Авторская система

Психосинтез о природе мышления

У психосинтеза и в его классической, и в восточной версии есть свой взгляд на природу мышления. Восточная версия психосинтеза рассматривает мышление как особую разумную и активную деятельность сознания, направленную на решение жизненных проблем.

Мышление помогает удовлетворению потребностей и осуществлению желаний и соединяет внутреннюю потребность с внешним миром.

Оно вместе с сознанием активнейшим образом участвует в формировании картины мира и образа себя. Как человек думает о мире и о себе, такой мир и образ себя он имеет.

Психосинтез связывает природу мышления с потребностью, с нуждой. Человек испытывает в чем-то нужду, которую невозможно удовлетворить немедленно, этому мешают внешние и внутренние препятствия. Он начинает искать выход из тупика, иначе говоря, думать.

Чем сложнее препятствие, тем интенсивнее нужно начинать думать. Мышление первобытных людей было во много раз проще способов мышления современного человека.

Но многократно усложнились задачи, которые необходимо решать, и стало интенсивнее развиваться мышление. Усложнились и потребности: к биологическим потребностям, которые ограничиваются задачами выживания, добавились потребности социальные.

Многие из потребностей сегодня являются потребностями престижа, навязанными цивилизацией.

Те люди, которые стали жертвами этих потребностей, вынуждены очень активно думать и производить в сознании различные, иногда изощреннейшие мыслительные схемы, дабы во что бы то ни стало найти возможность для получения желаемого.

Другие люди удовлетворяют сложные и разветвленные потребности в познании и творчестве.

Во всех этих случаях мышление становится инструментом психосинтеза, соединяющего внешнюю и внутреннюю реальность.

Психосинтез имеет особый взгляд на природу мышления. Мыслить — значит соединять, обеспечивать слияние объектов наших потребностей (даже на уровне корней слова «мыслить» и «слияние», «слитность» близки друг другу!), принадлежащих внешнему миру, и нашего сознания, желаний и эмоций, представляющих мир внутренний.

А как же творческие или тем более духовные потребности, относящиеся к внутреннему миру?

Они в какой-то степени являются внешними для обычного сознания, ведь духовная реальность, к которой стремятся люди, во многом недоступна для них. От силы, точности, упорядоченности и глубины мышления зависит полнота удовлетворения этих потребностей.

Что такое мышление по своей сути? Восточная версия психосинтеза имеет четкое представление о природе мышления. утверждает, что это зависит от точки зрения, с какой мы смотрим на мыслительные процессы.

С одной стороны, это способность к решению жизненных, научных, профессиональных и творческих задач.

С другой стороны, это способ познания мира, отражение его закономерностей, позволяющее устанавливать связи между познаваемыми объектами и субъектом, действуя при этом как по правилам формальной логики, так и с некоторым нарушением их, если речь идет об открытиях и творчестве.

С третьей стороны, это создание целостных мыслеобразов, имеющих тонкоматериальную вибрационно-энергетическую природу, голографическую форму и создающих особую тонкую реальность, которую Юнг называл коллективным бессознательным, Вернадский — ноосферой, античные мудрецы — миром эйдосов или идей, эзотерическая философия — тонким миром.

Эти мыслеобразы находятся в очень своеобразных отношениях с человеком, создавшим их: они взаимно влияют друг на друга, либо созидая в человеке целостность и гармонию и приближая человека к совершенству и духовной сфере, либо умножая его противоречивость и удаляя его от мира духа.

Один раз созданный мыслеобраз имеет тенденцию к повторению и самокопированию, размножаясь в сознании подобно вирусу.

Человек своими мыслями, сила которых зависит также от мотивов, желаний и эмоций, строит персональную психологическую вселенную, которая влияет на ее создателя, побуждая его поступать так, как он замыслил, и действовать в том направлении, как задумал.

 

Восемь основных картин мира и методы работы с ними

В зависимости от того, как удовлетворяются эти потребности, осуществляются желания и цели, накапливается эмоциональный фон и опыт (понимание экзистенциальной цены каждой достигнутой жизненной цели), формируются субличности, отражающие различные грани картины мира, которая включает образ себя. Вариантов подобных картин мира и себя может быть очень много.

EVP предлагает зафиксировать восемь основных вариантов картин мира, удваивая четыре экзистенциальные позиций Э. Берна за счет введения эволюционного вектора:

- готовность работать над собой, изменять свою жизнь и самого себя к лучшему, на какой бы из четырех перечисленных позиций ни находился человек и каковы бы ни были его дела;

- неготовность человека менять ни свою жизнь, ни себя самого, желание сохранять то, что есть, вне зависимости, хороши его дела или плохи.

а). От хорошего к лучшему. Я окей, ты окей, но при этом не собираюсь почивать на лаврах. Я готов к дальнейшей работе над собой во имя улучшения своей личности и окружающего мира (позитивный реалист, стремящийся к новым победам).

б). Все хорошо, я ничего не меняю. Я окей, ты окей, и мне настолько приятно подобное самоощущение, что я ничего не хочу менять и готов прекратить всякие усилия, лишь бы сохранить свой внутренний комфорт и в лучшем случае защищать достигнутое (человек, почивающий на лаврах и остановившийся в развитии).

в) Я очень несовершенен, но стремлюсь к совершенству. Я не окей, ты окей, я хорошо понимаю, что быть таким слабым, как я, — значит проиграть, потому я готов работать над собой, чтобы победить свою неуверенность и комплекс жертвы и обрести уверенное самоощущение, основанное на самоуважении и устойчивой, позитивной самооценке (слабый, стремящийся стать сильным).

г). Я согласен с судьбой неудачника. Я — не окей, ты — окей, и потому я осознаю, что слаб, но я не готов к тому, чтобы бороться с собой и с жизнью за место под солнцем, потому что не верю, будто можно стать сильным, и готов смириться со слабостью. Другой человек, как правило, превосходит меня, и в этом жестоком мире единственный способ выжить — всегда уступать сильным людям (человек, смирившийся со своей приниженностью).

д) Может быть, я во многом лучше других, но готов усмирить гордыню. Я — окей, ты — не окей, позиция приятная, но я понимаю, что часто бываю излишне самоуверен, и меня не будут любить, если я постоянно буду демонстрировать комплекс своего превосходства. Потому я готов работать над собой и трансформировать свою гордыню в более уважительное и позитивное отношение к людям (человек, побеждающий гордыню).

е). Мне нравится демонстрировать свое превосходство. Я — окей, ты — не окей, и мне нравится чувство превосходства над другими людьми, я действительно уверен в этом, потому я ничего не буду менять ни в своем поведении, ни в своем отношении к миру, культивировать в себе это чувство, а не менять его на ложную и ненужную скромность. Меня устраивают и моя внешняя ситуация, и мой характер (самовлюбленный гордец, сноб).

ж). Буду подниматься из ямы на вершину жизни. Я — не окей, ты — не окей, то есть я в глубокой яме, и меня это кардинально не устраивает. Я осознаю, что моя ситуация и характер деструктивны. В прошлом я совершал множество ошибок, но теперь хочу исправить их и начать жизнь заново. Я готов работать и над улучшением внешних параметров жизни, и над своим внутренним миром, чтобы преодолеть поражения (сбитый летчик, ремонтирующий свой самолет).

з). Смиряюсь с судьбой неудачника. Я — не окей, ты — не окей, и ничего уже в моей жизни не изменишь. Жизнь — это тяжелая и неприятная вещь, где ты неудачник, а тебя окружают скверные, эгоистические люди. Мне хочется закрыться от этого мира и людей, я проиграл в жизни, но в этом виноват не я, жертва, а мир, в котором я живу. Поскольку я не верю, что можно поправить жизнь, я буду мстить себе, например, пить и мстить людям, как могу и умею (сбитый летчик, отказавшийся от полетов и разрушающий себя, свой самолет и мир).

Практика. Упражнения. Советы. Стратегии

1.Оцените, какая из восьми картин мира вам ближе. Оцените себя на глазок, а потом посоветуйтесь на эту тему с близкими людьми, которые вас хорошо знают: что они думают о вашей картине мира? Какое впечатление вы производите?

2.Насколько хотите меняться? Где бы вы ни были, оцените свое желание вырваться из проблем и развиваться дальше: в какой степени вы готовы к совершению усилий? Спросите себя максимально честно: вы будете работать?

3.Много ли у вас энергии? Подумайте: сколько энергии для этого вам понадобится и где вы ее возьмете?

На первый взгляд, меньше всего энергетических затрат будет у того человека, который двигается от хорошего к лучшему, ведь у него и так все неплохо и он тоже привык побеждать, пусть не на пятерку, а на четверку.

Но, может быть, постоянное благополучие усыпит бдительность такого «хорошиста», и он не будет прикладывать старания, чтобы стать «отличником».

А тот, у кого серьезные проблемы и он почти дошел до низшей точки падения, может собраться с силами, взяться за ум и все-таки начать упорное восхождение. Потому соберитесь с силами и начинайте подъем. Ваша задача — постепенно переместиться в позицию 1, сохранив при этом готовность к дальнейшей эволюции.

4.Постройте план изменений. Чтобы переместиться на более высокий уровень, вам нужно будет, с одной стороны, выстроить в сознании поэтапный план изменений, сделать каждую из картинок-ступенек максимально яркой и привлекательной и начать энергично ее осуществлять.

Параллельно с этим нужно будет начать работу по воспитанию в себе позитивных психологических качеств, без которых невозможно развиваться (целеустремленность, оптимизм, позитивное мышление, защищенность, готовность учиться, осознанность, ясность ума и т. д.), и рождению нового «Я».

5.Действуйте. Проникайтесь ощущением, что вы обязательно будете работать одновременно и над внешней, и над внутренней частью себя и своей жизни, и задействуйте в вашей работе по самоулучшению и внешнюю, и внутреннюю сторону вашей жизни.

Начните ежедневную энергичную работу по перемещению себя в самую перспективную позицию. Примите решение никогда не останавливаться.

 

 

Еще статьи...


Работа над собой