Авторская система

Что такое Восточная версия психосинтеза

Что такое Восточная версия психосинтеза

 Восточная версия психосинтеза (EVP)— это мое персональное творение, отечественная авторская модификация классического психосинтеза, разработанного итальянским психотерапевтом, психиатром и философом Роберто Ассаджиоли в первой половине XX столетия.

Как и классический психосинтез, его восточная версия  как направление  психотерапии работает в таких областях, как лечение психосоматических и психических расстройств, педагогика, воспитание и самовоспитание, арт-терапия, психология творчества.

Однако сфера его применения существенно шире, это область психологии достижений, обучение новым навыкам, спорт, менеджмент, бизнес.

По форме это могут быть не только лекции, семинары, мастер-классы, обучающие программы, но и тренинги, как личностные, так и проходящие в бизнес-формате, а также сессии коучинга.

Подчеркну сразу, что слово «восточная», стоящее перед двумя другими словами, давшими название новой модальности, не есть синоним понятия «восточный», применяемого в традиции и религии. «Восточная» в данном случае скорее ближе к понятию «восточноевропейская», то есть, в конечном счете, западная.

Восточная версия психосинтеза работает в общем поле психотерапии и психологии саморазвития вместе с такими психотерапевтическими и психологическими направлениями (трансперсональная психология, гештальт-терапия, гуманистическая психология, позитивная психология, арт-терапия, ресурсная психология), которые направлены на гармонизацию и укрепление внутреннего мира человека, снятие душевных конфликтов и противоречий, обретение целостности, освобождение от негативных привычек и зависимостей, пробуждение скрытых ресурсов психики.

Основой всех этих методов является врожденная потребность в самосовершенствовании, сформулированная еще А. Адлером и концептуально разработанная Р. Ассаджиоли, в гармонии и обретении целостности (заявленная и разработанная гештальтом), в личностном росте и позитивных достижениях (гуманистическая и позитивная психотерапия), в духовной трансформации (трансперсональная психология).

Восточная версия психосинтеза обобщает эти и другие подходы, предлагая иную, в чем-то более полную концепцию самого механизма психосинтеза и, соответственно, существенно дополняя практические методы.

 

Феномен субличностей с точки зрения психосинтеза

 

Индивидуальный  психосинтез Ассаджиоли рассматривает как проявление более широкого принципа, всеобщего космического закона синтеза людей, этносов, наций и мироздания, которое он воспринимал как одушевленную реальность.

Об этих глобальных видах синтеза Ассаджиоли говорил вскользь, оставляя эту тему для будущих исследователей, а сам сосредотачивался на теме психосинтеза внутри человеческой личности, которая, по его представлениям, включает в себя множество элементов, главными из которых являются субличности. Петро Ферруччи давал им следующее определение:

«Субличности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности.

Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Говоря словами португальского поэта Фернандо Пессо: «В каждом углу души моей алтарь иному божеству».

Ферруччи говорил также:

«В каждом из нас — толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк — каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

Как говорит Ассаджиоли: «Несколько субличностей постоянно дерутся: импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу».

Чтобы научиться управлять собой на уровне тела, эмоций и мыслей с точки зрения психосинтеза, необходимо овладеть более крупными психологическими образованиями внутри себя — субличностями.

Человек должен изучать их, понять, какой этаж нашей психики, включая этажи бессознательного, они занимают, увидеть, с какими социальными ролями они связаны, и привести их к состоянию единства и гармонии.

Огромную роль в психосинтезе занимают такие темы и практики, как разотождествление и отождествление человека со своими психологическими свойствами и состояниями.

Человек может отождествляться и разотождествляться со своими чувствами и мыслями как бессознательно (это происходит в жизни), так и сознательно (в виде практики).

Психосинтез предполагает также не только интеграцию субличностей, но и пробуждение способности к концентрации, самопознанию, созерцанию, постоянное ощущение и поддерживание внутренней целостности, достижение гармонии и психологического мастерства.

Применение принципов и психологических практик психосинтеза позволяет человеку ощутить, понять и осознать, что он может быть господином самого себя, что в его власти управлять своими психическими процессами, внутренним миром и постоянно совершенствоваться.

Как действенный метод самопознания и трансформации психосинтез помогает человеку, его практикующему, увидеть в себе те негативные психологические программы и тенденции, которые мешают обрести целостность, и постепенно преобразовать их в позитивные и гармоничные.

Три девиза психосинтеза: 1) познай самого себя; 2) овладей самим собой; 3) измени самого себя.

Как видно, идеи древних греков, начертанные на храме Дельфийского Оракула («познай самого себя»), в психосинтезе дополняются идеями управления собой и самотрансформации.

 


Работа над собой