Авторская система

Восемь основных картин мира и методы работы с ними

В зависимости от того, как удовлетворяются эти потребности, осуществляются желания и цели, накапливается эмоциональный фон и опыт (понимание экзистенциальной цены каждой достигнутой жизненной цели), формируются субличности, отражающие различные грани картины мира, которая включает образ себя. Вариантов подобных картин мира и себя может быть очень много.

EVP предлагает зафиксировать восемь основных вариантов картин мира, удваивая четыре экзистенциальные позиций Э. Берна за счет введения эволюционного вектора:

- готовность работать над собой, изменять свою жизнь и самого себя к лучшему, на какой бы из четырех перечисленных позиций ни находился человек и каковы бы ни были его дела;

- неготовность человека менять ни свою жизнь, ни себя самого, желание сохранять то, что есть, вне зависимости, хороши его дела или плохи.

а). От хорошего к лучшему. Я окей, ты окей, но при этом не собираюсь почивать на лаврах. Я готов к дальнейшей работе над собой во имя улучшения своей личности и окружающего мира (позитивный реалист, стремящийся к новым победам).

б). Все хорошо, я ничего не меняю. Я окей, ты окей, и мне настолько приятно подобное самоощущение, что я ничего не хочу менять и готов прекратить всякие усилия, лишь бы сохранить свой внутренний комфорт и в лучшем случае защищать достигнутое (человек, почивающий на лаврах и остановившийся в развитии).

в) Я очень несовершенен, но стремлюсь к совершенству. Я не окей, ты окей, я хорошо понимаю, что быть таким слабым, как я, — значит проиграть, потому я готов работать над собой, чтобы победить свою неуверенность и комплекс жертвы и обрести уверенное самоощущение, основанное на самоуважении и устойчивой, позитивной самооценке (слабый, стремящийся стать сильным).

г). Я согласен с судьбой неудачника. Я — не окей, ты — окей, и потому я осознаю, что слаб, но я не готов к тому, чтобы бороться с собой и с жизнью за место под солнцем, потому что не верю, будто можно стать сильным, и готов смириться со слабостью. Другой человек, как правило, превосходит меня, и в этом жестоком мире единственный способ выжить — всегда уступать сильным людям (человек, смирившийся со своей приниженностью).

д) Может быть, я во многом лучше других, но готов усмирить гордыню. Я — окей, ты — не окей, позиция приятная, но я понимаю, что часто бываю излишне самоуверен, и меня не будут любить, если я постоянно буду демонстрировать комплекс своего превосходства. Потому я готов работать над собой и трансформировать свою гордыню в более уважительное и позитивное отношение к людям (человек, побеждающий гордыню).

е). Мне нравится демонстрировать свое превосходство. Я — окей, ты — не окей, и мне нравится чувство превосходства над другими людьми, я действительно уверен в этом, потому я ничего не буду менять ни в своем поведении, ни в своем отношении к миру, культивировать в себе это чувство, а не менять его на ложную и ненужную скромность. Меня устраивают и моя внешняя ситуация, и мой характер (самовлюбленный гордец, сноб).

ж). Буду подниматься из ямы на вершину жизни. Я — не окей, ты — не окей, то есть я в глубокой яме, и меня это кардинально не устраивает. Я осознаю, что моя ситуация и характер деструктивны. В прошлом я совершал множество ошибок, но теперь хочу исправить их и начать жизнь заново. Я готов работать и над улучшением внешних параметров жизни, и над своим внутренним миром, чтобы преодолеть поражения (сбитый летчик, ремонтирующий свой самолет).

з). Смиряюсь с судьбой неудачника. Я — не окей, ты — не окей, и ничего уже в моей жизни не изменишь. Жизнь — это тяжелая и неприятная вещь, где ты неудачник, а тебя окружают скверные, эгоистические люди. Мне хочется закрыться от этого мира и людей, я проиграл в жизни, но в этом виноват не я, жертва, а мир, в котором я живу. Поскольку я не верю, что можно поправить жизнь, я буду мстить себе, например, пить и мстить людям, как могу и умею (сбитый летчик, отказавшийся от полетов и разрушающий себя, свой самолет и мир).

Практика. Упражнения. Советы. Стратегии

1.Оцените, какая из восьми картин мира вам ближе. Оцените себя на глазок, а потом посоветуйтесь на эту тему с близкими людьми, которые вас хорошо знают: что они думают о вашей картине мира? Какое впечатление вы производите?

2.Насколько хотите меняться? Где бы вы ни были, оцените свое желание вырваться из проблем и развиваться дальше: в какой степени вы готовы к совершению усилий? Спросите себя максимально честно: вы будете работать?

3.Много ли у вас энергии? Подумайте: сколько энергии для этого вам понадобится и где вы ее возьмете?

На первый взгляд, меньше всего энергетических затрат будет у того человека, который двигается от хорошего к лучшему, ведь у него и так все неплохо и он тоже привык побеждать, пусть не на пятерку, а на четверку.

Но, может быть, постоянное благополучие усыпит бдительность такого «хорошиста», и он не будет прикладывать старания, чтобы стать «отличником».

А тот, у кого серьезные проблемы и он почти дошел до низшей точки падения, может собраться с силами, взяться за ум и все-таки начать упорное восхождение. Потому соберитесь с силами и начинайте подъем. Ваша задача — постепенно переместиться в позицию 1, сохранив при этом готовность к дальнейшей эволюции.

4.Постройте план изменений. Чтобы переместиться на более высокий уровень, вам нужно будет, с одной стороны, выстроить в сознании поэтапный план изменений, сделать каждую из картинок-ступенек максимально яркой и привлекательной и начать энергично ее осуществлять.

Параллельно с этим нужно будет начать работу по воспитанию в себе позитивных психологических качеств, без которых невозможно развиваться (целеустремленность, оптимизм, позитивное мышление, защищенность, готовность учиться, осознанность, ясность ума и т. д.), и рождению нового «Я».

5.Действуйте. Проникайтесь ощущением, что вы обязательно будете работать одновременно и над внешней, и над внутренней частью себя и своей жизни, и задействуйте в вашей работе по самоулучшению и внешнюю, и внутреннюю сторону вашей жизни.

Начните ежедневную энергичную работу по перемещению себя в самую перспективную позицию. Примите решение никогда не останавливаться.

 

 

Новая пирамида потребностей: лестница из восьми ступеней

Новая пирамида потребностей: лестница из восьми   ступеней

Потребности человека — движущая сила накопления жизненного опыта. Если же говорить о любом человеке, накапливающем жизненный опыт (синтезирующем впечатления), то сила, которая подталкивает его к подобному синтезу, — это потребности, превратившиеся в персональные желания и цели.

Восточная версия психосинтеза, отталкиваясь от восьмиуровневой ценностной шкалы ученика А. Маслоу, американского психолога Клэра Грейвза, выстраивает новую, восьмиуровневую, пирамиду потребностей. Как мне кажется, она охватывает спектр человеческих потребностей более полно.

Это потребности:

1) в выживании («я хочу выжить»);

2) в сохранении и продлении рода с помощью семьи («я хочу иметь брачного партнера и продлить свой род»);

3) во власти, обладании, насилии и эгоистических удовольствиях («я хочу немедленно удовлетворять свои любые желания и властвовать над людьми»);

4) в соответствии общественным нормам, в подражании принятому («я хочу быть как все»);

5) в лидерстве и личном успехе («я хочу быть лучше других»);

6) в эмоциональном принятии со стороны других людей с близкими интересами («хочу быть принятым и любимым»);

7) в глубинном познании мира и творчестве («я хочу понять этот мир и творчески реализоваться в нем»);

8) в духовном совершенствовании и служении («я хочу постоянно совершенствоваться»).

Новая пирамида потребностей позволяет увидеть, какие психологические типы людей встречаются наиболее часто.

Это наиболее обобщенные категории, в которые укладываются все существующие более конкретные и мелкие потребности и желания. В отличии от желания, потребности более постоянны, даже если человек удовлетворил то или иное желание чисто ситуативно потребность остается.

 Новая пирамида потребностей позволяет глубже понять какие «Я» в человеческом обществе  встречаются чаще всего. Это своего рода  главные ролевые психотипы Это «выживающий человек», «семьянин», «агрессор», «конформист», «карьерист», «душевный человек», «творческая личность, эксперт», «духовный искатель».

Кроме того, все  потребности персонализированы. Это означает, что человек в своей жизни всегда ощущает проявление той или иной потребности как свое персональное желание, потому формула любой потребности может быть выражена словами «я хочу» или «мне нужно».

Реализуя свою потребность, даже мелкую и незначительную человек на самом деле проявляет в жизни свою субличность, стоящую за  каждой серьезной потребностью. Каждый человек — это сложный конгломерат потребностей, которые по отношению друг к другу могут находиться в трех основных состояниях: гармонии, сосуществовании и войне.

Новое понимание соотношения между этими потребностями основано на том, что реальный процесс удовлетворения потребностей не является линейным, обязательно предполагающим, что человек вначале реализует свои низшие потребности («вначале стану богатым»), а затем начнет удовлетворять более высокие потребности («разбогатев, займусь духовным совершенствованием»).

На практике все может быть наоборот: человек, застревающий в желании разбогатеть, может просто выключить у себя более высокие потребности.

Разве мы не наблюдали такие случаи на каждом шагу? А тот, кто начинает с потребности в совершенствовании и переносит ее в какую-то творческую сферу, постепенно решает и свои материальные нужды.

Конфликт между потребностями порой бывает очень острым и приносящим человеку большие страдания и проблемы.

Восточная версия психосинтеза исходит из того, что человек, стремящийся к счастью, должен осуществить гармоничный синтез потребностей в своем сознании.

При любой комбинации потребностей, свидетельствующее об уровне духовного развития человека подлинное счастье возможно только в том случае, когда в человеке хотя бы в какой-то степени проявлена потребность в совершенствовании.

 

Еще статьи...


Работа над собой