Авторская система

Российская психотерапия и восточная версия психосинтеза

Сергей Ключников - кандидат философских наук, автор 28 книг по психологии, академик РАЕН, действительный член ППЛ

РОССИЙСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ ПСИХОСИНТЕЗА: итоги и перспективы (в порядке дискуссии)

Пленарный доклад 1 Евроазиатского конгресса по психотерапии, состоявшегося 5-7 июля 2013 года в Москве.

Доклад описывает ситуацию в современной российской психологии и психотерапии, одновременно с этим исследует психологические особенности российского человека и русской ментальности, которая по своей природе является евразийской, имперской, подробно рассматривает идеологические парадигмы, которые сегодня присутствуют в российской психотерапии.

Особое место в докладе занимает выявление особенных черт российской психотерапии, среди которых важное место занимает склонность к психосинтезированию.

Психосинтез рассматривается не просто как важное направление психотерапии, но и как глубинный психологический механизм, составляющий основу нормального функционирования психики. В докладе сделана попытка проанализировать мегатренды мировой и российской цивилизации, а также выявить отличия классической и восточной версии психосинтеза.

1. Психологические особенности российского человека

Состояние отечественной психологии и психотерапии неразрывно связано с состоянием национальной психики и особенностями национального характера. Различные ученые мыслители, писатели, психологи выделяли следующие психологические черты русского и шире, российского человека:

- склонность к крайностям, парадоксальное сочетание лени и готовности к сверхусилиям, проявлению высочайшей духовности и готовность к моральным падениям;

- упование на государство, социальная пассивность; лень;

- коллективизм, сниженная способность реализовывать долгосрочные индивидуальные планы;

- долготерпение, готовность жить в самых сложных условиях и ничего при этом не менять;

- хроническое отставание от момента, когда нужно действовать ( «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»), сезонный характер усилий;

- героизм в экстремальных ситуациях, способность к самопожертвованию;-

- отсутствие национализма, готовность принять как русского того, кто сам таковым себя считает, независимо от состава крови и цвета кожи;

- душевность, отзывчивость, неформальность, ориентированность на отношения, а не на выполнение правил и одновременно с этим склонность создавать очень сложные, неудобные в быту правила и поручать бюрократическому классу удушать самого себя с помощью этих правил;

- стремление к социальной справедливости, равенству, качество, оборотной стороной которого является стремление к уравниловке и зависть к успешным и богатым людям;

- талантливость, склонность к обобщению, синтезированию;

- искренность, прямодушие, неумение изощренно лгать;

- мифотворческий характер мышления, надежда на чудо;

- беспечность («птичка Божия не знает ни заботы ни труда, хлопотливо не свивает долговечного гнезда»).

Восточная версия психосинтеза. Доклад на 1 Евроазиатском конгрессе по психотерапии 5-7 июля 2013

Тезисы доклада на 1 Евроазиатском конгрессе по психотерапии, состоявшемся 5-7 июля 2013 г. в Москве

Ключников Сергей Юрьевич - к.филос.н, старший научный сотрудник Института стран Азии и Африки при МГУ, действительный член ППЛ, руководитель модальности «Психосинтез», г.Москва

Доклад описывает вклад в психотерапию классического психосинтез уважаемого в мире направления и раскрывает сущность восточной версии психосинтеза. Он содержит целый ряд новаций: новое понимание самого процесса психосинтеза, новая концепция субличностей и способов их интеграции благодаря ресурсу внимания, иной, нежели прежде способ синтезирования лучших методов психотерапии, новый подход к работе человека над усилением «Я», достижение цели, применение психосинтеза в таких сферах как менеджмент, психология достижений, спорт, бизнес-консультирование, обучение, общение, геополитика.

ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ ПСИХОСИНТЕЗА

I. Классический психосинтез: история создания, сущность метода, заслуги перед психотерапией

Психосинтез - известный метод психотерапии, лечения, интегрального обучения, саморазвития, личностного и духовного роста, основанный на теории, которая была создана известным итальянским психологом, психиатром и философом Роберто Гвидо Ассаджиоли. Как видно из самого названия метода «психосинтез», он был некоей противоположностью психоанализа З.Фрейда, хотя Ассаджиоли стремился не столько к оппонированию той системы, из которой он изначально вышел, сколько к соединению всего лучшего, что было наработано З.Фрейдом, К.Юнгом, П.Жане.

Ассаджиоли прошел очень большой путь изучения человеческого и профессионального саморазвития прежде чем представил свою систему психосинтеза на суд экспертного сообщества. Образованнейший человек, к 18 годам владевший восьмью языками Ассаджиоли изучал не только западную философию, психологию, антропологию и психиатрию (работы З.Фрейда, К.Юнга, «межличностная теория психиатрии» Г.Саливана, «теория поля « К.Левина, антропология М. Мида и его этнографические исследования детства, гуманистическая психология А. Маслоу, и др.), но и психологов экспериментального направления (Майерс, У.Джеймс, Ш.Риши, Д.Райн). Представители последнего направления зафиксировали наличие паранормальных способностей человека, связанных с внечувственным восприятием, ясновидением, телепатией, телекинезом. Ассаджиоли использовал наработки психологов и психотерапевтов-практиков, работавших в области «активных методов лечения и развития личности» ( к ним традиционно относили гипноз, суггестивные и аутосуггестивные методы, такие как различные формы гипноза, аутогенной и психорегулирующей тренировки Э. Куэ, И.Шульца, Д.Болдуина, методы медитативного транса, психодраммы Дж.Морено, групповой психотерапии).


Работа над собой