Если вас часто критикуют. Как научиться методам психологической защиты от критики
· В первую очередь разберитесь в том, почему это происходит. Причины критики в ваш адрес могут быть самыми разными. Они могут отражать либо ваше поведение, либо природу и черты характера тех людей, с которыми вы имеете дело.
· Человека критикуют, либо если он не справляется с какими-то обязанностями и делами, на которые рассчитывают другие. Это может касаться домашних или производственных дел. То есть не делает того, чего от него ждут или делает не достаточно качественно. А возможно, не доводит дело до конца.
· Мишень для критики обладает какими-то негативными личностными чертами, которые раздражают людей, не нравятся им. Возможно, такой человек не обязательный или вспыльчивый, или слишком завистлив и самолюбив, или не следит за собой.
Такие психологические особенности, слишком сильно выпирающие, вызывают активное раздражение или недовольство, что вполне закономерно.
· Человек может и не иметь ярко выраженных недостатков. Но на него нападают только из-за его слабости, незащищенности, повышенной ранимости, боязни критики, не способности реалистично и с юмором реагировать на насмешки. Если окружающие реагируют на вашу слабость, станьте сильнее. Научитесь не только держать удар, но и парировать его, ставить оппонента на место. И тогда количество желающих вас критиковать резко сократится.
· Если у вас есть вопиющие недостатки, которые буквально лезут из всех щелей, ясно, что нужно начать работу по их искоренению. Сначала устраните хотя бы внешние проявления. Например, не показывайте свой страх. Можно войти в роль уверенного в себе человека.
· Почему людям нравится критиковать? Потому что, как гласит пословица, в чужом глазу сучок велик, а в своем и бревно не заметно. Люди гораздо умнее и проницательнее в отношении недостатков других людей, чем в отношении своих собственных. Все мы обладаем частичной слепотой по отношению к себе.
Кроме того, у критикующего может быть плохое настроение, и он сбрасывает его на другого. Принижая окружающих, человек повышает свою значимость и самоутверждается. Это игры эго. Часто у обвинителя негативное мышление.
Ему психологически легче и приятнее сгущать краски по отношению к другим. Человек замечает в других именно те недостатки, которые свойственны ему самому, но в себе он их не видит.
· Будьте готовы к тому, что критиковать вас будут в любом случае, даже если вы ведете себя безукоризненно. Но возможно, будут делать это «за глаза». Тем более, если вы выделяетесь из толпы других людей и являетесь социально значимой фигурой.
· Если вы известный и публичный человек, находитесь на виду у всех, критика вам гарантирована. Когда увеличивается количество поклонников, то в геометрической прогрессии растет и количество недоброжелателей и врагов. Руководящие работники излюбленная мишень для критики.
· Что делать, если вас часто критикуют? Первое определить причину. Затем выработать стратегию, которая заключается в том, что надо философски принять идею, что критика неизбежна. Чем выше вы будете подниматься по социальной лестнице, тем больше встретите недоброжелателей.
Такова человеческая природа. Надо стать более защищенным, более гармонизированным и сбалансированным.
· Вырабойте в себе определенную невосприимчивость к стрелам критики, некую толстокожесть и невидимую броню (подробнее на эту тему читайте в моей книге с одноименным названием в разделе сайта «мои тексты»).
Чтобы не реагировать на критические выпады, надо выработать философский взгляд на жизнь, проникнуться чувством уверенности в себе. Когда у человека устойчивая высокая самооценка, его так просто не сбить. При определенных усилиях эти качества может выработать любой.
· Чтобы нарастить психологическую броню, необходимо научиться разными способами микшировать свою реакцию. Если вас критикуют, попросите своих оппонентов разложить ситуацию на составляющие.
Выяснится, что только один или два пункта справедливы, остальные нет. Довольно часто критикующий сваливает все в одну кучу, просто выплескивает эмоции.
· Если вы где-то выступаете, доказываете что-то начальнику или обосновываете какое-то предложение или просьбу даже близким людям, и заранее знаете, что предложение неоднозначное, лучше заранее приготовить аргументы.
Тогда вы легко нейтрализуете критику. Вы можете сделать это с помощью рационального довода, комплимента, шутки или отвлекающей реплики. Таким образом вы отведете от себя критику.
· Можно использовать контркритику, указав оппоненту на логические ошибки. Мужчины часто упрекают женщин за их нелогичность. На самом деле у женщин просто другая логика, основанная на эмоциях. Эмоции часто подавляют их логические умозаключения, и поэтому им трудно оставаться беспристрастными.
· Для нейтрализации критики полезно использовать следующую тактику. Вы говорите оппоненту: «Мухи отдельно, котлеты отдельно, то есть эту часть я принимаю, а все остальное нет».
К остальному часто относятся субъективные оценочные характеристики и комментарии вплоть до оскорблений. Никому не позволяйте переходить на личности и обобщать, лучше локализовать любую критику.
· Можно поступить иначе. Сначала вы признаете критику, миролюбиво говорите: «Да, я могу согласиться с тобой, я понимаю тебя». Когда вы входите в положение оппонента, подыгрываете ему, это невольно ослабляет напряжение и нейтрализует сильную критику. Но тут же добавляете: «Но вместе с тем ты прав не во всем…»
· Для того чтобы легко парировать психологическое нападение необходимо самому оставаться бесстрастным и невосприимчивым. Можете создать свой яркий позитивный непробиваемый образ или войти в состояние философского спокойствия. Ведь часто критика – это не более чем провокация. Реагируйте только на конструктивную критику.
· Существует очень много приемов противостояния, которые помогут обезвредить любые обвинения и направить беседу в мирное русло. Не у кого не возникнет желания вас критиковать, если вы уверены в себе, доброжелательны, предусмотрительны и остроумны.
В любом случае постарайтесь не обижаться на любые негативные выпады в свой адрес, извлеките и примите к сведению полезную информацию для своего самоусовершенствования, а критический пафос пропустите мимо ушей.