Страх перед начальством. Стратегия правильного поведения с начальником

Всякий, кто хоть немного накопил жизненного и трудового опыта и проработал в разных организациях, знает, как сильно в России боятся начальства.

В принципе, их боятся везде — никому не хочется быть внезапно уволенным, тем более без трудового пособия и шансов быстро найти новую работу. Тем более в кризис.

Но на западе века индивидуализма, правовой защищенности личности и обилия психологической литературы о том, как дать сдачи агрессору, не исключая босса, все же дали свои плоды.

Люди, как могут, сопротивляются давлению сверху, и иногда такая антиначальственная стратегия помогает защитить себя, если работник не перегибает палку в подобном сопротивлении.

За многие годы консультаций я встречался с сотнями примеров различных столкновений между начальниками и подчиненными.

Чаще, конечно, побеждали те, у кого сила, но иногда и более слабая сторона умела ставить зарвавшегося босса на место. Не обходилось и без потерь.

Так одна моя клиентка, до нашей встречи перебравшая за свою трудовую жизнь девять начальников, получала по ее собственному признанию большое удовлетворение от того, что она и в процессе работы и особенно напоследок говорила каждому из них, что она о них думает.

Но начальники были не лыком шиты, и свои думы по поводу нее реализовали в форме увольнения. Когда начались конфликты с десятым начальником, она поняла — наверное, я что-то делаю не так − и пришла ко мне.

Начав работать с ней, я увидел, насколько сильно эта, казалось бы, бесстрашная женщина боялась своих начальников.

Она приходила на работу с сильным предчувствием скорого увольнения. Она чувствовала, что ее рано или поздно уволят, заранее переживала чувство бессилия и состояние отчаяния.

Чтобы уменьшить боль, она заранее шла на конфликт и получала компенсаторное удовлетворение от того, что сама атаковала первой. Когда я начал выяснять, чего она боится в своих отношениях с начальством больше всего, она призналась — унижения.

Но это была только одна из многих причин, вызывающих опасения и страхи людей перед боссами.

Среди этих причин: неуверенность перед будущим, основанное на убеждении, что я такую денежную и удобную работу потом не найду, страх перед вспышками начальничьего гнева и перед ним, как некоей грозной силой, глубокая неуверенность в себе и собственных силах, подкрепленная национальной генетикой: на Руси всегда опасались начальника и не доверяли ему сильней, нежели на Западе.

Что же делать, чтобы избавиться от этого страха, ослабить его гнет или на худой конец удерживать его развитие в самом себе?

Какую стратегию взаимоотношений с начальником выбрать? Каким образом воспитать в себе бесстрашие, уверенность и в тоже время осторожность? В первую очередь надо попытаться наладить со своим руководителем максимально хорошие личные отношения.

При этом вы должны сами определить, до какой степени вам необходимо сближаться с ним, потому что тогда любые охлаждения и ссоры будут обоюдно болезненны, и вам придется увольняться с гораздо большим скандалом, чем если бы вы были обычным работником.

Сближаться можно только в том случае, когда вы уверены, что сумете потом не поссориться.

Во-вторых, необходимо завоевать определенный авторитет у остальной части коллектива, и, по крайней мере, у ключевых фигур.

Когда вас любит начальник, то остальные, как правило, ревниво отслеживают ваши возможные промахи.

Хорошие отношения с другими сотрудниками гарантируют вам более устойчивое положение на работе в данном коллективе.

Даже если ваш начальник проявит к вам неожиданную жестокость, то вам будет намного легче ее перенести, если остальные сотрудники относятся к вам сочувственно

. В-третьих, для того, чтобы чувствовать себя уверенно с недовольным начальником, нужно иметь объективно высокие показатели в вашей работе.

Хороший трудовой результат, показанный работником, способен защитить его от многих начальственных эскапад.

В-четвертых, не нужно зацикливаться на одном месте работы. Даже если вам удобно ходить на службу, и вы получаете хорошие деньги, начальник-монстр способен перечеркнуть все ее плюсы. Потому свет клином не сошелся на работе в одном- единственном месте.

Проникнетесь чувством уверенности, что вы не пропадете, если вам придется передислоцироваться куда-нибудь в другое место и что вы обязательно найдете другую хорошую работу, как только этого всерьез захочется.

В-пятых, начните читать психологическую литературу и посещать тренинги по основам психологической защищенности. Начните работать над собой в направлении тренировки уверенности. Старайтесь воспитывать качества психологической защищенности.

Посещайте консультации психолога и психологические тренинги, на которых люди обучаются искусству грамотного, уверенного и психологически защищенного поведения в столкновении с агрессорами и манипуляторами, включая начальников.

Все, о чем шла речь, может быть вполне уместно и полезно, если вам приходится сталкиваться на своей работе с агрессивными и манипулятивными людьми.

Вам, конечно, будет несколько легче отражать их атаки, поскольку перед вами не ваш начальник, а такой же, как и вы коллега.

Некоммуникабельность

Не так давно консультировал женщину, которая сменила множество работ. Во всех случаях уходила она сама, причем ее ниоткуда не гнали. На мой вопрос, почему она, явно неконфликтный человек, не может задержаться ни на одном месте, женщина призналась:

«Я везде чувствую себя белой вороной. У меня не получается ни с кем на работе не то, чтобы подружиться, но просто наладить нормальные деловые отношения. Они все между собой общаются, в курсе всех дел друг друга, вместе обсуждают семейные проблемы. Но как только захожу я, все разговоры стихают, как будто я совершила какое-то ужасное преступление, и все теперь меня боятся, презирают, не хотят со мной иметь дело».

Когда я начал выяснять, почему женщина ведет себя замкнуто и сама не очень-то стремится сблизиться с коллективом, хотя сама от этого же и страдает, женщина призналась, что делает это из-за страха быть отвергнутой:

«Все равно меня не примут в свой круг, сколько бы я не старалась. Отвергнут и посмеются. Все мои попытки сблизится с людьми на работе, кончались отталкиванием. Вокруг меня всегда стена одиночества. Ледяная стена. Когда я куда-то заново устраиваюсь, я всегда ношу эту стену с собой. Только стена одиночества, осторожность от людей становится невыносимой для меня».

Некоммуникабельность действительно становится очень большой проблемой для многих работающих людей, так и не сумевших вписаться в коллектив.

У одних она вызвана страхом быть отверженной, у других природным интровертизмом, зацикленностью на себе, у третьих отсутствием живого любопытства к жизни и интереса к людям, у четвертых — недоразвитостью конкретных коммуникативных функций, недостаточной светскостью или застенчивостью.

Но чем бы она ни была вызвана, некоммуникабельность всегда обесценивает трудовые достижения. Даже самый хороший специалист, не умеющий общаться с людьми, всегда рискует быть обойденным на карьерных поворотах.

Его успехи могут быть приписаны себе другими шустрыми и общительными работниками. Он рискует пропустить важную информацию, поскольку его, скорее всего, не пригласят на неформальную вечеринку, где будут обсуждаться важные вопросы.

Что же делать, чтобы избавиться от этого мешающего успешной работе качества и воспитать в себе общительность и умение выстраивать грамотные деловые и человеческие отношения?
Прежде всего, нужно воспитать в себе интерес к другим людям и внешнему миру.

Для этого надо выходить из внутренней скорлупы эгоцентризма и направлять свое внимание на собеседника, человека, чье рабочее место находится рядом с вами, и вникать, чем он живет на работе и вне ее.

Кроме того, полезно учиться перед любым общением наполняться состоянием позитива, радости, хорошего настроения, которое вы будете передавать своим партнерам во время коммуникации.

И, наконец, нужно шлифовать в себе навыки светскости, умение знакомиться, поддерживать разговор, быть интересным, легким и дружелюбным собеседником.

Если вы воспитаете в себе это качество общительности, это повысит общую эффективность вашей работы.

Конфликты на работе

Наверное, нет такого человека, который не участвовал в конфликтах, разворачивающихся на его работе или, по крайней мере, не наблюдал их в упор.

Согласно статистике не менее трети рабочего времени большинства коллективов наполнено конфликтами разного уровня.

Можно говорить о двух основных разновидностях конфликтов: 1) ссоры, продиктованные столкновениям интересов двух или нескольких людей и 2) противостояние, обусловленное личной неприязнью. Выделяют также конфликты, относящиеся к работникам одного профессионально-должностного уровня и конфликты между начальниками и подчиненными.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой