Авторская система

Классификация психологических типов людей с разными полярностями

 

Восточная версия психосинтеза говорит о нескольких психотипах людей, по-разному проявляющих себя в отношении полярных сил и страстей, живущих в их душе.

Мятущиеся люди, находящиеся в состоянии постоянной внутренней борьбы, обычно не могут определиться со своими пристрастиями, увлечениями и приоритетами.

Логика, по которой то одна, то другая полярность берет верх, проста: как только внутренне конфликтующий и раздираемый противоречиями человек выбрал одну сторону, другая его часть через некоторое время начинает чувствовать себя ущемленной, бояться, что решение окончательное и что она останется «на бобах», и потому все сильнее противодействует сделанному выбору.

Она бомбардирует сознание своими мыслями о том, что надо отказаться от принятого решения, поскольку оно ошибочно, наполняет эмоциональную сферу чувствами сожаления из-за утраты прежней возможности и пытается повлиять на волевой центр принятия решений с целью поменять его на противоположное решение.

Самое интересное то, что, отыграв назад, человек через какое-то время снова начнет чувствовать дискомфорт и искать возможность вернуться к брошенному очагу.

Классическим примером такого мятущегося человека, не способного справиться со своими полярностями, является супруг, попавший в ситуацию затяжного любовного треугольника, где он никак не может определиться, к какой гавани ему направить свой семейный корвет.

Литературным персонажем, в наибольшей степени выражающим такой типаж, конечно, был Гамлет. Любое решение кажется человеку неполным и безвыходным, и в каком-то смысле он прав: не заплатив за последствия своего ложного выбора, без страданий и боли из тупика, обострившего действия полярностей, не выбраться.

Ну а поскольку платить и долго страдать человеку не хочется, он пытается уменьшить боль: как только она накапливается на одной стороне его жизни, он перебегает на другую сторону.

Нередко полярность проявляется не только в постоянных колебаниях между двумя решениями или силами души, но и в банальных перепадах настроения. Каждый такой перепад, иногда как бы беспричинный, может оказаться дополнительной гирькой, склоняющей чашу весов основного выбора в какую-то одну сторону.

Интуиция мятущегося человека обычно изменяет ему — он ее либо не слышит из-за громких голосов своих страстей, либо он сознательно отключает этот канал, чтобы она не мешала ему наслаждаться своим краткосрочным счастьем. И все потому, что интуиция не поддержана целостной и долгосрочной волей.

Люди, подавляющие одну из полярностей. Если какая-то сила, живущая внутри такого человека, по каким-то причинам его не устраивает, то он пытается решить проблему, заперев эту полярность во внутренний подвал.

Можно отнести таких людей к типу аскетов, но это не обязательно будут аскеты религиозные. Бывают аскеты как раз атеистического мировоззрения, как, например, революционеры: реальный Павел Корчагин (правда, ставший аскетом вынужденно, прежде всего по болезни) и вымышленные, такие как Овод или Рахметов.

Существует и другой тип аскетов, относящихся к типу богачей, Гобсеков, Скупых Рыцарей, финансистов, подчинивших все страсти своей души одной силе — сребролюбию или власти, если говорить об аскетах политических.

Ведь Сталин после смерти жены не интересовался женщинами, в отличие от того же Берии, сконцентрировав все свои психические силы на реализации самодержавного проекта.

Здесь, конечно, играет роль не только то, какая полярность взяла верх, но и то, каким способом происходит такое подавление. Кто-то, как, например, религиозно настроенный аскет, укрощает зовы плоти и голос маленького эго через молитву и натренированную на подавление волю.

Кто-то помогает своей внутренней воле переключением на физические действия, тяжелую работу, спорт. Кто-то загружает себя деловой суетой, общением. Есть и другие, более тонкие, способы работы с собственными страстными желаниями, например,уход в творчество, то, что психоанализ определял как сублимацию.

Интуиция у человека, подавляющего полярность в самом себе, притупляется и перекрывается, поскольку тот, кто занят жесткой борьбой и тратит все свои силы на это, выключает свои тонкие рецепторы, позволяющие воспринять интуитивные сигналы, подсказывающие, что делать.

Такой человек обречен на то, чтобы самостоятельно находить решения в ситуации неопределенности с помощью одного лишь ума и логики.

Люди с аморфной, неопределенной структурой полярностей. Таких людей, без ярко выраженных полярностей в своей душе, на планете немало.

Они и не стремятся в рай, и не очень хотят в ад. Полярность, или антитеза, внутри них попросту не проявляется, поскольку не было внятной тезы.

Это обыватели, или субпассионарии, по терминологии Льва Гумилева. В Откровении Иоанна Богослова эта категория людей называется теплохладной, и им, с точки зрения Всевышнего, отведена незавидная участь: «За то, что ты не горяч и не холоден, но тепл, да исторгну тебя из уст времен».

Возможно, они не проявляют ту или иную полярность, поскольку живут в не подходящей для этого обстановке и при изменении ситуации начинают активно действовать.

Так, в условиях бюрократического социализма позднесоветской формации многие люди с дремлющей предпринимательской жилкой работали доцентами, завлабами, инженерами, профессиональными спортсменами и их полярности дремали.

При изменившейся конъюнктуре у какой-то части этих людей пробудилась тяга к предпринимательской деятельности, и они начали заниматься бизнесом. У одних это получилось, что означало победу активной полярности над дремлющей в глубине души ленью.

Другие при стабилизации внешней обстановки не смогли в течение длительного времени удерживать эту полярность в активном состоянии и потому вернулись к прежнему, бюджетному, труду с достаточно пассивной мотивацией. Лень оказалась сильнее воли.

Люди с аморфной структурой полярностей могут обладать неплохой адаптивной интуицией, позволяющей им кожей чувствовать личную опасность, возникающую, когда приходится высовываться и выделяться из общего фона. Однако более высокие виды творческой и духовной интуиции, как правило, им недоступны.

Люди с позитивным сосуществованием полярностейнашли оптимальный баланс между двумя силами, живущими в их душе.

Силы эти, как уже говорилось, обычно проявляют себя в нескольких основных формах: 1) активность, воля / пассивность, лень; 2) ясность, внутренний свет / помраченность, темнота; 3) удовлетворенность, оптимизм / неудовлетворенность, пессимизм.

Если человек сознательно вступил на путь самосовершенствования или только подходит к подобной философии жизни, но живет в основном правильно, то этот баланс, как правило, смещен в сторону позитивных сил: активности, ясности и удовлетворенности.

Растущая энергия позитива не давит на негатив и не предлагает человеку насиловать себя и взваливать на свои плечи непосильную задачу полного искоренения несовершенств к определенному сроку.

Человек имеет недостатки, но они некритичны, потому что на пути восхождения от них придется неизбежно избавляться.

Работая над собой, обнаруживая в себе глубинные недостатки и постепенно преодолевая их, он не чувствует при этом внутренний дискомфорт и глубинную неудовлетворенность.

Человек, подобным образом выстроивший отношения с основной полярностью внутри себя, как правило, имеет хорошо развитую интуицию или все предпосылки для ее полноценного развития.

Если он хочет развить интуицию еще сильнее, ему необходимо укреплять в себе позитивную и активную часть себя и постепенно переориентировать ее на познание сил, мешающих совершенствованию.

Если же человек витает в облаках, напротив, полезно направить интуицию на решение сложных житейских проблем.

Люди с негативным сосуществованием полярностей находятся во внутреннем конфликте с собой. Отрицательная программа, выражающаяся в преобладании темной, разрушительной полярности, не позволит человеку ощущать изнутри гармонию и счастье, даже если у него какая-то часть «жесткого диска» его сознания на треть наполнена позитивом.

Человек может на каком-то этапе своей жизни получать своеобразное удовлетворение от своего негатива, тем более если он основан на получении выгоды и удовольствий, однако через какое-то время маятник настроения смещается в сторону отрицательных эмоций, причем страдательного толка.

При этом негативная полярность оказывает сильное давление на позитивную полярность и стремится постепенно выдавить ее из души.

Мирного сосуществования в данном случае не получается: темная часть стремится к экспансии и постепенно заражает своими психическими микробами светлую полярность.

При таком соотношении полярностей человек не может иметь хорошо работающую высокую интуицию: негативная полярность либо перекрывает интуитивный канал, либо заставляет его работать исключительно на эгоистическое нутро человека.

В этом случае правильнее говорить о низшей интуиции, которая, по сути, проявляется как инстинкт самосохранения.

Поскольку полярности неустранимы, необходимо правильно выстроить свою работу над ними. Работа эта в идеале должна вестись и по горизонтали, и по вертикали.

По горизонтали нужно делать упор на увеличение активности и, соответственно, уменьшение пассивности.

По вертикали вектор усилий должен быть нацелен на восхождение под тем «углом наклона», который человеку по силам.

Если святой или просветленный мастер, целиком посвящающий свою жизнь молитве и медитации, имеет вектор почти под девяносто градусов, то обычный человек, немного интересующийся этой тематикой, может подниматься к вершинам совершенства, двигаясь под очень небольшим «углом наклона».

Лучше всего, если мы, пытаясь себя изменить, объединяем и горизонталь и вертикаль.

Человек, стремящийся к гармонии и саморазвитию, должен стремиться к усилению позитивной, активной, волевой, духовно ориентированной полярности и уменьшению объема и силы негативной, пассивной, ленивой, эгоистически ориентированной полярности.

Что делать, чтобы победила позитивная полярность? Необходимо, чтобы эта полярность была усилена позитивными субличностями, живущими в глубине сознания.

Попросту говоря, вам необходимо перетянуть субличности, живущие в негативной полярности, на территорию полярности позитивной и заставить их работать на позитивную идею.

Это непросто, потому что субличность, жившая в силовом поле негатива, как правило, достаточно испорчена и потому ей непросто перейти к другой программе жизни.

Но в мире души нет ничего невозможного, и какие-то из субличностей перевоспитанию поддаются. Например, в человеке есть субличности вечно сомневающегося скептика, который занимается критикой и дискредитацией любых инициатив, предпринимаемых человеком.

Если мы хотим, чтобы позитивная полярность, связанная с активным желанием человека изменить свою жизнь к лучшему, стала сильнее, мы можем привлечь внутреннего скептика на свою позитивную сторону и предложить ему иную роль, нежели ту, что он самовольно захватывал.

В этом случае ему предлагается роль проверяющего уже принятое решение о тех рисках, которые он несет, и дается право совещательного голоса.

Точно так же можно обойтись с трусливым «Я», которое назначается позитивной полярностью на роль, отвечающую за инстинкт самосохранения.

Борьбу двух полярностей за привлечение на свою сторону субличностей можно сравнить с борьбой двух сверхдержав – СССР и Америки, которые в процессе «холодной войны» изо всех сил старались привлечь на свою сторону другие страны и создать более сильный блок, тем самым ослабляя конкурента.

Однако победа одной геополитической полярности над другой и попытка устранить конкурента и вывести его из процесса принятия решений привели к тому, что вместо двух центров силы, удерживавших мировой баланс, появилось несколько таких центров, что усилило хаос на планете.

Практика жизни показывает, что в мире, в какую бы сторону он ни развивался, всегда должны быть две полярности, два центра силы. Аналогичные процессы происходят и в мире человеческого сознания.

Потому, работая над собой и пытаясь усилить свою светлую полярность, стать еще более активным и целеустремленным в своем позитиве человеком, устремленным к совершенству, мы не должны применять к себе насилие и пытаться уничтожить свою вторую полярность, несовершенную часть себя.

По мере восхождения к духовному совершенству эта часть или сопротивляющаяся полярность будет трансформироваться, но все равно останется, поскольку человеку всегда есть куда улучшать себя и куда стремиться.

Даже на самой высшей ступени духовного развития человека, победившего свои страсти и достигшего очень высоких ступеней совершенства, полярность все равно остается, хотя она как бы выносится вовне, превращаясь во внешние препятствия, гонения, испытания, через которые нужно пройти.

Интуиция в человеке по определению не может по-настоящему проснуться в двух случаях: 1) если у него преобладает негативная полярность и 2) если полярности не нашли некоего оптимального баланса, а находятся в состоянии ожесточенной войны и конфликта.

Иначе говоря, сила интуиции проявляет себя в полную мощь только в том случае, если в сознании человека доминирует светлая полярность, причем это преобладание носит более гармоничный характер.

 

Восточная версия психосинтетеза и психология достижений

Восточная версия психосинтеза и психология достижений ( обучение, карьера, бизнес).

Восточная версия психосинтеза открывает большие возможности для применения   таких направлений психологии как психология достижений и  мотивационная психология.

Состояние  Потока или вдохновения, введенное в психологию американским психологом Михаем Чиксентмихайи, и представляющее собой соединение внутреннего Я  с внешней целью в некое единое семантическое и энергетическое поле получает свое новое объяснение в восточной версии психосинтеза.

Чтобы Поток образовался и облегчил человеку достижение цели в его рождении и поддержке  должно участвовать  не только мотивированная и устремленная к цели субличность, но и высшее Я.

Оно либо дает для выбранной цели «добро» для  работы человека  по осуществлению задуманного и  открывает  энергетические ресурсы, подпитывающие  нашу мотивацию.

Либо  по тем или иным, обычно непонятным  для человека причинам  не позволяет включиться энергии и соответственно блокирует   включение мотивации и вдохновения.

Но для того, чтобы достичь той или серьезной  цели  потребуется преодолеть множество препятствий и вовне и внутри себя.

Не все из этих препятствий сразу и легко понимаются умом, много неясного остается и самими целями, которые  имеют обыкновение меняться и тогда нужно уметь выбирать между старой и новой целью. В  этих обстоятельствах  роль интуиции возрастает и  нередко становится определяющей.

Значительные цели имеют свои временные сроки  и свою цену.

Интуиция нужна здесь буквально на каждом этапе- и когда мы выбираем, чем нам заняться, и когда мы спрашиваем себя, чего мы хотим от этой конкретной ситуации и что нам желанно в конечном счете, и когда мы выбираем себе попутчиков и помощников в дорогу, и  когда оцениваем риски, взвешивая, стоит ли игра свеч?

Богатство подходов психосинтеза к трансформации человеческой личности и использование ее скрытой ресурсов открывает широкие возможности для прикладного применения психосинтеза в сфере психологии достижений – в менеджменте, профессиональной карьере, бизнесе, публичной деятельности, спорте, педагогике, в области  человеческих взаимоотношений.

Дело в том, что любая отрасль психологии достижения всегда связана с активным целеполаганием человека и  деятельностью, направленной на достижение желаемого.

Однако человеческая психика и сознание устроены таким образом, что никакое серьезное достижение целей невозможно без сопротивления- и  внешнего, связанного с объективными препятствиями,  и внутреннего, предполагающего, что какие-то части и структуры человека не  могут или не желают совершать усилия и преодолевать препятствия.

Психосинтезом наработаны прекрасные методы нейтрализации этих внутренних саботажников в нашей душе.

 Другая проблема, характерная для психологии достижений связана с тем, что у человека может быть недостаточно сформирована интенсивная и  устойчивая мотивация, нацеливающая на успех в данной области.

Восточная версия психосинтеза предлагает очень эффективные методы пробуждения  мотивационной субличности.

Ее активное использование в конкретной деятельности дает результат  благодаря синтезированию статического Я с состоянием динамического потока, многократно усиливающего мотивацию.

 И, наконец, ценность подходов восточной версии психосинтеза в том, что она помогаете созданию функциональных субличностей, ответственных  за достижение отдельных результатов.

.


Работа над собой