Авторская система

Феномен субличностей с точки зрения психосинтеза

 

Индивидуальный  психосинтез Ассаджиоли рассматривает как проявление более широкого принципа, всеобщего космического закона синтеза людей, этносов, наций и мироздания, которое он воспринимал как одушевленную реальность.

Об этих глобальных видах синтеза Ассаджиоли говорил вскользь, оставляя эту тему для будущих исследователей, а сам сосредотачивался на теме психосинтеза внутри человеческой личности, которая, по его представлениям, включает в себя множество элементов, главными из которых являются субличности. Петро Ферруччи давал им следующее определение:

«Субличности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности.

Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Говоря словами португальского поэта Фернандо Пессо: «В каждом углу души моей алтарь иному божеству».

Ферруччи говорил также:

«В каждом из нас — толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк — каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

Как говорит Ассаджиоли: «Несколько субличностей постоянно дерутся: импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу».

Чтобы научиться управлять собой на уровне тела, эмоций и мыслей с точки зрения психосинтеза, необходимо овладеть более крупными психологическими образованиями внутри себя — субличностями.

Человек должен изучать их, понять, какой этаж нашей психики, включая этажи бессознательного, они занимают, увидеть, с какими социальными ролями они связаны, и привести их к состоянию единства и гармонии.

Огромную роль в психосинтезе занимают такие темы и практики, как разотождествление и отождествление человека со своими психологическими свойствами и состояниями.

Человек может отождествляться и разотождествляться со своими чувствами и мыслями как бессознательно (это происходит в жизни), так и сознательно (в виде практики).

Психосинтез предполагает также не только интеграцию субличностей, но и пробуждение способности к концентрации, самопознанию, созерцанию, постоянное ощущение и поддерживание внутренней целостности, достижение гармонии и психологического мастерства.

Применение принципов и психологических практик психосинтеза позволяет человеку ощутить, понять и осознать, что он может быть господином самого себя, что в его власти управлять своими психическими процессами, внутренним миром и постоянно совершенствоваться.

Как действенный метод самопознания и трансформации психосинтез помогает человеку, его практикующему, увидеть в себе те негативные психологические программы и тенденции, которые мешают обрести целостность, и постепенно преобразовать их в позитивные и гармоничные.

Три девиза психосинтеза: 1) познай самого себя; 2) овладей самим собой; 3) измени самого себя.

Как видно, идеи древних греков, начертанные на храме Дельфийского Оракула («познай самого себя»), в психосинтезе дополняются идеями управления собой и самотрансформации.

 

Психосинтез в контексте других систем психологии и психотерапии

 

Психосинтез и другие системы психотерапии

Что изучал Ассаджиоли?

Как видно из самого названия метода — «Психосинтез», он был некоей противоположностью психоанализа З. Фрейда, хотя Ассаджиоли стремился не столько к оппонированию той системы, из которой он изначально вышел, сколько к соединению всего лучшего, что было наработано З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане.

Ассаджиоли прошел очень большой путь изучения человеческого и профессионального саморазвития, прежде чем представил свою систему психосинтеза на суд экспертного сообщества.

Образованнейший человек, к 18 годам владевший восемью языками, Ассаджиоли изучал не только западную философию, психологию, антропологию и психиатрию (работы З. Фрейда, К. Юнга, «Межличностная теория психиатрии» Г. Саливана, «Теория поля» К. Левина, антропология М. Мида и его этнографические исследования детства, гуманистическая психология А. Маслоу и др.), но и психологов экспериментального направления (Д. Майерс, У. Джеймс, Ш. Риши, Д. Райн).

Представители последнего направления зафиксировали наличие паранормальных способностей человека, связанных с внечувственным восприятием, ясновидением, телепатией, телекинезом.

Ассаджиоли использовал наработки психологов и психотерапевтов-практиков, работавших в области активных методов лечения и развития личности (к ним традиционно относили гипноз, суггестивные и аутосуггестивные методы, такие как различные формы гипноза, аутогенной и психорегулирующей тренировки Э. Куэ, И. Шульца, Д. Болдуина, методы медитативного транса, психодрамы Дж. Морено, групповой психотерапии).

 

Духовно-философские корни психосинтеза

Помимо изучения этих и других, развивающих память, внимание, мышление, воображение и волю методов Ассаджиоли опирался на данные набиравшего к тому времени силу направления психосоматики, изучал данные исследований интуиции, способностей, талантов и гениальности, стремился осмыслить природу состояний вдохновения и озарения.

Он много работал над текстами А. Бэка по космическому сознанию, над системами Г. Гурджиева и П. Успенского, штудировал теософию, психологию и мистику Востока: веданту, йогу и тибетский буддизм, — о чем свидетельствует его сотрудничество с известнейшим исследователем тибетского мистицизма, академиком Дж. Туччи, а также с уже упоминавшимися крупными деятелями духовной культуры, такими как супруги Н. и Е. Рерихи.

Как человека, глубоко изучавшего религиозно-духовную культуру и психологические корни человеческой этики, Ассаджиоли привлекали мыслители, указывавшие на большую роль нравственно-духовного начала в человеческой жизни. Биографы великого итальянца указывают на такие значимые для него имена и фигуры, как Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Г. Олпорт, А. Ангьял, А. Барук, А. Карузо, В. Франкл, Э. Фромм, К. Г. Юнг, А. Маслоу, А. Прогофф, О. Ранк, П. Сорокин, Х. Л. Урбан, Э. Мэй, О. Ранк, и другие, которых относят к направлению «ортопсихологии» (термин Маслоу), или «правильной психологии».

Следует подчеркнуть, что о различных аспектах синтеза говорили до Ассаджиоли и другие видные психологи: Жане (ментальный синтез), Кречмер (синтез бытия), Фрейд (синтезирующая функция «Я»).

Но они использовали этот термин прежде всего для обозначения конкретного метода лечения функциональной диссоциации, благодаря которому состояние относительной целостности, существовавшее перед диссоциацией, вследствие психологической травмы или сильного конфликта восстанавливалось.

Ближе к идеям психосинтеза подошли, по признанию самого Ассаджиоли, такие ученые, как Юнг, которого больше интересовала трансцендентная природа «Я», способного синтезировать другие психические элементы, а также A. Медер, А. Карузо, А. Стокер и Э. Кречмер, употреблявшие слова «психосинтез», «синтез существования» и «синтетическая психотерапия» в более широком и глубоком смысле, подразумевая развитие целостной и гармоничной личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей.

Ассаджиоли включил в свою доктрину идеи перечисленных авторов и создал систему, где идея психосинтеза носит более всеобъемлющий характер и выглядит вместе с тем более практически и технологично.

Итальянский психолог настаивал на необходимости подобного подхода, поскольку целый ряд психологов (Г. Олпорт, В. Франкл, Э. Фромм, А. Маслоу, Э. Мэй, О. Ранк), игнорируя явную глубинную противоречивость человеческой природы, утверждали, что личность изначально целостна.

Следует подчеркнуть, что Ассаджиоли не стал прямым оппонентом своего учителя. Он никогда не утверждал, что психоанализ является ложной системой.

Признавая за Фрейдом безусловный приоритет в сфере открытия внутри человека области бессознательного, Ассаджиоли говорил о неполноте и ограниченности психоанализа как метода работы с человеческим сознанием. В 1974 году, незадолго до смерти, он сформулировал наиболее существенные различия, которые у него есть с психоанализом.

В своем интервью с Сэмом Кином он так определил фундаментальное отличие этих двух систем:

«Мы обращаем гораздо больше внимания на высшее бессознательное и на развитие трансперсонального «Я». В одном из своих писем Фрейд сказал: «Я заинтересован только в подвале человеческого существа». Психосинтез же заинтересован во всем здании.

Мы пытаемся построить лифт, который позволит личности получить доступ к каждому своему уровню. В конце концов здание, в котором есть только подвал, очень ограничено. Мы хотим открыть путь на крышу, где можно будет принимать солнечные ванны или смотреть на звезды».

 


Работа над собой