Авторская система

Борьба бессознательных и сознательных сил


Восточная версия психосинтеза разрабатывает тему динамики взаимоотношений между бессознательными, сознательными и сверхсознательными процессами более подробно, нежели классический психосинтез.

Борьба сверхсознательных и бессознательных  сил внутри нас неизбежный и неотъемлемый фактор нашей души.

Бессознательные программы вторгаются в поле сознания по иным законам, нежели сверхсознательные идеи, энергии и состояния.

Если сверхсознание входит в нас как очень деликатный гость, как правило, со стуком, без давления и соблюдает принцип добровольности, немедленно удаляясь, если человек по тем или иным причинам не хочет помощи от высших частей самого себя, то бессознательные импульсы очень навязчивы и подобны телерекламе.

Они могут многократно и подолгу бомбардировать поле нашего сознания, добиваясь возможности войти в него и овладеть центром принятия решений.

Если человек впустил в себя разрушительное настроение, оно, войдя в поле сознания, отключает критичность, делает его, как говорят буддисты, «помраченным» и буквально порабощает свободную волю человека, на время превращая его в раба соблазна, ярости, депрессии.

Потому борьба бессознательного и  сверхсознания продолжается внутри нас непрерывно.

Потому большую роль играет сохранность мембраны, или защитной оболочки «яйца сознания», которая обороняет индивидуальное сознание от вторжения хаотических или разрушительных сил коллективного бессознательного.

Следует отметить, что в сферу индивидуального сознания могут вторгаться не только безличные психические образования коллективного бессознательного, но и мыслеобразы, идеи, импульсы от другого человека.

Петро Ферруччи утверждал, что даже субличности могут мигрировать за пределы психики их хозяина.

В этом случае они могут превращаться в мыслеобразы более мощного характера, некие идеи или мемы, вторгающиеся в сознание других людей и оказывающие на них прямое влияние.

Борьба бессознательного и  сверхсознания проявляется Вторжение деструктивных программ низшего бессознательного может принимать разнообразные формы и проявляться в виде:

1) возрастающего давления, противостоять которому становится все труднее;

2) постепенного и незаметного влияния на сознание некоего тумана, снижающего уровень бодрствования и устанавливающего в душе атмосферу сумерек и сна (вспомним высказывание: «Сон разума порождает чудовищ»);

3) «вулканического» выброса необъяснимых страстей, эмоций и желаний;

4) некоего «вплывания» соблазна, воздействия на эмоциональный центр, запускающего механизм соблазна и «разлития» (термин из святоотеческой литературы), после чего негативная программа полностью овладевает человеком.

Очень выразительно эта борьба  бессознательного с сверхсознанием описана в святоотеческой литературе, в учении о борьбе с «прилогами», «сочетаниями», «пленениями», «страстями» и «пороками».

Вначале на человеческое сознание воздействует некая внешняя негативная («греховная») мысль, влияние, стимул, называемый отцами церкви «прилогом».

Если он оказался созвучен духовно неокрепшей душе, то происходит его связь или «сочетание» с какими-то темными страстями или помыслами, населяющими наше сознание.

После установления этого раппорта человеческая душа становится открытой для повторного, более сильного, нападения этой темной мысли, завершающейся «пленением» нашего внутреннего мира соблазном.

После этой стадии  борьбы бессознательного против сверхсознания разум человека временно помрачается, совесть усыпляется, связь с высшими частями пресекается и центр принятия жизненных нравственных решений оказывается захваченным темной программой.

А она подталкивает человека выбросить переживаемый им психоэмоциональный яд вовне, совершить некий низменный негативный поступок и удовлетворить разгоряченные эмоции, или «страсти».

После того как человек идет на моральное или даже юридическое преступление и совершает негативное действие, на какое-то время ему становится легче и страсть отступает, но затем разрушительные желания возвращаются и вновь толкают человека к повторному действию.

Совершая его и испытывая новые, щекочущие его низшую часть эмоции, человек переходит к стадии «порока».

Влияние сверхсознательных программ на человека и их вхождение в поле сознания происходит тремя основными способами.

Либо это постоянное воздействие на человеческое сознание в виде энергетического луча, подпитывающего нашу жизненную активность, оживляющего сердце и пробуждающего сознание.

Либо это ответ на активные попытки человека установить связь с духовным миром с помощью молитвы, медитации, внутреннего обращения к высшему «Я», ангелу–хранителю, Богу.

Либо это спонтанная и неожиданная для человека помошь «сверху» в критических и опасных ситуациях, даже если терпящий бедствие об этом не просил или не понимает опасности (при условии, что сам он себя спасти не сможет или так и не увидит угрозы).

Сверхсознание  прямо не  ведет борьбы против бессознательного.

Оно как мудрый правитель или поощряет человека за правильный выбор, поступок, решение в виде своеобразного бонуса положительных переживаний, или, наоборот, умеренно наказывает за отклонение от правильного курса, включая довольно болезненный механизм угрызения совести или просто отключая помощь и предоставляя самому упрямцу вдоволь побарахтаться в луже его отрицательных эмоций.

Игра и борьба сил и влияний бессознательного и сверхсознания за наше внимание, поле сознание и выбор — очень яркие и выразительные.

Но не всегда эта игра может быть уподоблена ожесточенным сражениям. Нередко человек живет в состоянии некоего перемирия.

Иногда влиянию свыше противостоят не демонические программы или адские мысли, а серая, инертная масса вялых эмоций и стереотипов, принадлежащая среднему слою и состоящая из лени, суеты, приземленных эгоистических мыслей.

 Именно они тормозят все попытки сверхсознательных структур улучшить внутренний мир человека.

Происходят процессы, похожие на те, что и в общественно-государственной сфере, где позитивные, реформаторские идеи чаще всего одолевают не столько откровенные враги, сколько безликий чиновническо-бюрократический аппарат.

Именно так силы психологической инерции тормозят программу светлых, эволюционных, сверхсознательных влияний. И делают это более эффективно, нежели откровенное зло, живущее в глубинах низшего бессознательного.

Потому теплохладная мещанская психология обличалась в духовных учениях и религиях еще более жестко, нежели откровенное, духовно слепое зло:

«За то, что ты не горяч и не холоден, но тепл, да исторгну тебя из уст времен» («Откровения Иоанна Богослова»).

Каким образом каждая из трех сфер сознания (низшее, среднее и высшее бессознательное) привлекает к себе внимание и как меняется внимание при сосредоточении на каждой из сфер?

Как происходит эта борьба бессознательного против сверхсознания?

Прежде всего меняются степень его сознательности и эмоциональная окраска.

Оно как бы пропитывается энергиями объекта (и потому, кстати, в духовных традициях не разрешалось концентрироваться на денежных знаках).

В случае если объектом внимания становятся мысли, чувства, желания, импульсы, имеющие своим происхождением низшее бессознательное, особенно когда это деструктивные и негативные программы, внимание теряет волевое наполнение и осознанность и порабощается разрушительной энергетикой.

Оно становится как бы липким, как взгляд навязчивого человека, и поддерживается низшими эмоциями и телесными страстями.

Такое внимание предполагает отождествление человека с психической реальностью и ценностями, связанными с подвалом его психики.

Человек, сосредоточенный на целях низшего бессознательного, истощает свой ресурс и уже не способен всерьез сконцентрировать внимание на сверхсознательной творческой и духовной реальности.

Поворот внимания к сверхсознательным целям и ценностям возможен, но в данном случае это становится возможно только после падения человека на самое дно: по-другому, разбойники не раскаиваются.

Если интересы и устремления человека нацелены на среднее бессознательное и человек погружен в эгоистические повседневные заботы и быт, внимание часто рассеивается, становится хаотичным, тусклым.

У него не остается свободной энергии ни для того, чтобы всерьез поддаться искушениям своего низа и уйти в психопатологические программы низшего бессознательного, ни для того, чтобы сосредоточиться на духовных исканиях и совершенствовании.

И хотя возможность для изменения вектора своего внимания у человека всегда есть, поскольку в его глубине живет высшее «Я», посылающее импульсы и сигналы, зовущие к совершенствованию, эта возможность чаще всего не реализуется: слишком велика инерция повседневности.

Человек попросту не слышит и не распознает высоких сигналов. В результате упорной борьбы бессознательное в нем постепенно побеждает сверхсознание.

Если же человек встал на путь творчества и совершенствования и пытается сконцентрироваться на сверхсознательной реальности, он имеет свободную энергию и для сосредоточения как на своем среднем бессознательном, так и на низшем.

Однако такое сосредоточение не предполагает какого-то эгоистического интереса, любопытства или любви к такого рода мыслям, чувствам и ценностям.

Духовный искатель может концентрироваться на этих этажах психики, имея совершенно иные установку и отношение к ним.

Он понимает, что должен уделить внимание этим двум этажам своего сознания, поскольку это то, чем он является на данной стадии развития, и без их преобразования продвижение к высшему этажу невозможно.

Потому он изучает то, что происходит в них, как бы со стороны или с некоей внутренней высоты, стараясь ни в коем случае не отождествляться с этими процессами.

Концентрируется он на каждом из этих этажей по-разному.

За процессами, происходящими в среднем бессознательном (ежедневные ощущения, чувства и мысли), он наблюдает с глубинной установкой на постепенное упорядочивание их хаотического движения и одухотворение их изнутри.

При правильной внутренней работе над собой любая деятельность, вплоть до очистки выгребных ям (что, кстати, входило в обязательную практику выработки смирения у суфиев), становится мощным инструментом преображения духа.

Процессы низшего бессознательного (стремление подавленных желаний выйти на поверхность, смутное движение психокомплексов, вулканические выбросы инстинктов, брожение забытых воспоминаний и нереализованных программ) нуждаются в более глубоком преобразовании.

Потому человек, ведущий внутреннюю работу, направляет на них внимание с глубинной целью растворить их и очистить себя от непросветленной части психики.

Это важная часть внутренней работы человека над собой, которая приводит  тому, что сверхсознание побеждает деструктивную часть бессознательного.

Порой ему приходится входить своим вниманием в их глубину до самого дна для того, чтобы полностью трансформировать весь их состав и овладеть скрытой энергией, запертой в их основании.

Концентрация и даже проникновение в глубину своего бессознательного без отождествления ведет к чудодейственной волшебной трансформации всех этих помраченных слоев сознания. Внутреннее «Я», словно солнце, высветляет тьму.

При серьезной и регулярной практике внутренняя территория бессознательного очищается столь радикально, что у человека практически исчезает то, что принято называть внутренней тенью.

Просветленный человек больше не отбрасывает на мир тень, которая и есть низшее бессознательное.

Все в его психике при получении просветления становится внутренним светом.

Между этажами нашего сознания нет непроницаемых перегородок. Можно подняться на самый верх с любого уровня падения, точно так же можно опуститься на самое дно с очень большой высоты, что подтверждает нам легенда о падении Люцифера.

Потому в многоэтажной психике человека идут постоянные обменные процессы между низшим, средним и высшим бессознательным с невероятно интересной динамикой.

Причем идут они по вполне определенным законам, не отменяемым еще со времен легендарного древнеегипетского бога Гермеса Трисмегиста, оставившего нам в своей знаменитой «Изумрудной скрижали» (TabulaSmaragdina) формулу великого подобия:

«Нет ничего вверху, чего не было бы и внизу, и наоборот»). Главный же закон заключается в том, что высшее управляет низшим.

Перефразируя эту формулу в ключе психосинтеза, построенного гениальным флорентийцем на основе сакральных знаний, можно сказать, что невозможно подняться снизу вверх, не изменившись и не трансформировав себя в подобие высшего (единственный путь), но спуститься вниз можно двумя путями:

1) деградировать и уподобить себя низшему бессознательному и 2) сохранить и даже усилить себя и присутствие духа, преобразив низшее в подобие высшего.

Важно отметить, что практика интуитивного созерцания динамики процессов своего низшего и среднего бессознательного может произойти только в том случае, если внутренний наблюдатель находится в области сверхсознания.

Иначе невозможно познать себя, увидеть борьбу бессознательного и сверхсознания.

Один из механизмов преображения, достигаемого с помощью подобного интуитивного созерцания, заключается в том, что в процессе такой психосинтезирующей работы над собой, сближающей все три этажа сознания, у человека многократно расширяется и очищается поле сознания.

Оно захватывает и те слои, что находятся как бы над сознанием, и те, что связаны с низшим бессознательным.

Если мы возьмем поле сознания святого или просветленного мудреца, мастера жизни, то у него будет сверхъобъемное поле сознания, обладающее силой реализации.

По мере расширения и усиления поля сознания проясняется видение, повышается энергетика, собранность человека, раскрывается глубинный эмоциональный потенциал, пробуждается жизнь души и сердца.

 

Модель сознания: как соотносятся бессознательные, сознательные и сверхсознательные процессы

 

 Психологическая наука говорит нам о том, что помимо чисто сознательных процессов, происходящих в психике, у человека есть еще бессознательные и сверхсознательные процессы, которые не доступны для понимания самого человека, но которые может, пусть и приблизительно, исследовать наука.

 

Восточная версия психосинтеза принимает семиуровневую модель сознания, предложенную Роберто Ассаджиоли, однако сосредотачивается на тех динамических трансформациях, которые под влиянием психосинтетической работы над собой могут произойти в человеческом сознании и изменить соотношение между разными ее частями.

 

Так, одним из главных направлений работы в данной версии является работа человека над собой, как совместно с психологом, так и самостоятельно.

Критерием результативности этой работы является увеличение и расширение поля сознания и повышение силы присутствия сознательного «Я», которое меняет соотношение между различными слоями сознания в человеке.

 

Следует подчеркнуть, что  модель сознания, предлагаемая психосинтезом исходит из того, каждый уровень сознания связан с так называемым эволюционным временем, определяющим господство того или иного слоя сознания  в тот или иной период его существования.

Эволюционное время показывает, когда формировался тот или иной слой сознания.

 

Так низшее коллективное бессознательное, где хранятся следы пережитого человеком опыта, школа психосинтеза связывает с прошлым временем, среднее бессознательное, где находится поле сознания, решающего сиюминутные задачи, — с настоящим временем, а высшее бессознательное, или сверхсознание, которое большинству людей еще предстоит раскрыть в себе в результате серьезной духовной работы, — с будущим эволюционным временем.

Рассмотрим каждый из этих уровней более подробно, причем начнем с верхних этажей.

Наиболее подробно феномен высшего бессознательного, или сверхсознания, рассмотрен как раз в классическом психосинтезе.

Оно рассматривается как более высокий слой сознания, источник всех лучших мыслей, образов, идей, энергий.

Состояние вдохновения, способность к интуитивному познанию, интуиция, трансово-медитативные и молитвенные состояния лучших людей человечества, святых, мастеров духа, просветленных, героев, гениев, творцов, высшие чувства, творческие состояния, озарения, любовь, духовные образы, героизм, нравственные переживания — все, что делает человека лучше и поднимает его над собой, находится в этой зоне.

О сверхсознательных процессах говорят только те ученые, которые признают сверхсознание как реальность.

В советское время о сверхсознании говорил академик П. Симонов, который отождествлял его с творческой интуицией.

Восточная версия психосинтеза  в своей модели сознания придает понятию сверхсознания и сверхсознательного исключительно важное значение.

Сверхсознание рассматривается как трудноопределимая высшая составляющая сознания, относящаяся к огромной духовной реальности, частью которой мы являемся.

Она, как некая сверхразумная световая сила, настолько превосходит обыденное человеческое сознание, что ее можно воспринимать как абсолют.

 Ее главными свойствами являются абсолютная воля, с помощью которой она управляет психическими процессами, абсолютная любовь, благодаря которой она может сливаться и даже отождествляться с лучшими частями себя и с другими людьми, и абсолютная мудрость, за счет которой она может познавать себя.

Сверхсознательное начало по-разному выявляется в нашем сознании и жизни.

В эмоциональной сфере оно посылает свои импульсы в виде угрызений совести или, наоборот, приливов любви, вдохновения и восторга.

В ментальной сфере оно проявляет себя как вспышки интуиции.

В волевой сфере оно выступает как прилив сил, помогающий возобновить усилие, истощившее свою энергию.

Модель сознания, развиваемая в восточной  версии психосинтеза утверждает, что в сверхсознательной области пребывают интуиция, творческое вдохновение, все высшие трансы и экстазы, духовность, любовь, лучшие нравственные чувства, стремление к красоте, гармонии, справедливости, состраданию, совершенствованию и сам архетипически заданный образ совершенства, а также все высокие сиддхи и тонкие сверхспособности.

Об этом говорил и Ассаджиоли, рассматривавший сверхсознательную область как эволюционное будущее человека и все, чего он может достичь в ходе восходящего развития.

Ниже сверхсознания находится так называемое среднее бессознательное (предсознание), где находятся жизненный опыт человека, его обыденные переживания, приобретенные навыки и самые разные психологические состояния, которые человек без особых усилий может вспомнить и произвольно, по своему желанию перенести в поле сознания.

Можно рассматривать среднее бессознательное как хранилище психологических ресурсов нашего прошлого опыта.

Среднее бессознательное состоит из таких психологических программа и элементов, как наши мысли, чувства, побуждения, решения, относящиеся к области бодрствующего сознания.

Оно связано с работой ума и души и, по сути, представляет собой живой и переживаемый опыт, еще не ставший автоматическим.

Психические переживания, хранящиеся в этой части нашего бессознательного, можно сравнить с «недавними документами» нашего компьютера, с которыми мы только что работали.

Они практически не отличаются от сознания и легко переходят на этот уровень.

Внутри сферы среднего бессознательного находится поле нашего сознания — своего рода мысленный экран, отражающий объем наших представлений о себе и мире.

На этом экране пробегает постоянный поток ощущений, эмоций, чувств, образов, слов, мыслей, желаний, решений.

Объем поля сознания зависит от целого ряда факторов: широты кругозора и образованности человека, масштаба задач, который ему приходится ежедневно решать, баланса экстравертности / интравертности его внимания, уровня его личностного и духовного развития.

Как правило, в поле сознания попадают мысли, чувства, переживания и желания, находящиеся в зоне среднего бессознательно и отражающие те заботы и проблемы, которыми повседневно занимаются люди.

Однако в него периодически попадают импульсы, переживания, идеи и состояния из низшего и высшего этажей сознания.

Они сражаются за внимание человека, и эта борьба нередко принимает форму того духовного противостояния двух начал в человеке, о котором говорит Библия: «Дьявол борется с Господом, и поле битвы — сердце человеческое».

От того, куда направит человек свое внимание и какой выбор он сделает, зависит, какие импульсы и влияния будут преобладающими в поле его сознания.

Именно в поле сознания находится центр принятия решений, делающий выбор, на чем концентрироваться, что отодвинуть в подвалы сознания или вовсе удалить как ненужный файл, какой образ будет решающим и какой поступок нужно сделать, в конце концов.

Еще ниже находится слой низшего бессознательного —своего рода склад, наполненный подавленными желаниями, психологическими комплексами, инстинктами, глубинными нереализованными программами, давно забытыми воспоминаниями.

С одной стороны, этот психологический материал может быть ресурсом (в случае если там содержится память о победах и неких приобретенных навыках, которые пока не пригодились, но могут понадобиться).

Эти глубинные ресурсы извлекаются не столь свободно, как лежащие на поверхности психологические состояния среднего бессознательного.

Для подобного извлечения требуются либо серьезные усилия самого человека, либо специальные методы, которые применяет психотерапевт.

С другой стороны, в этих подвалах сознания могут пребывать негативные психологические программы, разрушительные комплексы, деструктивные бессознательные алгоритмы поведения.

Если в человеке есть такой негатив, то он хранится именно на этих психических складах.

Модель сознания, развиваемая в восточной версии психосинтеза утверждает, что низшее бессознательное состоит из нескольких подуровней:

- все психологические реакции и программы, усвоенные нами и представляющие собой прошлый опыт, сжатый до автоматических реакций;

- психические программы, координирующие телесные функции организма;

- низшие телесные инстинкты и влечения (голод, секс, агрессия, инстинкт самосохранения);

- детские психические реакции, отличающиеся психоэмоциональной незрелостью, нетерпеливостью, импульсивностью, капризностью;

- психологические комплексы, порожденные психическими травмами и неудовлетворенными потребностями;

- патологические психические комплексы (деструктивные желания, фобии, мании, извращенные влечения — все, что религии считают силами зла в человеке).

Поле сознания — все те психологические процессы: мысли, чувства, образы, желания, ощущения, — которые попадают в фокус нашего восприятия и которые мы можем наблюдать, осознавать, оценивать, анализировать.

Объем поля сознания у всех людей разный, у кого-то — очень узкий, у кого-то — большой, вмещающий в себя самые разные переживания.

Он связан со вниманием человека и с его установками восприятия: чем более узкими оказываются подобные установки, тем меньше переживаний попадает в фокус восприятия самого себя и тем меньше поле сознания.

Сознательное «Я» — это психологический центр самосознания, чистое, беспримесное самоощущение, чувство «Я», отдельное от тела, эмоций, желаний, мыслей, принимаемых решений.

Сознательное «Я» проявляет себя во внутреннем мире человека как наблюдатель, отслеживающий поток переживаний.

Многие люди отождествляют это «Я» с полем сознания, то есть со своими мыслями и чувствами о себе, отождествляют наблюдателя и наблюдаемое.

Сознательное «Я» обеспечивает человеку ощущение непрерывности собственной личности. Сознательное «Я» имеет различные уровни сознательности и разную степень силы.

Восточная версия психосинтеза содержит очень серьезный блок упражнений, направленных на усиление сознательного «Я» в человеке.

Высшее «Я» — чистое, совершенное «Я», божественная искра или монада, космический свидетель, универсальный наблюдатель, живущий в глубинах человеческого сознания и не принадлежащий миру психики, а парящий над ним, — является аналогом атмана, или проявления Божественной самости.

Понятие высшего «Я», как уже говорилось, было введено  Ассаджиоли в западную психологию как важнейший элемент модели сознания.

Можно сравнить высшее «Я» с чистым светом, который имеет некое проявление в нас в виде личного сознательного «Я», представляющего собой отраженный свет.

Современная психология не признает высшее «Я» как реальность, поскольку его существование не может быть подтверждено чисто научными изысканиями или экспериментами.

Однако духовно-мистический опыт человечества, подтвержденный мировыми религиями и эзотерическими учениями и нашедший более объективное освещение в трансперсональной психологии, позволяет подтвердить реальность высшего «Я».

Коллективное бессознательное — многослойный океан сознания, окружающий индивидуальное сознание, отделенный от него некоей тонкой мембраной, через которую различные мысли, идеи, образы и силы, живущие в этом океане, проникают в человеческое сознание.

Модель сознания, развиваемая в восточной версии психосинтеза опирается на идею  прозрачности человеческого сознания.

Его открытость влияниям многослойного океана проявляются в том, что оно открыто для внешних влияний.

Океан коллективного бессознательного имеет несколько базовых слоев, или уровней.

Так же как и индивидуальное сознание, космическая реальность имеет три основных слоя: низшее коллективное бессознательное, среднее коллективное бессознательное и высшее коллективное бессознательное, или сверхсознание.

Этот океан отнюдь не статичен, в нем есть активная динамическая часть и потоки импульсов, идущих от его различных слоев, проникающих в индивидуальное сознание людей и влияющих на их самоощущение и поведение.

Так же как индивидуальное сознание, океан коллективного бессознательного, омывающий, словно острова, сознания отдельных людей, можно разделить на три слоя.

Низшее коллективное бессознательное — это слой ментально-эмоционального хаоса, примитивных мыслеформ, досознательных психических элементов, теневой тонкой реальности, которая, проникая в человеческое сознание, превращается в страсти, переживания и мышление негативного плана, слои сознания, называемые в религиях и духовных учениях адскими.

Модель сознания, предлагаемая в психосинтезе  исходит из того, что импульсы, идущие из этих слоев, проникают через тонкую мембрану, отделяющую индивидуальное сознание от коллективного бессознательного.

В случае если перед нами — человек с неустойчивым эгоистическим сознанием, живущий исключительно для себя и подверженный разного рода страстям и привычкам к негативному мышлению, сфера его бессознательного и сознания подвержена влияниям и различным импульсам, идущим из этих слоев.

Человек, находящийся под влиянием этих сил, является своего рода марионеткой низшего бессознательного и может совершать любые негативные поступки и действия.

Сверхсознательная часть злодея развита слабо и не имеет на него серьезного влияния, муки совести заглушены.

Среднее коллективное бессознательное — это слой разумной ноосферы, рациональных мыслей, логически структурированной информации, знаний, которым должен обучиться каждый человек, претендующий на гордое звание homosapiens.

Оно хранится не только в книгах или на электронных носителях, но и на невидимых скрижалях тонкого пространства, составляющих материю коллективного бессознательного.

Высшее коллективное бессознательное – это слой духовной ноосферы, объединяющей лучшие достижения человечества, хранилище высших архетипов и коллективных религиозно-героических переживаний.

Именно они позволяют ощутить глубинное единство представителям самых разных традиций и культур.

Схема в «яйце сознания от Ассаджиоли» помещает сознательное «Я» в средний слой сознания, но на самом деле его позиция очень подвижна.

Оно может перемещаться и в верхние, и в нижние этажи сознания.

Модель сознания, предлагаемая восточной версией психосинтеза исходит из того, что  сознательное «Я» направляет внимание на любой объект — не важно, относится ли он к внешнему или внутреннему миру.

Позиция сознательного «Я» может быть устойчивой и относительно постоянной, а может быть и весьма изменчивой.

Именно эта позиция определяет устойчивость самооценки человека и прочность его самоидентификации.

Если человек ступил на путь сознательной эволюции, он постепенно пробуждает в себе силу внимания, укрепляет свое сознательное «Я» и расширяет поле сознания с горизонтального, ситуативно-бытового уровня до вертикального и онтологического уровня.

Это выражается в расширении кругозора человека, возрастании мощи и тонкости его внимательности и проникновении луча внимания как в область сверхсознания, так и в сферу низшего бессознательного.

 

Еще статьи...


Работа над собой