные.

Стихийная саморегуляция, которую ведет в своей жизни каждый человек, нередко проявляется в виде диктата со стороны субличностей (пятый этаж, или уровень, психики).

Эти субличности пытаются управлять внутренними психическими процессами и внешними действиями, либо сменяя друг друга в хаотическом режиме, либо кристаллизуясь вокруг какой-либо одной, наиболее сильной и, как правило, негативной субличности.

Уровни саморегуляции в этом случае ограничиваются пятым этажом психики.

Сознательной воли в такой саморегуляции мало, поскольку субличностью движет страсть и связь между психикой человека и высшим «Я» ослабляется.

Психолог и психотерапевт на консультации могут обучить человека искусству психосинтезирующей саморегуляции, которая помогает освободиться от главных психологических проблем: утраты целостности, эскалации конфликта между субличностями, распыления ресурса внимания, истощения внутренней силы, ослабления осознанности — и приводит к гармонии и целостности.

 Конкретные методы саморегуляции  на всех уровнях и этажах психики в восточной версии психосинтеза включают в себя:

1) релаксацию — расслабляющие телесные практики (аналог китайских методов, пробуждающих энергию «ци» иньского, женского, пассивного характера;

2) мобилизацию — активизирующие энергетические дыхательные и мотивационные практики (аналог восточных методов, пробуждающих силу «ци» мужского, активного характера);

3) созерцание — практики, основанные на осознанном наблюдении протекающих в организме и психике процессов и состояний и предполагающие использование уравновешивающей полярные энергии («мудрой») силы;

4) концентрацию — разнообразные методы сосредоточения внимания на внутренних ощущениях, способных влиять на эти процессы;

5) визуализацию — практику, предполагающую целенаправленное создание и удерживание в сознании образные представления;

6) аффирмации — повторение словесных формул позитивного утверждения неких идей или состояний, представляющее собой, по сути, самовнушение;

7) медитацию — систему духовных практик, проводящихся в ключе психосинтеза и основанных как на совмещении полярностей и нейтрализации разнонаправленных сил сознания, так и на пробуждении высшего «Я».

 

Еще статьи...


Работа над собой