Информационная защита от зомбирования. Как правильно читать газеты и смотреть телевизор
СМИ: Полезный информатор или гигантский хищник? Зависит от вас!
Ни в какие прежние времена на человека не обрушивался такой чудовищный шквал информации, способный сбить с толку самую крепкую голову.
Психологи считают, что мы совершенно не справляемся с этим потоком - сознание и память наполняются ненужными вторичными знаниями, все труднее вычленить и воспринять информацию, важную для духовного роста и серьезных жизненных решений. Между тем современное общество немыслимо без средств массовой информации. Как научиться с ними конструктивно взаимодействовать?
Сознание современного человека постоянно испытывает мощные информационно-психологические перегрузки, обусловленные двумя основными особенностями.
Первая — наплыв хаотической и разнородной информации, чаще совершенно избыточной, не нужной человеку для того, чтобы жить полноценной счастливой жизнью.
Вторая - целенаправленное воздействие средств массовой информации, через которые происходит умелое манипулирование восприятием и поведением большинства людей.
Поток информации, изливающийся сегодня на головы людей, не только избыточен, но и часто агрессивен.
Английские психологи исследовали психическое состояние трех групп людей после просмотра телерепортажей негативного, нейтрального и положительного характера. У всех без исключения участников "негативной" группы во время просмотра фиксировалось повышенное беспокойство, депрессия и страх. Когда ученые попросили участников перечислить свои проблемы, выяснилось, что у этой группы их значительно больше, чем у остальных. А ведь для эксперимента подбирался однородный состав испытуемых с примерно аналогичной жизненной ситуацией!
Если такой эффект получен при разовом эксперименте, то что говорить о постоянном информационном "облучении", которому подвергается все население земного шара?
Конечно, это не означает, что СМИ есть сплошной вред или, как считают радикально настроенные священники, исчадие ада. Человек, отключивший себя от информации и не разбирающийся в современной политике, моде, вообще в глобальных процессах жизни, неинтересен и еще более управляем.
Современный мир предлагает информацию на любой вкус. Научитесь выбирать нужную, не глотая все подряд, поберегите свое душевное здоровье.
Как читать газеты
О важности слова, прежде всего печатного, распространяться бессмысленно, поскольку это факт очевидный. Я, например, отношусь к людям, которые ежедневно перечитывают не менее 6-8 газет. Это дает мне достаточно высокую осведомленность обо всех происходящих процессах в России и в мире. И вместе с тем создает в квартире газетные завалы, так как не всегда есть время сразу делать вырезки из газет и сразу выбрасывать ненужное. С подобными проблемами сталкиваются и другие любители чтения газет - ученые, политологи, профессиональные критики и т.д. — словом, все те, кто привык делать вырезки и периодически их перечитывать. Один человек из этой "газет-ночитательной" партии признался мне как-то, что чувствует, как многочисленные вырезки и стопки газет "выпивают его энергию почти физически". Я также ощущаю сходные чувства, хотя иду на жертвы из профессиональных интересов.
Большинству людей такие жертвы ни к чему. Поэтому читайте материал выборочно, пропуская целые полосы, посвященные чернухе, смакованию жестокостей, которое воздействует на психику. Имеет смысл читать сначала заголовки, пробегая материал глазами по диагонали, — вы поймете, что в большинстве случаев внимательное чтение окажется ни к чему.
Любителям политики советую читать газеты прямо противоположных политических направлений - и левых, и правых, и центристских, чтобы избежать перекоса сознания, который неизбежно возникает, если в течение длительного времени человек слушает только одну сторону.
После чтения попробуйте мысленно стереть всю ненужную информацию, оставляя только самое важное. Для начала проверьте себя: помните ли вы хоть какие-то статьи или даже идеи, прочитан-ные.несколько лет назад, и вы увидите, насколько мало существует информации в сфере, например, политики, которая действительно важна для вас.
Как смотреть телевизор
Известно, что 90 процентов от общего объема воспринимаемой информации человек получает через зрительный канал. Радио -канал слуховой, поэтому оно, конечно, может серьезно влиять на умы и интересы, но не стоит переоценивать степень этого влияния в наши дни. Безусловно, сводки Информбюро и голос Левитана играли огромную роль в победе СССР над фашизмом, но тогда не было телевидения.
Взрослый человек, сохранивший разум и волю и не принявший установку на развлечение в качестве жизненного девиза, не позволит телевизору манипулировать собственной психикой. Но что делать с детьми, целыми часами и сутками готовыми просиживать перед этим чудовищным по своему разрушительному потенциалу созданием?
Достаточно даже одного сериала типа "Покемоны" известного японского режисера Сатоши, чтобы ужаснуться.
...В одной лаборатории открыли секрет клонирования покемонов. Из чудика Мяу вышел чудик Мяуту (Мяу Второй) - очень злобный. Он решил покорить мир и наклонировал себе войско монстров. На-< чинается многосерийная бойня.
У любой сказки есть смысл — добро борется со злом и побеждает, умный побеждает глупого и т.п. "Покемоны" - первый, но отнюдь не последний пример сказки с отключенным мозгом. С агрессией: покемонов связывают рост детского насилия: привыкнув, что монптры косят друг друга бескровно, детвора отстреливает однокашников в полной уверенности, что у них в запасе несколько жизней.
Радио, телевидение и Интернет выступают в роли не только полезного информатора и приятного собеседника, но и гигантского хищника, питающегося человеческим вниманием, эмоциями, интеллектом.
Однако одним сериалом нас не "скосишь". Ужас и другом -слишком многие СМИ пропитываются его идеологией и вкусами. На телеэкране царит агрессия или бездушие, пошлость. Люди, особенно в клипах, все чаще выглядят как пустые оболочки, тени. Этот виртуальный мир не имеет ничего общего с реальным. Что можно противопоставить мощнейшему телевизионному давлению на детское подсознание?
На мой взгляд, чем позднее ребенок начнет смотреть телевидение и чем реже это будет делать, тем лучше. Но если его/уже невозможно оторвать от голубого экрана с помощью банальных запретов, попробуйте найти увлекательное занятие и чуть позже объясните, что "телеящик" помешает ему добиться успехов. Не удалось - пробуйте что-нибудь еще. Если вы не найдете способ хотя бы до какой-то степени оградить ребенка от телевизионного монстра, то что произойдет с его сознанием в будущем, просто не берусь предсказывать.
Но что говорить о детях, если "наркотическую" зависимость от телеэфира испытывают миллионы взрослых и даже сами тележурналисты. Многие из них в различных интервью признавались, что не могут и дня провести без работы и приезжают туда, даже когда эфира нет и они могли бы оставаться дома.
Теме защиты человека от чрезмерного погружения в виртуальный мир посвящено немало прекрасных нау чных работ. Советую проникнуться следующими установками:
- мнение о жизни, высказываемое с экрана телевизора, и сама жизнь - две разные вещи; попробуйте эмоционально не отождествляться с тем, что показывают, а, напротив, понаблюдать за собственной психологической реакцией на передачу;
- выбирайте те программы, студии и передачи, где меньше сцен насилия, жестокости и абсолютно пустых развлечений;
- каждый духовно самостоятельный человек может в любой момент отказаться от просмотра и выключить телевизор по собственной воле, а не только когда требуют дела;
- иногда полезно полностью отключать телевизор на несколько дней, такое отключение можно назвать профилактикой "теленаркомании".
Ну а главное — отделяйте получаемую информацию от той эмоциональной упаковки, в которую она завернута, оставляя только факты; помните, что важные сведения, подталкив ающие нас к серьезным жизненным решениям и внутренним переменам, могут быть закопаны в груде информационного хлама.
Как слушать музыку
Прагматичные американцы не боятся тратить деньги на оборудование супермаркетов и оранжерей музыкальными установками, откуда не услышишь навязчивых звуков попсы. Они не скупятся также и на насыщение всех загсов страны специальными музыкальными наборами компакт-дисков и кассет, которые бесплатно получает каждая невеста. Знаете почему? Потому что классика полезна для здоровья, физического и психического.
Согласно исследованиям, музыкальная классика может выполнять целый ряд вполне прагматических функций. Если в супермаркетах фоном постоянно звучит Чайковский или Бетховен, то оттуда меньше воруют. Если беременные женщины предпочитают слушать классику, то у них рождаются более здоровые дети. Если в цветочных магазинах и оранжереях звучат симфонические оркестры, то цветы растут лучше.
Думаю об этом со смешанным чувством грусти и раздражения, потому что в F'occhh наблюдается обратный процесс — падение интереса к классике, массовая страсть к попсе.
От того, что сегодня больше слушают национальные группы, а не зарубежные, попса не стала благозвучнее. Вместе с ее ритмическими звуками в сознание и подсознание людей проникает негативная информация.
Известные исследования католического священника Режимбаля показали, что нередко фразы и целые блоки фраз ряда популярных песен несут в себе разрушительный смысл, пожелание зла. Нет нужды эти фразы повторять — вникните сами в смысл разных "хитов", и вы убедитесь, что здесь есть над чем подумать. К сожалению, подсознание обладает способностью впитывать их деструктивную программу, и в итоге человек может совершить абсолютно непредсказуемое действие, вплоть до преступления.
О вкусах, конечно, не спорят, однако поберегите себя, воспользовавшись следующим советом. Умение слушать популярную музыку заключается в том, чтобы, во-первых, она звучала негромко, во-вторых, нечасто, а в-третьих, не впадайте в состояние "сомнамбулического" сна, навеваемого ритмами.
Я, конечно, отчетливо понимаю, что мой призыв к "бодрствованию" не найдет поддержки среди многочисленной когорты меломанов, которые для того и слушают музыку, чтобы "уколоться и забыться и упасть на дно колодца". И тем не менее настаиваю на том, что если вы хотите стать по-настоящему защищенным человеком, вы должны управлять процессом восприятия музыки, а не позволять ей управлять вами, как это можно и нужно делать, если вы слушаете Моцарта или Чайковского.
Как смотреть рекламу
О суггестивной (пронизанной внушением) функции телерекламы написано очень много, однако это ее свойство слабо осознано современным человеком. Особой доверчивостью и беззащитностью отличается при восприятии рекламы российское общество. Едва ли хотя бы один народ мира принял бы навязанный рекламой обман финансовых пирамид за чистую монету.
Многие современные ученые рассматривают обычное рекламное сообщение как разновидность внушения, программирующее сознание человека на заранее определенное поведение. Этот вид передачи информации не допускает активной переработки передаваемого материала - усваивается именно то, что передается.
Защита от "зомбирования" рекламой может заключаться в осознании таких, например, истин:
- за любой рекламой стоят алчные, агрессивные личности, готовые навязать вам свой товар любым способом;
- чем наглее и примитивнее способ навязывания, тем обычно хуже товар;
- задача рекламы — проинформировать о наличии какого-либо товара или услуги, и не более.
Отсюда вытекают конкретные рекомендации, которые полезно применить при столкновении как с откровенно агрессивной рекламой, которая вам неприятна, так и с внешне безобидными рекламными сообщениями, не вызывающими у вас неприятных чувств, однако вполне способными заставить вас выполнить приказ, заключенный в них.
Во-первых, не смотрите уже знакомую рекламу множество раз, механически уставясь в один и тот же кадр.
Во-вторых, не относитесь к рекламе чересчур агрессивно, и когда тот или иной товар действительно вам нужен, спокойно его покупайте.
В-третьих, относитесь к воздействию на вас рекламы с юмором, легко и раскрепощенно.
И тогда, даже если рекламная магия будет нести в себе мощный заряд силы, вы всегда сможете оградить свое сознание от ее чар!
“Ять” Русский деловой журнал №9 сентябрь 2001 г.
Ключевые слова этой статьи:
психология, тренинг, решение проблем, коучинг, консультации, запись на консультации, программа индивидуального консультирования, информационные перегрузки, агрессия, физическое и психическое здоровье, агрессивная реклама, зомбирование, суггестия, суггестивная функция рекламы, рекламная магия