Авторская система

Виды и функции мышления. Взгляд психосинтеза.

 

В психологии принято выделять три основных вида мышления: 1) словесно-логическое, 2) образное, 3) интуитивное, — которые обеспечивают процесс удовлетворения потребностей человека.

Эти виды мышления пользуются самыми различными умственными операциями. Рассмотрим основные виды и функции мышления.

Наиболее известные операции, относящиеся к словесно-логическому мышлению:

а) анализ, суть которого в разделении предмета, явления или процесса на отдельные составляющие;

б) синтез, основанный на объединении элементов, разделенных в результате анализа, и сопровождающийся выявлением нового качества;

в) сравнение, предполагающее сопоставление предметов и явлений с целью нахождения их сходства и различия;

г) классификация, группирующая те или иные предметы, явления и процессы по выделенным признакам;

д) обобщение, объединяющее предметы по наиболее важным признакам;

е) конкретизация, составляющая оппозицию обобщению и выделяющая частный признак из общего;

ж) абстрагирование, означающее выделение какого-либо одного аспекта, грани, стороны предмета и явления, сопровождающееся полное игнорирование других его граней и сторон.

Образное или наглядно-образное мышление обладает свойствами симультанности (одновременности), импульсивности и эмоциональной окрашенности и включает в себя такие операции, как:

- вызывание образа из памяти;

- распознавание образов, основанное на сравнении того образа, который рассматривает человек с другими известными и похожими образами;

- удерживание образа в сознании;

- комбинирование данного образа с другими образами и создание целостной образной картины одной модальности;

- объединение образов разных модальностей (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, осязательно-тактильных в единую образную композицию, более сложную, нежели однородная образная картина;

- перевод образов из одной модальности в другую или создание новой модальности (яркий пример — «цветной слух» у композитора Скрябина);

- стирание образа из поля восприятия.

Интуитивное мышление включает в себя несколько когнитивных операций:

- сокращенное, свернутое умозаключение без осознания промежуточных результатов, превратившееся в привычку у опытного профессионала;

- бессознательную сверхскоростную переработку информации;

- быстрый мысленный охват всей ситуации в целом;

- автоматический выбор одного решения из нескольких вариантов на основе прошлого опыта и эмоциональной предрасположенности;

- четкое знание и понимание, приходящее в голову без участия рассудка;

- скачок мысли от известного к неизвестному в глубину объекта познания;

- мгновенное принятие решения в условиях дефицита информации;

- мысленный запрос на включение интуитивного канала восприятия;

- вслушивание в тонкие сигналы, посылаемые сверхсознанием;

- панорамное видение перспективы, работающее с очень большой скоростью.

Интуитивное мышление может самопроизвольно запускаться по таинственной, непостижимой для человека логике в любой момент и сопровождать любые мыслительные процессы.

Но чаще всего оно включается в экстремальных ситуациях, когда человеку угрожает какая-либо опасность или ему необходимо принять важное, судьбоносное решение, а он не знает, что делать.

Психологически тренированный человек может сам запустить процессы интуиции, мысленно и сосредоточенно обратившись к своему сверхсознанию с просьбой подсказать, что делать в конкретной ситуации, какой выбор между двумя или несколькими альтернативами совершить, в каком направлении двигаться, какой путь избрать.

Однако эти три самые распространенные вида и функции мышления не охватывают  всю панораму нашей мысли.

Эволюционно-холистическое мышление. Для того чтобы научиться сознательно включать механизмы интуиции при решении каких-либо сложных жизненных или познавательных задач, необходимо воспитать в себе холистическое эволюционное мышление.

Это комбинация всех трех перечисленных видов мышления (словесно-логического, образного, интуитивного), нацеленного на накопление позитивного опыта, и решение всех жизненных задач, интеграция всех структур и способностей человека и движение к высшему «Я» человека.

Восточная версия психосинтеза утверждает, что холистическое эволюционное мышление, развивающееся у тех, кто работает над собой в этом направлении, использует более сложные виды умственных операций. Оно включает в себя и воспитание нового восприятия и видения мира, и сознательное мыслетворчество.

Это мышление поддается тренировке и развитию. Главная функция этого вида  мышления в том, что оно позволяет понять, что и как нужно делать, чтобы вступить на путь эволюции и двигаться по нему. Потому из всех видов мышления оно может наиболее важное.

Оно соединяет человека с эволюционными целями и путями жизни. EVP содержит множество методов и психотехник воспитания холистического креативного мышления, соединяющего мысль с глубинным смыслом и силой, скрытой в том объекте, на который направляется активность мыслящего сознания.

 

 

Психосинтез о природе мышления

У психосинтеза и в его классической, и в восточной версии есть свой взгляд на природу мышления. Восточная версия психосинтеза рассматривает мышление как особую разумную и активную деятельность сознания, направленную на решение жизненных проблем.

Мышление помогает удовлетворению потребностей и осуществлению желаний и соединяет внутреннюю потребность с внешним миром.

Оно вместе с сознанием активнейшим образом участвует в формировании картины мира и образа себя. Как человек думает о мире и о себе, такой мир и образ себя он имеет.

Психосинтез связывает природу мышления с потребностью, с нуждой. Человек испытывает в чем-то нужду, которую невозможно удовлетворить немедленно, этому мешают внешние и внутренние препятствия. Он начинает искать выход из тупика, иначе говоря, думать.

Чем сложнее препятствие, тем интенсивнее нужно начинать думать. Мышление первобытных людей было во много раз проще способов мышления современного человека.

Но многократно усложнились задачи, которые необходимо решать, и стало интенсивнее развиваться мышление. Усложнились и потребности: к биологическим потребностям, которые ограничиваются задачами выживания, добавились потребности социальные.

Многие из потребностей сегодня являются потребностями престижа, навязанными цивилизацией.

Те люди, которые стали жертвами этих потребностей, вынуждены очень активно думать и производить в сознании различные, иногда изощреннейшие мыслительные схемы, дабы во что бы то ни стало найти возможность для получения желаемого.

Другие люди удовлетворяют сложные и разветвленные потребности в познании и творчестве.

Во всех этих случаях мышление становится инструментом психосинтеза, соединяющего внешнюю и внутреннюю реальность.

Психосинтез имеет особый взгляд на природу мышления. Мыслить — значит соединять, обеспечивать слияние объектов наших потребностей (даже на уровне корней слова «мыслить» и «слияние», «слитность» близки друг другу!), принадлежащих внешнему миру, и нашего сознания, желаний и эмоций, представляющих мир внутренний.

А как же творческие или тем более духовные потребности, относящиеся к внутреннему миру?

Они в какой-то степени являются внешними для обычного сознания, ведь духовная реальность, к которой стремятся люди, во многом недоступна для них. От силы, точности, упорядоченности и глубины мышления зависит полнота удовлетворения этих потребностей.

Что такое мышление по своей сути? Восточная версия психосинтеза имеет четкое представление о природе мышления. утверждает, что это зависит от точки зрения, с какой мы смотрим на мыслительные процессы.

С одной стороны, это способность к решению жизненных, научных, профессиональных и творческих задач.

С другой стороны, это способ познания мира, отражение его закономерностей, позволяющее устанавливать связи между познаваемыми объектами и субъектом, действуя при этом как по правилам формальной логики, так и с некоторым нарушением их, если речь идет об открытиях и творчестве.

С третьей стороны, это создание целостных мыслеобразов, имеющих тонкоматериальную вибрационно-энергетическую природу, голографическую форму и создающих особую тонкую реальность, которую Юнг называл коллективным бессознательным, Вернадский — ноосферой, античные мудрецы — миром эйдосов или идей, эзотерическая философия — тонким миром.

Эти мыслеобразы находятся в очень своеобразных отношениях с человеком, создавшим их: они взаимно влияют друг на друга, либо созидая в человеке целостность и гармонию и приближая человека к совершенству и духовной сфере, либо умножая его противоречивость и удаляя его от мира духа.

Один раз созданный мыслеобраз имеет тенденцию к повторению и самокопированию, размножаясь в сознании подобно вирусу.

Человек своими мыслями, сила которых зависит также от мотивов, желаний и эмоций, строит персональную психологическую вселенную, которая влияет на ее создателя, побуждая его поступать так, как он замыслил, и действовать в том направлении, как задумал.

 

Еще статьи...


Работа над собой