Психологические методы, приемы, упражнения, психотехники для самостоятельной работы человека над собой
Медитативные и ноэтические психопрактики
Техника безопасности для медитации
Итак, каковы же правила защиты для человека, занимающегося духовно-психологической практикой и, прежде всего, молитвой и медитацией?
• Занимайтесь подобной практикой под руководством духовного учителя или того человека, молитвенно-медитативному опыту и нравственному уровню которого вы полностью доверяете. При этом не создавайте себе кумира и убедитесь, что человек не использует свое влияние для манипуляции вами. В противном случае, лучше расстаться с таким человеком. Без земного учителя или руководителя можно сделать только самые первые шаги и овладеть начальными навыками в медитации.
• Озаботьтесь повышением своей теоретической подготовки в области духовной работы. Почитайте серьезные работы на эту тему: от доктринальных трактатов до духовных автобиографий продвинутых мастеров, которые делятся собственным опытом. Помните, что, например, в буддийской традиции настоящему медитативному самопогружению обязательно предшествует так называемая аналитическая медитация — сосредоточенное обдумывание основных принципов духовной работы и всего учения.
• Начинайте заниматься осторожно и постепенно, увеличивая интенсивность погружений и длительность медитаций по мере привыкания и внутренней потребности.
• Перед любым медитативным погружением обязательно делайте предварительную настройку — обращение к Высшему духовному Учителю, основателю этой традиции, или к своему гуру, святому покровителю с молитвенной просьбой благословить вашу медитацию и ваши усилия, направить на вас энергетический поток, который будет вашей охраной. Старайтесь при этом а) вызывать в сознании четкий образ Учителя; б) мысленно несколько раз повторить его имя, в котором содержится частица его сущности; в) пробуждать в сердце чувство любви и благодарности Учителю, чтобы ваша молитва или медитация были живыми и эмоционально наполненными.
• Старайтесь сохранять ясное, бодрствующее сознание, памятование себя, самоконтроль и присутствие духа в любых состояниях — от обыденных до медитативно-мистических. Ни в коем случае не проваливайтесь в духовный сон и бессознательное состояние, которое нередко имеет место у неофитов, убежденных, что как раз во время этих провалов Высшие Силы «с ними работают». Чем осознаннее вы будете подходить к духовно-мистическому переживанию, тем более ярко, глубоко и подлинно оно будет.
• Не превращайте молитву и медитацию в разновидность духовного кайфа. Относитесь к этим видам духовной практики и тем состояниям, которые они вызывают, как к способам общения с Богом, требующим большой ответственности и чистоты.
• Во время медитации не нужно специально и подолгу концентрироваться на энергетических центрах (чакрах) за исключением тех случаев, когда на этом настаивает традиция. Например, в раджа-йоге — это анахата. При этом старайтесь воспринять анахату не просто как один из самых важных или самый важный центр, но как источник Божественной Любви и сердцевину вашего существа. Избегайте механического отношения к сердечной медитации.
• Не смешивайте высокую медитацию с выделением астрального тела и выходом в тонкий мир, что для неподготовленного человека может обернуться полной зависимостью от невидимых астральных сил, раскрытием неуправляемых медиумических свойств и даже безумием. Пусть ваша медитация будет устремлена в более высокие духовные сферы — Огненный, или Божественный мир, для слияния с которым не нужно отключаться от обычного состояния и выделять из себя тонкую структуру.
• В том случае, когда во время молитвы и медитации к вам в сознание будут являться яркие образы религиозно-духовного содержания, не торопитесь принимать их за божественные знаки Высшего посвящения. Помните, что подобные образы, даже самые высокие, рассматриваются эзотерическими учениями как разновидность иллюзии, которая весьма приблизительно указывает на истину, но самой истиной не является. Потому при появлении образов проверяйте их подлинность, повторяя слова молитвы, имя учителя, мантру или осеняя себя крестным знамением. Если образы, несмотря на внешнюю положительную светлую форму, по сути ложны, и относятся к темному источнику, они, как правило, исчезают. Если образ все же несет положительный заряд, не зацикливайтесь на самой «картинке», а старайтесь сквозь нее обратиться к Божественной Сущности, живущей внутри образа.
• Старайтесь, чтобы ваша практика в сидячей, статической медитации обязательно дополнялась динамической медитацией с открытыми глазами. Между статической и динамической медитацией не должно быть большого разрыва: в идеале они должны переходят друг в друга. Статическая медитация повышает энергетику и способность к самоуглублению, помогает человеку дольше находиться в бодрствующем состоянии динамической медитации, которая развивает самоконтроль. Искусство поддерживать состояние осознанности в динамической медитации — хороший трамплин для более глубокой статической медитации.
• Перед тем, как приступать к медитативной практике, проверьте свою мотивацию — чего вы ждете от духовного пути? Каковы ваши глубинные желания? Насколько чисто и бескорыстно ваше отношение к избранной традиции? Если корысть все же присутствует, попытайтесь избавиться от нее на самой ранней стадии духовной работы.
• Не торопитесь и не форсируйте результат. Помните китайскую пословицу: не надо ускорять рост риса, вытаскивая его ростки за верхушки. Наращивайте усилия медленно и постепенно, не допуская по отношению к своей душе насилия. Чересчур активно пытаясь изменить себя, вы можете разрушить тончайшее устройство души и сознания. Действуйте более тонко: создавайте благоприятные внутренние условия для отмирания психологических и духовных недостатков и расцвета достоинств. Достигнув определенного результата, не спешите немедленно двигаться к следующей вершине. Недаром в суфийской традиции этапы духовных достижений назывались «стоянками». Осмотритесь на каждой из «стоянок», обживите ее, овладейте всеми возможностями, которые она заключает, закрепите ее на уровне динамической медитации, и только затем двигайтесь дальше.
• Учитесь не только накапливать энергию во время медитации, но и правильно ее распределять. Часть энергии направьте на восстановление затраченных сил, часть отдайте нуждающимся людям, а остальное вкладывайте в творческие проекты, духовный рост. В этом случае вы не только сохраните, но и приумножите свои силы.
• Если, несмотря на предупреждения и советы, вам сильно не терпится достичь самых высоких результатов, тогда попробуйте перевести свой пыл в страстное желание научиться следовать путем равновесия. Это хорошо помогает нейтрализовать избыточную энергию и использовать ее конструктивно.
Выстраивая медитативную стратегию жизни нельзя опустить тему духовной безопасности, неизбежную, если дело всерьёз доходит до практики безмолвного транса. Чтобы мощная энергетика безмолвия не разрушила ваш организм, а помогла вам в совершенствовании себя, полезно помнить о следующих законах.
• Безмолвие — слишком сильное оружие, чтобы им можно было бы заниматься, имея низкую мотивацию. Если вы приступаете к медитации с явным или подспудным желанием использовать полученную энергетическую мощь для личных эгоистических целей и тем более для нанесения вреда другим людям, то лучше даже и не приближаться к этому занятию. Действуя подобным образом, вы по сути дела выращиваете внутри себя чёрного мага, что скажется на вашей судьбе самым разрушительным образом. Правильная мотивация, с которой вы начинаете заниматься безмолвной медитацией — это стремление к Высшему, желание служить Божественной Воле, направленность на самовоспитание, творческую самореализацию, повышение жизненного мастерства, правильная настройка на любой вид деятельности. Культивируйте в себе высокую мотивацию и очищайте низкую, и тогда безмолвие придет к вам быстрее. О том, как преобразовывать свои желания, в книге сказано достаточно.
• Старайтесь найти опытного духовного наставника с серьёзным стажем занятия медитацией. Главное условие во взаимоотношениях с ним — его высокая квалификация, практическое мастерство и нравственный уровень. Вы должны доверять этому человеку и чувствовать, что его руководство идёт вам на пользу. Смотрите также, чтобы ваше уважение к нему не трансформировалось в психологическую зависимость от него, которая позволит недобросовестному и падкому на соблазны человеку манипулировать вами в своих интересах. Как только заметите хотя бы незначительные элементы манипуляции, то постарайтесь отойти от такого человека под благовидным предлогом. Присмотритесь также, к какой духовной системе тяготеет данный человек и насколько он в неё вошёл? Вы должны понять, соответствует ли эта система или учение вашей внутренней природе?
• Приступая к медитативной практике, поднимите уровень собственной информационно-теоретической и культурной подготовки в религиозно-мистической и эзотерической области. Благо, что хороших книг на эти темы вышло очень много. Особую ценность представляют собой автобиографии людей, прошедших через опыт высших состояний сознания. Научитесь не просто верить на слово различным, даже продвинутым авторам, но думать и делать выводы самостоятельно. Помните — прежде чем «не думать» во время безмолвия, надо научиться качественно думать.
• Погружайтесь в медитативное пространство безмолвия медленно и со вкусом, сосредоточиваясь на качественном исполнении самого процесса. Сместите акценты старания с результата на процесс. Если вы медитируете качественно и получаете импульсы радости — это и будет главным положительным результатом. Очень опасно форсировать результаты, нагнетая энергии или отрываясь от тела.
• Будьте осторожны с повышением психоэнергетического потенциала. Привлечённая к вашей ауре энергия может быть не только благом, но и злом, способным разрушить ваш организм, если её количество будет чрезмерным. Тело может сгореть от избытка огня. Потому старайтесь, чтобы энергия действовала на ваши телесные структуры так же благотворно, как солнечные лучи при мягком климате.
• Пространство безмолвия огромно и всеобъемлюще и в его беспредельности можно легко потеряться, если не иметь вех, ориентиров и компаса. Подобным компасом для всех духовных искателей является, прежде всего, образ Духовного Учителя, основателя данной традиции, Мирового Учителя, святого, вашего личного коренного гуру. Именно к этому образу нужно обращаться с молитвой и просьбой благословить вашу медитацию, направить на вас поток духовных энергий, способных поддержать предпринимаемые вами усилия, и, наконец, защитить вас от любых тёмных энергий и воздействий. В соответствии с восточной традицией Учитель оказывает во время медитации поддержку ученика при соблюдении нескольких условий — искренности обращения, сосредоточенности мысли, чёткости представляемого образа Учителя в сознании, неоднократного повторения имени Учителя с любовью в сердце. В этом случае энергия Учителя становится мощным катализатором вашей медитации.
• Откажитесь от установки на «кайф», даже с духовным оттенком. Безмолвная медитация — это служение и творчество, познание и совершенствование, но отнюдь не лежание на пляже или психоделические опыты.
• Старайтесь избегать всякого намёка на контактёрство и слышание разных голосов во время медитации. Никаких «голосов», кроме Голоса Безмолвия с Большой буквы. Останавливайте в себе выделение тонкого тела, если только начинаете чувствовать, что к этому идёт дело. Медитация — это не астральные полёты, а подключение к Божественному Сознанию. Перед тем как совершать подобные путешествия, научитесь дисциплинировать мысль и хорошо контролировать себя.
• Какое необычное состояние вы ни испытали на подступах к безмолвию, всегда старайтесь быть сознательными и бодрствующими. Избегайте проваливаться в медитативный сон и тонкие грёзы. Ясное сознание и самоконтроль необходимы не только в жизни, но и во время самых ярких мистических переживаний.
• Старайтесь сохранять равновесие между медитацией и жизнью. Если вы в течение нескольких часов занимались активной внешней деятельностью — работали на стройке, читали лекцию, участвовали в деловых переговорах — и при этом истощили свои силы, то обязательно найдите время, чтобы посидеть в медитации и восполнить энергетические потери. Если же вы долго медитировали и накопили энергию, вложите её в какое-нибудь социально полезное занятие или творческое дело. Дополняйте статическую медитацию с закрытыми глазами динамической медитацией с открытыми глазами. Старайтесь, чтобы уровень медитативного совершенства и духовной высоты, пережитый в статике, соответствовал степени самоконтроля в динамической медитации.
• Избегайте механической концентрации на энергетических центрах (чакрах), за исключением тех случаев, когда на такой духовной работе настаивает традиция. Даже если какой-то энергетический центр пробит или обесточен, восстанавливайте его, концентрируясь на нём через сердечный центр. Особое внимание уделяйте созданию медитативной связки аджна (центр межбровья) — анахата (сердечный центр). Когда медитируете на сердце, пытайтесь вызывать высокие переживания, а не просто нагнетать в нём огненную энергию.
Учитесь не только накапливать энергию во время безмолвия, но и правильно её распределять. Разделите накопленный запас на несколько частей — восстановление собственных затраченных сил, помощь людям, осуществление творческих проектов, решение необходимых кармических задач, сбережение сил про запас, отдание энергии своему Духовному Учителю. В каких пропорциях нужно делить накопленную энергию, — смотрите сами, исходя из конкретной ситуации. В этом случае ваша сила будет постепенно возрастать.
Эволюционная лестница
Визуализируйте путь в виде сияющей лестницы с многочисленными ступенями, уводящей в беспредельность. Представьте, что вам нужно подняться по ней. Настройтесь на то, что на каждой ступени вам предстоит преодолеть какой-то свой недостаток, порок, отрицательное качество и в тоже время приобрести то или иное положительное свойство. Вдумайтесь в то, что на пути весь ваш психологический состав должен будет подвергнуться мощной трансформации. Какие негативные черты и непрочные психические элементы должны отмереть, видоизмениться, а какие, напротив, укрепиться, вырасти? Ваша задача — соединить свои личностные черты, психологические накопления, энергии, устремления с божественной искрой и духовной реальностью, живущей в глубине сердца. Настройтесь на это глубокое преобразование самого себя вплоть до огненной переплавки всего своего состава в огне духовного устремления.
Устойчивость на вершине
Представьте, что вы обречены на непрерывное духовное развитие, восхождение и совершенствование. Пройдя значительный путь вы, в конце концов, достигли желанной вершины. Однако вам надо преодолеть неустойчивость своего состояния. Настройтесь на чувство глубокого равновесия и устойчивости. Попытайтесь поверить, что вы заняли это место надолго и не собираетесь терять равновесия. Ощутите точку опоры. Настройтесь на ощущение твердой уверенности, что вы не поддадитесь перепадам настроения, желанию сойти вниз, если вам станет трудно. Настройтесь на чувство, что вы устойчиво пребываете на вершине в состоянии полноты внимания и стоите на пороге новых возможностей. И главное наблюдайте за собой в момент самого активного действия – иначе вы не познаете себя до конца.
- Назад
- Вперёд >>