Исихазм
Россия должна вызвать к жизни такого лидера. Если мы хотим выжить и успешно конкурировать и с западной, и с восточной цивилизациями, у нас должен родиться новый психотип российского человека, в целом по своей духовно-волевой мощи и жизненной силе превосходящий соперников и с Запада, и с Востока.
Примерно так же русский солдат и генерал в 1812 году всё же превосходил французского солдата и генерала, а в середине XX века русский Иван в советской шинели оказался сильнее немецкого Ганса.
В обоих случаях мы сумели сильнее, чем противник сконцентрироваться на задаче победы.
«Россия сосредоточивается», — сформулировал в XIX столетии национальную задачу канцлер Горчаков. Сегодня, в начале XXI века эта задача становится ещё более необходимой.
Если сегодня каждый из нас, несмотря на самую неблагоприятную атмосферу, сумеет сосредоточиться на воспитании в себе Воина Света и сможет практически воплотить идею служения Высшему в жизнь, Россия преодолеет затянувшийся кризис и выйдет в мировые лидеры.
Как и на чём же сосредоточиваться простому человеку, который сохранил в себе хотя бы какой-то импульс к совершенствованию и хотел бы видеть Россию процветающей страной со своим лицом?
В первую очередь, на понимании, что даже от него, маленького существа в огромной стране кое-что всё-таки зависит. Каждый из нас — небольшая частичка России, и все наши мысли и действия влияют на её психологическую атмосферу и состояние духа.
Любое наше уныние и скепсис по поводу будущего страны оставляет пусть и микроскопическое пятнышко, затемняющее её ауру. Любая положительная эмоция и мысль о достойном будущем России улучшает психосферу страны.
Тот, кто поддерживает свою ауру в тонусе бодрости и состоянии света, гармонии, чистоты, спокойствия, привносит свою искорку света в национальную политику духа.
Во-вторых, полезно настраиваться на ощущение связи с мистическими национальными корнями — русскими святыми подвижниками, героями, короче говоря, с небесной Россией. Если среди повседневных забот мы хотя бы раз в день будем вспоминать о своих истоках и святынях всем существом, мы будем крепчать духом сами и менять атмосферу вокруг себя.
В-третьих, если мы хотим чего-то большего, чем стать довольными обывателями, мы должны сосредоточиться на том, чтобы не подпасть под влияние толпы с её пустыми желаниями и стандартными вкусами.
Сконцентрируйтесь на пробуждении своего истинного «Я» и на идее духовного совершенствования. Не нужно сравнивать себя с другими людьми, касается ли это наших соотечественников или жителей других стран, которые нам кажутся более успешными, чем мы сами.
Лучшие мыслители России проницательно подметили, что одна из главных разрушительных черт русского человека — слабохарактерность и склонность к подражательству. Если Россия состоится, то только как страна, которая живёт своим умом и идёт самостоятельным путём.
В точности так же должен состояться и каждый из нас, невзирая на мощнейшее влияние идеалов толпы, стократно усиленное телевидением.
Кроме того, нужно настраиваться на бодрое оптимистическое отношение ко всем делам, за которые нам приходится браться и ко всем трудностям, встающим на нашем пути.
Строительство страны начинается со строительства всей своей жизни, ежедневно, по кирпичикам, начиная от мелких внешних забот и кончая внутренним состоянием.
Не пускайте на самотёк такое строительство. Концентрируйтесь на том, чтобы в каждую минуту понимать, что является для вас наиболее необходимым и творить высшую необходимость как можно совершеннее.
На дворе эпоха индивидуализма, однако, это свойство не должно переходить в своём росте за известную черту, иначе психологический воздух России станет опасно разреженным, и мы задохнёмся.
В своих отношениях с людьми нужно концентрироваться на том, чтобы хотя бы в какой-то степени сохранить энергию коллективизма, общинного начала.
В этом случае вы получите гораздо больше шансов на успех во всех делах, чем, если станете жёстким, махровым индивидуалистом. Пословица «Не имей сто рублей...» на Западе никогда не будет работать так хорошо, как в России.
А ещё надо концентрироваться на состоянии равновесия, которое так слабо присуще русскому человеку и российской истории со свойственной ей гигантской амплитудой непрерывно раскачивающегося маятника.
Наша огромная проблема — склонность к крайностям, которую каждый может легко увидеть на примере собственной жизни.
Осознать это качество как проблему и остановить маятник, найдя золотую (причём обязательно высокую) середину — вот это поможет и каждому из нас, и стране в целом сойти с дороги кризисов и неудач.
И, наконец, самое главное, о чём нельзя забывать и на чём нужно концентрироваться в каждый момент жизни — Воля Всевышнего, которую легче всего уловить в своём сердце в состоянии безмолвия. Следуя этой Воле, мы всегда будем победителями, и чем больше будет нас, тем чаще начнёт побеждать Россия.
Интерес к практике умной молитвы возник у меня в процессе чтения книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Я начал пробовать её как метод соединения с Богом, параллельно с этим изучая «Добротолюбие» и святоотеческую литературу.
Периодически встречался с разными священниками и посетил не один монастырь, пытаясь понять секреты молитвенной практики.
Для меня было очевидно, что если идти христианским путём — одной молитвой не спасёшься и не достигнешь, нужна чистота нравственной жизни и участие в мистических таинствах церкви.
Однако мне важно было постичь на своём опыте главные ступени молитвенной практики. С какого-то момента возникла потребность сделать молитву своей ежедневной и достаточно длительной практикой.
За многие годы я испробовал множество молитвенных методов, иногда занимаясь внутренним деланием по несколько часов подряд в течение нескольких месяцев. Конечно, это была молитва, шедшая параллельно с внешней деятельностью — на специальный ежедневный затвор у меня просто не было времени.
Основным видом подобного делания у меня была Иисусова молитва, хотя помимо её я включал в свою внутреннюю работу ещё несколько молитв.
Чем больше я практиковал молитву, тем сильнее убеждался в мощи этого метода. Полнота эмоциональных переживаний, чистота сердца, ощущение причастности к живому потоку русской традиции, тонкая радость, переполняющая каждую клетку душевного существа — всё это было испытано и многократно пережито во время и после молитвенной практики в самых разнообразных красках и оттенках.
Иногда интенсивность переживаний была столь высокой, что сердце, казалось, вот-вот вырвется из груди. Но в эти моменты я всегда останавливал себя, чтобы успокоиться и не возгордиться, помня заветы старцев, утверждавших, что цель христианства — не духовные чувства, пусть даже самые яркие и возвышенные, но служение Высшей Воле.
Но в какой-то момент я стал ощущать, что сама молитва произносится без прежнего полёта и духа творчества, с элементом механичности и однообразности.
«Как это могло получиться? — с досадой подумал я. — Ведь я старался помнить, что так бывает, и потому пытался молиться сознательно». Кроме того, уменьшилось количество энергии, рождавшейся во время молитвы.
Я принялся читать святоотеческие тексты, но почему-то утратил чувство, что мне идёт помощь. Тогда я начал молиться о том, чтобы Бог помог мне решить эту проблему.
Когда мы в очередной раз после длительного перерыва встречались с Кирилёвым, он спросил у меня: «Ну что, удалось ли тебе поместить ум в сердце?» «Стараюсь, — ответил я, — но пока получается лишь частично».
Я вспомнил, что мы уже несколько раз говорили с Кирилёвым на данную тему, и каждый раз я ставил перед собой эту задачу, пытался её достигнуть, а потом постепенно оставлял намерение, переключаясь на другие задачи.
В этот раз меня как будто бы насквозь пронзила догадка — без полного переноса ума в область сердца молитва по-настоящему не сработает.
Кирилёв же поделился своим опытом такого переноса. «Вначале, — сказал он, — ты не можешь длительное время удерживать ум спокойным и устойчивым.
Когда ты научишься надолго останавливать ум, у тебя появится ощущение устойчивого «я». Для этого ты должен не просто делать его неподвижным, но и сохранять его живым и помнить себя.
Потом ты должен перенести его в область груди или в клеть сердца, как говорят старцы. У тебя это сразу не получится — твое «я» упрётся во внутреннюю стену».
Он сделал паузу, во время которой я отчётливо осознал, что у меня было похожее ощущение, когда я интенсивно молился и, углубляясь в себя, каждый раз натыкался на что-то дискомфортно-жёсткое, словно узел или нарост на стене.
Это останавливало меня от дальнейшего углубления в центр самого себя, выводило на привычную периферию внутреннего пространства — ментальную область, где я, как в некоей прихожей, пытался призывать Всевышнего. «А как решить эту проблему?» — спросил я у Кирилёва.
«Надо пытаться проникнуть в глубину сердца, — ответил Кирилёв. — Тебе будет трудно и в какой-то момент может показаться, что эту стену не пробьёшь. Но если ты проявишь непреклонность намерения, то ты рано или поздно пройдёшь сквозь стену».
А как и по каким признакам я узнаю, что мне удалось пройти через неё?» — поинтересовался я. «Когда это произойдёт, ты сразу поймёшь — вот оно, состояние безмолвия, — заметил Кирилёв. — В отношении признаков могу сказать, что один из главных — это то, что тебе покажется, — у тебя треснула грудь.
Ты услышишь хруст в груди и что даже кости в области груди несколько расширятся. Осанка распрямится, и будет ходить грудь колесом». «Как это изменит ситуацию с молитвой?» — спросил я. Кирилёв ответил, что пока человек не собрал себя в единое целое, не победил свою множественность и не перенёс остановленный ум в глубину сердца, полноценная молитва не происходит.
В этой части я не согласился с Кирилёвым и сказал, что вся святая Русь во все века молилась, не собирая себя в единую точку.
На это Кирилёв возразил мне, что старцы как раз всегда действовали именно так, молились, собирая себя воедино. «Но тебе-то зачем себя с ними сравнивать, у тебя свои задачи. Пока ты не проник в глубину сердца, не рассчитывай, что молитва из области ума и поверхностных, чисто умственных эмоций что-то серьезное тебе дает», — резюмировал он. На мой вопрос, как же это сделать, Кирилёв сказал, что кроме меня для меня самого ничто не ответит в точности как и что нужно делать.
Когда я начал проникать в область эмоционального сердца всерьёз и по полной программе, то вскоре уткнулся в эту стену. Я попробовал разрушить её с помощью упорной молитвы, но результат был минимален.
Тогда мне ничего не оставалось, как заострить свой ум до ощущения острой иглы и потом проникнуть сквозь препятствие, кажущееся нерушимым. Но если займёшься этим без колебаний, страхов, а главное без лени, то начинаются неожиданные метаморфозы. Чем дольше держишь остановленный ум в пространстве анахаты, тем больше там накапливается тонкой силы.
Именно эта сила, в конце концов, начинает раздвигать узкую «клеть сердца» и превращать её в сияющий дворец духа. Слова Кирилёва о том, что может «треснуть грудь», совсем не означали никакой метафоры.
Я на себе убедился, что это абсолютная реальность, имеющая физиологические признаки. Кости грудной клетки действительно начинают раздвигаться и пространство сердца увеличивается в размерах.
Постепенно уходит ощущение тесноты, сдавленности и дискомфорта, которое неизбежно на первых этапах самоуглубления.
Кроме того, действительно попадаешь в область центра души, который ты занимаешь, словно царский трон. К этому центру очень гармонично и естественно начинают подтягиваться два упругих энергетических потока.
Один, ментальный, сверху от головы, другой, виталический, из области живота. Это придаёт самоощущению вкус эмоционально-энергетической наполненности, опоры и гармонии и помогает преодолеть элементы трагизма, растворённые в самой структуре жизни, как соль в морской воде.
Когда путём постоянной и упорной работы занимаешь внутренний центр и превращаешь «клеть сердца» в свободную площадку для взлёта духа, то ум естественным образом успокаивается и с наслаждением останавливается в этой области.
Происходит то, о чём мне говорил Кирилёв — ты создаёшь в себе непрерывный наблюдающий центр, постоянное «я», подтягиваешь к нему все лучшие ощущения, чувства, состояния, энергии и словно световой шар погружаешь в глубину сердца.
Результатом этого соединения внутреннего наблюдателя и сердца является безмолвие. Из него гораздо легче творить молитву и общаться с Богом, нежели из более поверхностного состояния. Именно об этом говорили и старцы.
Не могу сказать, что прошёл все стадии молитвенного пути, но и то, что удалось, убедило меня в единстве молитвы и медитации. Когда по-настоящему погружаешься в сердце, то молитва становится мощнейшей силой. Как обкрадывают себя те, кто никогда не молился и не медитировал!
Как близко далёкое и труднодоступное безмолвие, когда проникаешь в сердце и ведёшь сердечное собеседование со Всевышним! Как притягателен и прекрасен русский путь к безмолвию!
Практика
Настройтесь на мистическую Россию
Даже если ваша цель — слияние с Абсолютом, не взирающие на национальную принадлежность те, кто к этой цели стремится, попытайтесь соединиться с ним через канал мистической России. Представьте как можно ярче духовное небо, населенное лучшими подвижниками и героями российской нации.
Осознайте, что они никуда не ушли и не исчезли, а остаются в ноосфере, чтобы оттуда помогать своей родине. Они молятся за Россию, посылают ей энергии, лучшие идеи, мысли, образы, присутствуют на литургиях, поддерживают на тонком уровне самых достойных людей.
Постарайтесь почувствовать, что небесная Россия вбирает всех их как некая огромная сверхличность и Божественная Душа. Настройтесь на соединение с Мистической Россией. Постарайтесь услышать ее зов и воспринять его сердцем.
Безмолвные колокола России
Россия — страна колоколов и колокольный звон «сорока сороков», наверное, есть ее главный звуковой символ. Колокола призывали жителей России и на битву, и на труд, и на молитву.
Ученые уже практически доказали, что продолжительный колокольный звон может очистить территорию целого города от мора и эпидемий. Даже в чисто физическом звоне земного колокола любой человек не может не почувствовать присутствие неких торжественных вибраций, идущих из более высокого и тонкого измерения.
Совместное звучание многих церковных колоколов и эффект длительной тонкой реверберации в пространстве, способны ввести сосредоточенного и эмоционального слушателя в измененное состояние сознания. Вспомните этот звук и постарайтесь настроиться на его тонкую глубинную основу.
Постарайтесь поверить и услышать, как звучат тонкие безмолвные колокола России. Настройтесь на этот величественный звон и гул. О чем он звучит и куда призывает? Эти колокола русского безмолвия есть наша национальная музыка сфер.
Остановите мысли, войдите в глубину собственного духа и попытайтесь услышать этот безмолвный колокольный звон русского неба. Настройте свое сердце и сознание в унисон с безмолвными колоколами России. Постарайтесь услышать, разгадать и принять к действию призыв этих колоколов.
Совместная безмолвная молитва
Вспомните самых высоких святых России. Вызовите в сознании образы нескольких из них. Представьте, как они молились за Россию из своего высокого безмолвного состояния.
Осознайте, что их молитва не прекратилась, и они продолжают посылать безмолвные призывы к жителям России, стремясь направить их души вверх, в небо, к поискам Божественной Воли. Попробуйте настроить свое сердце на резонанс с этой соборной молитвой русских святых всех времен.
Попытайтесь собрать свое ясное сознание и заостренную мысль в сердце, чтобы оставаться на уровне их концентрации. Безмолвствуйте и молитесь вместе с ними, ощущая себя в числе духовных воинов России. Периодически возвращайтесь к этой безмолвной молитве, заряжая свой дух бесконечной силой русской святости
- << Назад
- Вперёд