Авторская система

Психические волны

 

Восточная версия психосинтеза исходит из того, что на человеческую психику и сознание можно смотреть не только как на некое малоподвижное, почти застывшее образование, но и как на некий волновой процесс.

Иначе говоря, восточная версия психосинтеза выдвигает идею психических волн.

Данный взгляд отражает квантовый подход, согласно которому на любой предмет можно смотреть как на застывшую волну, живущую своей сложной динамической жизнью.

В человеческом сознании есть психические  волны разной длины и различного качества.

Традиционная психология делит психические проявления на процессы (их можно рассматривать как быстро протекающие, изменчивые психические волны), психоэмоциональные состояния (волны сознания средней длины) и, наконец, психологические свойства или качества (длинные застывшие волны, меняющие свою амплитуду с трудом).

Психические волны различаются по своему вектору (эволюционные, ведущие к совершенству, направленные вверх, к высшему «Я», и инволюционные, ведущие к деградации, направленные вниз, удаляющиеся от высшего «Я»), а также по своему содержанию и эмоциональному наполнению (позитивные — негативные, мажорные — минорные, наполненные эволюционным смыслом — бессмысленные).

Каждый момент через психику человека проходит множество волн различной длины.

Иногда эти психические  волны накладываются друг на друга и при пересечении создают некий проблемный узел, воспринимающийся человеком как кризис, травма, негативное переживание.

Субъективно человек лучше всего ощущает эти волны на уровне средней длины в виде перепадов настроения.

Быстрые волны он практически не различает, а медленные волны воспринимает с трудом, не видя глубинные закономерности, управляющие перепадами настроения и характером волн.

Внутренние психические волны нередко пересекаются с волнами внешних обстоятельств разной длины.

Восточная версия психосинтеза уделяет большое внимание воспитанию в человеке умения управлять волнами собственной психики, упорядочивая и синхронизируя их колебания.

Эта часть восточной версии психосинтеза называется «психологическим серфингом».

В него входят: тренировка навыкаточно видеть и определять баланс психологических сил, порожденный игрой собственных страстей и волнением «житейского моря»; выявлять негативные, ведущие к неудачам, и позитивные, благоприятные внешние и внутренние волны; останавливать распространение в себе и вокруг себя негативных волн и усиливать позитивные.

Вершиной «психологического серфинга» является умение останавливать все виды психологических волн в своем сознании с целью уловить более высокую вибрационно-энергетическую волну, идущую от высшего «Я», напитаться ее мощью.

А затем создать при ее помощи и поддержке («благословении», говоря христианским языком) мощную позитивную  психическую волну, нацеленную на реализацию позитивных жизненных планов и осуществление персональной миссии.

 

 

Практика медитации в психосинтезе

Практика медитации в психосинтезе занимает важное место. Ассаджиоли придавал большое значение медитации, рассматривая ее и мощный инструмент духовного развития человека и как средство эффективной работы психотерапевта с клиентом:

«У медитации есть шанс стать одной из ведущих психотерапевтических техник. Все последние психотерапевтические подходы развиваются именно в этом направлении.

Однако достижение успеха в этой области целиком зависит от глубинного пересмотра принципов обучения психотерапевтов и от психотерапевтической практики.

Для психотерапевтов чрезвычайно важно продолжать изучение техники медитации.

Нам остается только надеяться, что медитация превратится в систематизированную технику, приносящую пользу всем тем, кто стремится к раскрытию своих высших психических возможностей».

Медитативная практика восточной версии психосинтеза разнообразна, и она отличается от собственно восточных методов медитации, принятых в Индии и Китае.

Остановимся на тех ее видах и способах, которые наилучшим образом помогают человеку осуществить синтез своей личности со сверхличной высшей духовной частью себя.

Она имеет следующие базовые признаки:

1. Практика  медитации в восточной версии психосинтеза нацелены на соединение статических и динамических медитативных методов, практик, выполняемых с открытыми глазами в жизни, и практик с закрытыми глазами в условиях уединения.

2. Медитации WVP сочетают упражнения, направленные на получение (присоединение, синтезирование) новых позитивных и нужных человеку переживаний и состояний с упражнениями отсоединения, отделения, отдавания, освобождающими от негативных переживаний и состояний.

Причем стратегия овладения медитативными практиками WVP основана на соблюдении баланса между получением желанного и необходимого (ассоциацией) и отдаванием нежелательного и ненужного (диссоциацией).

3. Практика медитаций в психосинтезе, особенно в его восточной версии направлены на достижение непрерывности сознания, устремленного к своему глубинному центру — высшему «Я», повышение уровня присутствия человека в собственной жизни.

Они предполагают воспитание в человеке осознанности такого уровня, при котором его внимание равномерно распределялось бы между конкретным делом, которым занят в данный момент человек, его внутренним миром, включающим в себя телесное самоощущение, эмоции и ментальную направленность мыслей, и, наконец, высшим «Я».

Быть одновременно активно действующим, осознающим себя, связанным с высшим «Я» и наполненным всеми позитивными ресурсами — вот цель, на которую ориентирует своих последователей восточная версия психосинтеза.

 Причем в каждый момент нужно стремиться к осознанию и реализации (и внешней, и внутренней) необходимости как эволюционной задачи.

Каждое мгновение человеческой жизни имеет свою логику и наилучший вариант осуществления, который на внешнем уровне можно определить как самое точное действие, наилучшим образом ведущее к цели и успеху, а на внутреннем уровне — как внутреннее действие (осознание, молитва, усилие, концентрация, образ, творческая мысль), приближающее нас к духовному центру и совершенству, внешнюю и внутреннюю необходимость.

Восточная версия психосинтеза вносит новые краски в основные психологические методы отождествления и разотождествления, которые предлагает классический психосинтез.

В восточной версии   психосинтеза к каждой из этих практик медитации  и техник прикладывается определение «осознанное».

Она предлагает человеку наблюдать за собой не просто стихийно, но осознанно, и не только безоценочно, но и под определенным углом зрения.

Поскольку в психосинтезе главное — это ускоренное накопление эволюционного опыта, предполагающее синтезирование и переработку всех лучших жизненных впечатлений и переживаний, то необходимо научиться сознательно разотождествляться с теми психологическими состояниями, которые разворачивают вектор нашего внимания, воли и поведения с эволюционного направления к инволюционному.

Точно так же нужно уметь сознательно отождествляться с теми духовно-психологическими состояниями и устремлениями, которые уводят нас с эволюционной дороги на тропу инволюции, эгоизма и обывательских целей.

4. Медитативная практика  психосинтеза,  особенно в восточной версии EVP не религиозна, но духовна в своей внеконфессиональной основе.

Ее могут использовать для работы над собой даже мягкие атеисты, причем результаты этой работы иногда бывают такими, что эти люди в конце концов приходят к вере и религии.

 

Еще статьи...


Работа над собой