Авторская система

Ментальные практики психосинтеза

Опишу ряд  упражнений, которые я применяю на тренингах и в процессе индивидуальных консультаций с тем людьми, кто хотел бы овладеть методиками и ментальными практиками   психосинтеза, прежде всего восточной версии.

1. Сила намерения управлять мыслями. Основным вашим инструментом этой практики будет «внутренний наблюдатель». Немного понаблюдав за собой, вы увидите, как много хаоса в ваших мыслях. Скажите себе несколько раз: «Я хочу воспитать в себе внутреннего наблюдателя!»

. Постарайтесь поймать ощущение, что в глубине вашего сознания есть наблюдающая часть и что ее можно постепенно натренировать.

2. Воспитывайте наблюдателя.  Это важнейшая ментальная практика психосинтеза.Займите позицию наблюдателя по отношению к собственным мыслям. Отделите свое наблюдающее «Я» от ума.

Представьте себя зрителем, который смотрит на экран, где пробегают различные кадры и образы. Вы видите эти образы как бы со стороны, не отождествляясь с ними.

Точно так же отнеситесь к собственным мыслям, беспорядочный поток которых вы наблюдаете на мысленном экране.


3. Усильте наблюдателя. Войдите в состояние максимальной осознанности и позвольте своему внутреннему наблюдателю максимально усилиться.

Попробуйте полностью сосредоточиться на изучении собственных мыслей.

Отпустите свои мысли, позвольте им крутиться так, как они хотят, и начните внимательно выслеживать их, подобно охотнику. Позвольте им течь свободно.

Просто наблюдайте. Обратите внимание, что некоторые мысли регулярно повторяются. Всплывает то, о чем вы давно забыли.


Ваша задача — изучить глубинные особенности собственной ментальной сферы, понять ее причудливую логику, направленность и сущность.

Ведь то, что вы делаете, есть прямое следствие того, о чем и как вы думаете.

Применяйте по отношению к собственным мыслям метод фотографии: «фотографируйте» мыслительные потоки, процесс принятия решений, наиболее важные движения мысли и состояния ума.

Наблюдайте за потоком мыслей с закрытыми глазами и отмечайте, как они изменяются, когда вы открываете глаза. Пытайтесь увидеть больше, чем привыкли.


4. Различите слои мысли. Выполняю эту ментальную практику психосинтеза вы приобретаете великую способность различения. В процессе наблюдения вам придется пройти несколько мысленных слоев.

Вначале вы увидите поверхность мысленной сферы, которую можно сравнить с пеной, бурлящей на поверхности океана.

При дальнейшем пристальном рассмотрении вы увидите, что за хаотичной мысленной пеной находится несколько (обычно не более трех) потоков или направлений мысли, идей, воплотить которые вы подсознательно стремитесь. И, наконец, еще глубже сокрыты мотивы, желания, которые изнутри управляют мыслями.


5. Загляните в глубину. Например, вы можете заметить, что ваша голова весьма часто наполнена мыслями о каком-то человеке или событии.

Если вы присмотритесь к этим мыслям глубже и тщательнее, то увидите, что в них сконцентрировано ваше сильное желание увидеться с этим человеком или, наоборот, избежать встречи с ним.

Самая глубинная основа мыслительной сферы связана с духовным миром и высшим «Я», живущим внутри каждого человека. Попробуйте увидеть ее и прикоснуться к ней лучом наблюдающего сознания.


6. Определите темы мышления. Постарайтесь увидеть основные темы вашего мышления. Обычно в нашем сознании присутствуют три-четыре циклически повторяющиеся мысли. Внимательно исследуйте частоту их появления и причину их периодического появления в вашем сознании.

Вы увидите, что какие-то из мыслей появляются внутри вас спонтанно и независимо от любых внешних стимулов, другие же периодически заводятся людьми и обстоятельствами.


7. Геометрия мысли. Данная ментальная практика психосинтеза развивает в человеке умение видеть последствия собственных мыслей.

Начните внимательно наблюдать за движением своих мыслей, воспринимая их как светящиеся линии, каждую со своей траекторией. Куда движутся эти линии?

Проследите геометрический рисунок своих основных мыслей. Выберите три главные мысли и посмотрите из них, словно самолет, оставляя свой след в пространстве. Вы увидите, что большинство подобных мыслей, будучи представлены графически, выглядят как хаотический рваный узор, увы, лишенный красоты. Попробуйте изменить рисунок.

Превратите каждую мысль в светящуюся прямую линию, завершающуюся острым наконечником, как у стрелы, или в цветную спираль, устремленную в бесконечность. Прибегая к подобным визуализациям, помните, что вы меняете динамику и форму мысли, не трогая ее содержание.

Однако практика показывает, что при изменении формы меняется и содержание мысли. Если форма мысли (линия, спираль, сочетание линий) становится более ясной, светлой и сильной, то и ее содержание делается иным — позитивным и созидательным.

Создайте на экране собственного сознания красивый узор мыслей, и тогда вам станет легче их воплотить.
8. Ментальный самоанализ. Начните анализировать то, что увидели.

Поначалу достаточно собрать необходимую информацию. Две предыдущие практики дадут вам обширный материал для размышления. Вы увидите, что многие ваши мысли совершенно противоречат друг другу, многие вообще противоречат какой-либо логике.

Это «останки» мыслей от пережитых эмоций, обрывки фраз из рекламы подсолнечного масла, отрывок из заметки в газете, которую читал ваш сосед в метро.
а) Постарайтесь отделить действительно важные мысли от откровенного мусора. Для этого представьте, что все ненужные мысли — это помехи, мешающие вам слушать любимую песню.

Представляйте, что вы настраиваете воображаемый радиоприемник, подкручивая ручку, и помехи постепенно затихают.
б) Следующий шаг — это размышление над выделенными из общего хаоса основными идеями.

Ваша цель — рассмотреть эти мысли со всех сторон. Для этого вам надо применять не только словесно-логическое мышление, но и образное, и интуитивное.

Размышляйте последовательно: сначала логически, потом поработайте с образами, а потом — с интуицией.

Повторяйте этот цикл столько раз, сколько вам понадобится, чтобы все три составляющие пришли к единому выводу.
в) Представьте, что мысли — это приятный, бодрящий свет и энергия.

Представьте, что энергии столько, что она переполняет вас и естественным образом изливается в окружающее пространство.

Подарите эту энергию удачи всем людям, пожелайте удачи и счастья всему миру. Представляйте, как исходящая из вас энергия в виде искр, огненных протуберанцев, потоков света, цветов, воздушных шаров течет ко всем, кто в ней нуждается.

Сформулируйте как можно больше доброжелательных мыслей.

Представьте, как эти мысли доходят до людей. В этот момент они испытывают облегчение, находят решение мучившей их проблемы или просто улыбаются.

Теория мемов. Взгляд психосинтеза на теорию мемов (миметику)

Восточная версия психосинтеза принимает в общих чертах модную сегодня теорию миметики и мемов (мимов).

Миметика — это междисциплинарная модель мышления (ее основателем считают британского ученого Ричарда Докинза), в основе которой лежат представления о мемах — единицах культурной информации (привычки, навыки, схемы поведения, явления моды, анекдоты и т. д.), которые передаются от одних людей к другим благодаря имитации и научению и являются ментальным аналогом генов

. Докинз утверждает, что мемы локализуются в области мозга и являются мутирующим репликатором, влияющим на культурную эволюцию человечества благодаря своей способности к размножению.

Копирование информации и ее передача происходят избирательно: одни мемы передаются и овладевают умами, другие —нет. Иными словами, мемы развиваются, увеличиваются в своем объеме и захватывают сознание людей благодаря своей живучести и привлекательности.

Она проявляется в том, что мемы борются в нашей памяти за выживание и за возможность воспроизведения.

Последователи  теории мемов -миметики отмечают, что большие группы мемов, которые копируются и передаются совместно разными способами, например, через воздействие СМИ, получили название мем-комплексов (этот подход получил распространение в системе саморазвития человека, называемой спиральной динамикой —SD).

Мем-комплексы передают различные идеи и ценности благодаря способности мозга к усвоению и тиражированию обобщенных или избирательных имитационных моделей —ментальных программ, присущих большинству людей.

Безусловно, мем-комплексы прямым образом связаны с конкретными субличностями и потому обладают элементами персональности.

Их можно сравнить с маленькими человечками внутри нас. Последователи  теории мемов миметики полагают, что для того, чтобы успешно размножаться и распространяться, мемы как единицы культурной информации должны выполнять три главные задачи: 1) максимально точно, без искажений передавать самих себя (тогда можно избежать мутаций), 2) максимально широко распространяться и 3) как можно более длительно по времени воспроизводиться.

Те мемы, которые наилучшим образом решают все три задачи, становятся победителями в процессе эволюции культуры и охватывают целые страны и континенты.

Восточная версия психосинтеза  во многом принимая теорию мемов утверждает, что сознание человека в известной степени является открытой системой по отношению к сознаниям других людей и коллективному бессознательному, в океан которого погружены все персональные человеческие умы и души.

Потому взаимовлияние и перетекание различных идей от одного сознания к другому вполне объяснимы. Границы и естественные преграды между сознаниями, конечно, существуют, есть и ценностные фильтры и ограничения, однако они не абсолютны.

Теория мемов во многом коррелирует с моделью сознания Ассаджиоли(«яйцо сознания»), согласно которой индивидуальное сознание , плавающее в океане коллективного бессознательного не отделено от его непроницаемыми границами.

Напротив, это полупрозрачные границы, позволяющие мыслям и мыслеобразам перетекать от индивидуального сознания в коллективное бессознательное и наоборот.

Мысль, пришедшая нам в голову, может быть рождена и придумана другими людьми, которые разделяют иные ценности, нежели мы, но она не так уж редко проникает сквозь заградительную сеть нашего эго.

И, в отличие от охраняемых границ между государствами, пограничные службы которых жестко реагируют на проникновение диверсанта или перебежчика, наше сознание куда более открыто.

Правда, это чаще происходит в тех случаях, когда сознание и системы мышления другого человека созвучны нам, но в немалом числе случаев люди увлекались совершенно иными идеями, которые захватывали их умы не через внешний источник, обучение, прямое влияние, а благодаря тонкому, подспудному влиянию и проникновению мемов.

Иногда подобные мысли исполняют роль интуитивного сигнала, предупреждающего человека об опасности или подсказывающего ему новые возможности и перспективы.

Именно от уровня развития человеческой интуиции, отвечающей в том числе и за распознавание истины, зависит то, как воспримет человек эту мысль - отвергнет ее как нечто чужое и постороннее или же все-таки прислушается к неясной информации и попытается ее проверить.

 

 

Еще статьи...


Работа над собой