Искусство управления собой. Практика пробуждения и осознанности
Защищенный человек, способный отразить любые внешние угрозы, — это личность, которая может управлять собой, регулировать свои действия и процессы, протекающие в сознании. Такой человек способен властвовать над собой не только в спокойные периоды жизни, когда ничто не угрожает, но и в любых обстоятельствах.
В тех ситуациях, когда слабый прогибается, внутренне ломается, сдается под тяжестью проблем, что немедленно отражается на его психике и состоянии ауры, сильный и защищенный человек «держит» удар и вопреки давлению сохраняет свою упругую психологическую и энергетическую устойчивость.
Следовательно, одним из главных признаков незащищенности является неумение «держать» удар и владеть собой. Такой человек не хозяин сам себе. В лучшем случае он может поддерживать относительный порядок в себе. И то в периоды стабильности. Стоит только изменить внешние обстоятельства, от его псевдозащиты не остается и следа.
Что значит управлять собой?
Из каких элементов состоит этот сложный процесс? Как он связан с другим процессом — отражением жизненных ударов и актов агрессии?
Когда мы говорим о человеке, хорошо владеющем собой, то перед нами встает образ героя античности, современного разведчика, спортсмена или йога. Действительно, эти люди умеют управлять собой.
Каким образом?
В первую очередь, они сдерживают собственные эмоции, порывы, ограничивают свои потребности, упорядочивают желания и мысли.
Во-вторых, они могут стимулировать свою активность, мобилизоваться на преодоление препятствий.
В-третьих, они осознают логику окружающего мира и гармонично вписываются в него.
В-четвертых, они стараются поддерживать равновесие своего внутреннего мира и эмоционального состояния и оберегают себя от ненужных влияний извне.
Тот, кто наводит порядок в собственной душе и жизни, поддерживает его, охраняет от энтропии, в случае необходимости гибко корректирует внутренние установки, вполне заслуживает названия защищенного человека.
Управляя собой, человек уже защищен. В то же время невозможно отразить удар, не контролируя себя. Люди, регулярно получающие психические травмы, попросту не умеют властвовать над собой.
Само слово «управление» предполагает по меньшей мере два элемента системы — управляющую и управляемую.
Применительно к человеку термин «управляющая система» может означать особый сплав сознания и воли, некое сознательно-волевое «я», которое надстраивается над всеми психическими процессами и осуществляет роль регулировщика бесконечных потоков мыслей, чувств, побуждений.
Это сознательно-волевое «я» у обычного человека недостаточно развито и обладает небольшим запасом энергии.
Его хватает только на управление внешним поведением: совершением волевых усилий с целью выживания, поддержанием социального статуса, осуществлением светской роли.
Без специальной тренировки человек не способен управлять своим внутренним миром, у него нет энергии для того, чтобы не только выживать, но и совершенствоваться.
Еще один важный элемент искусства управления собой — огромные психоэнергетические ресурсы человека, существа, потенциально бесконечного и своим высшим «Я» причастного к Богу.
Чем сильнее человек и мощнее его сознательно-волевое «я», тем теснее его связь со скрытыми ресурсами психики и мощными запасами психической энергии.
Именно благодаря подключению к этим ресурсам с помощью целого набора духовно-психологических методов — медитации, молитвы, пранаямы, концентрации, визуализации и прочих приемов — сознательно-волевое управляющее «я» получает силу, которая позволяет ему быть сильнее управляемой системы хаотических мыслей, чувств, эмоций, желаний, привычек, поступков.
Попробуйте по своей воле без подготовки остановить поток мыслей, сдержать эмоцию раздражения, переключиться с вредного поступка на полезный, но не желаемый. Даже если будете очень стараться, убедитесь, что это невозможно: энергии слишком мало, чтобы пересилить хаос в мыслях и желаниях.
А теперь представьте, что, поддаваясь лени и хаосу, вы открываете себя для новых ударов. Тогда новые утечки энергии неизбежны, и после получения ударов управлять собой и защищать себя будет еще труднее.
Так человек постепенно может стать жертвой жизни. Значит, чтобы управляемая система — ваши поступки, действия, мысли, эмоции и желания, — подчинялась вам, управляющее «я» должно большую часть энергии забрать в свое распоряжение.
Пока вы живете расслаблено и механически, эта энергия находится в распоряжении ума и эмоциональной сферы, которые, как правило, друг с другом не в ладу и к тому же разделены на множество мелких «я».
Ваша энергия раздробляется на большое количество отдельных потоков и ручейков, нередко текущих в разные стороны.
Как можно управлять подобным хаосом? Пока вы не приведете себя хотя бы в относительно целостное состояние и не сумеете примирить противоположные желания, никакого управления собой, а значит и защищенности от внешних ударов не будет.
Целостность есть непременное условие защищенности. Помните евангельское выражение: «Царство, разделившееся в самом себе, не устоит».
Многое зависит от типа управления собой, к которому склонен человек. Он может тяготеть к излишне жесткому воздействию на себя, психологической диктатуре или, наоборот, к попустительству.
Каждый из нас знает людей, любящих закручивать в себе гайки. Их жизнь — непрерывное усилие, зажимы и так и не разрешающиеся проблемы. Они реагируют на жизненные удары твердо и неподвижно, застыв в одной психологической позиции, как телеграфный столб.
Люди попустительского типа даже и не пытаются всерьез управлять собой, а просто отдают себя потоку жизни, лавируя среди обстоятельств и легко относясь к проблемам.
Конечно, их реакция на удары будет зависеть прежде всего от силы воздействия, однако в целом легкое, ненапряженное восприятие всех негативных атак тоже может выступить в роли защиты.
Какой тип управления собой наиболее эффективен? Полагаю, что в каждом конкретном случае надо найти наилучший подход.
Жесткий тип управления собой более всего уместен в экстремальных ситуациях, мягкий — в обычной жизнис ее спокойным течением событий.
Вероятно, именно к этому варианту относятся уже упоминавшиеся слова древнекитайского мудреца, наблюдавшего сценку из жизни животных и увидевшего, что змея берет верх над более сильным журавлем, «слабое и мягкое побеждает сильное и жесткое».
Вместе с тем у каждого человека есть своя внутренняя природа, предрасположенная либо к жесткому сверхусилию, либо к легкому отношению к себе. Возможны и промежуточные состояния. Важно лишь, чтобы выбор был эффективным и помогал успешно отражать удары.
Наиболее правильный вариант управления собой заключается в объединении обоих принципов — и жесткости, и мягкости, в слиянии или хотя бы в сближении трех уровней бытия — психологического, психоэнергетического и духовного.
Человек, который сумел соединить свою личность, психоэнергетические ресурсы и духовное начало в единый неразрывный сплав, становится неуязвимым. В его ауре уже нет тех слабых мест и щелей, через которые могут просочиться негативные энергии других людей и окружающего мира.
Человек — экипаж
На Востоке человек, идущий по жизненной дороге и пытающийся управлять собой, сравнивается с экипажем. Повозка соответствует физическому телу, лошадь — эмоциям и желаниям, кучер сравнивается с умом, вожжи, сдерживающие или пришпоривающие лошадь, — это воля, а сам ездок, отдающий команды кучеру, — это господин, высшее «Я», Божественная искра.
Чтобы движение было успешным, человек должен заботиться о каждом элементе своего экипажа. Телега должна быть смазана — физическое тело должно быть ухожено, натренировано, здорово — иначе как двигаться по дороге?
Лошадь должна быть объезжена, обучена и послушна. Когда эмоциональная сфера бедна и ей не хватает драгоценного опыта переживаний и жизненных впечатлений — как со знаком плюс, так и со знаком минус, — то у нее не хватает энергии двигаться к намеченной цели и правильно реагировать на препятствия.
Ум-кучер должен быть образован, воспитан, внимателен и сосредоточен. Если ум ездока по жизненной дороге склонен к духовно-психологическому сну, ездок рискует забыть маршрут и заблудиться.
Вожжи должны быть натянуты оптимально — не слишком слабо и не слишком сильно. В первом случае лошадь поведет экипаж сама: доверие к страстям может привести к роковой ошибке. Во втором случае она может остановиться.
Пассажир, в порядке ли ваш экипаж? Нет ли конфликта между его участниками? Чем больше согласия между телом, эмоциями, умом и волей, чем слаженнее действия экипажа, тем ближе цель.
Но самое главное — согласен ли ехать к намеченному пункту господин, скрытый занавеской? Как говорят христиане, «на все должна быть Воля Божья».
Если ваш Божественный Господин, духовное «Я» не даст благословения на ваше желание, каким бы отчетливым и непротиворечивым на чисто земном плане оно ни было, то вы не сможете добиться поставленных целей.
Теперь попробуем представить, что экипаж налетел в темноте на телеграфный столб или столкнулся с другим экипажем. Тут многое зависит от готовности к удару.
Кто заранее готов пропустить сквозь себя определенную дозу болевых ощущений и не боится опасности, подготовлен лучше того, кто избегает боли и усилий. Хорошая телега не развалится и лошадь не взбрыкнет, если кучер будет правильно ею управлять.
Самое плохое, если экипаж перестал слушаться своего господина, перестал понимать его команды и слышать его тонкие сигналы, посылаемые прежде всего в тех случаях, когда кучер или лошадь совершают явные ошибки.
Кривая не вывезет. Слишком велика плотность движения на жизненных дорогах, чтобы рассчитывать только на собственные силы. Неграмотный, опьяненный самостью, а тем более спиртным, кучер ли, или водитель непременно в кого-нибудь врежется.
Почти все столкновения вызваны неправильными психологическими установками автовладельцев, которые страдают невнимательностью, склонностью к психологическому сну и нежеланием уступать другим автомобилям.
Любопытно было наблюдать за национальной особенностью движения на дорогах Индии. Удивительно, но, например, в Дели, где плотность населения, а следовательно, и потока транспорта в несколько раз больше, чем в Москве, аварий почти не бывает.
И причина этого — в особом, терпеливом отношении индусов к жизни вообще и к другим автомобилистам в частности. Это касается и водителей автомобилей, и моторикш, которые в ХХ веке постепенно сменили пеших рикш.
Когда двое рикш, быстро едущих навстречу друг другу, вот-вот должны столкнуться, их владельцы не выходят из себя и не оскорбляют друг друга. Перебросятся двумя-тремя фразами, а затем мирно едут дальше.
Так же спокойны водители автобусов, которые едва не сталкиваются на узкой горной дороге над пропастью. Не я один с замиранием сердца наблюдал из окна автобуса за подобными сценами и недоумевал — как же они смогут разъехаться?
И водители всегда успешно разъезжались, потому что они готовы уступить другому и уважают его права. Не только на дорогах: всем известно, что индусы очень миролюбивы, терпимы к чужим бытовым и религиозным взглядам и умеют договориться с оппонентами.
Чтобы еще лучше понять взаимосвязь защищенности и самоуправления, обратитесь к образу государства. Это система, требующая единого эффективного управления всеми частями. Только хорошо и грамотно управляемое государство сможет защититься от внешних и внутренних врагов, конкурентов и проблем.
Управление внутренним государством
Есть несколько линий обороны. Линия внешней защиты связана с тем впечатлением, которое человек производит на других.
Если оно положительное и вызывает ощущение силы, то люди считаются с ним и редко нападают. Человек, умело ведущий психологическую внешнюю политику, хороший министр иностранных дел своей державы, способный грамотно и настойчиво отстаивать собственные интересы, как правило, больше импонирует людям, чем тот, кто производит впечатление слабой и непоследовательной личности.
Такого используют, но не уважают. Ряд методов, предлагаемых в этой книге, направлены на повышение защищающей силы «во внешней политике» человека и создание сильного и благоприятного образа.
Еще один уровень обороны человека-государства — это границы, отделяющие его от мира и других людей. Слабая пограничная линия, через которую легко просачиваются диверсанты, — проблема.
Поскольку человек является трехуровневым существом, то и границы, окружающие его, представляют собой три концентрических круга.
Первая граница отделяет его личностную структуру от личностей других людей, подчеркивает его своеобразие. Размывание границы грозит полной потерей индивидуальности, психологическим нивелированием и растворением человека в коллективе, в толпе.
Иногда психологи говорят также о проявлении личностной территории человека, которая проходит примерно в метре от человеческого тела. Если незнакомый человек без предупреждения приближается к нам на расстояние меньше метра и входит на личностную территорию, то мы обычно воспринимаем это как вторжение, агрессию и проявление бестактности.
Вторая граница отделяет ауру человека от пространства тонкого мира и от аур других людей. Это и есть заградительная сеть ауры, которая в случае ее сохранности и прочности не пропускает враждебные излучения тонкого мира и негативные энергетические потоки других людей.
Ее слабость открывает человека для вторжения темного астрала и отрицательных энергий, что в лучшем случае приведет к потере тонких сил, а в худшем — к болезням, одержанию и сумасшествию.
Третья линия обороны — черта, отделяющая духовный мир и светлое начало в человеке от нравственно-духовной тьмы. Эта защита благодаря действию совести, пробужденного сознания и энергии сердца не пропускает во внутренний мир темные мысли, чувства, побуждения, соблазны, энергетические потоки, удары и магические воздействия.
Обыватель и человек толпы чувствуют в основном только первую линию, и иногда в ситуации нравственного выбора и угрызений совести могут ощущать присутствие третьей линии. Многие экстрасенсы и целители чувствуют первую и вторую линию защиты и, увы, на третью обращают очень мало внимания.
В результате их профессиональная деятельность, лишенная высшего духовного покровительства, превращается либо в биоэнергетическое манипуляторство, направленное на очищение кошельков граждан, либо в медиумизм, грозящий перерасти в одержание.
Высшая защищенность будет состоять в том, что человек научится соединять все три концентрических круга защиты в единую невидимую броню.
Следует ли всегда держать свои границы на замке или нужно открыть их для всех желающих? Вновь прибегнем к аналогии с государством. Каждое государство находит свой баланс между открытостью и закрытостью.
Современный мир тяготеет к открытости и не любит те страны, которые стремятся к самоизоляции, скрывая внутри себя, за «железным занавесом» очень жесткие режимы.
Сама по себе установка на закрытость, провозглашаемая как национальная программа, не дает гарантии экономического подъема и улучшения жизни.
Наоборот, во многих закрытых государствах более низкий уровень жизни. С другой стороны, самые открытые страны Запада в последние годы прибегают к беспрецедентным мерам для укрепления своих границ, усилению визового и таможенного режима.
Это делается для предотвращения терроризма, наркобизнеса, проникновения криминального элемента и постепенно дает результаты. Каждый человек представляет собой своеобразное государство, в котором он полный правитель, и поэтому он должен на всех трех уровнях (психологическом, тонком и духовном) учиться быть более открытым для всего лучшего, что есть в мире, и уметь вешать на свои границы прочный замок, если речь идет о худшем.
Для этого он должен хорошо распознавать, что полезно, а что вредно. Множество методов, описанных в книге, помогают укреплению границ, особенно те, что предлагают строить вокруг себя различные щиты и защитные экраны. Однако это не единственное средство против вторжения зла.
Лучший иммунитет — увлеченность человека светлыми позитивными идеями, программами и целями. Роль не менее важную, чем погранзаставы, играет гармония во внутренней жизни страны — общенациональное единство, решение всех внутренних территориальных споров, эффективно работающую экономику, улучшение жизни народа, хороший чиновничий аппарат, четкое разделение властей и многое другое.
Человек должен достичь высокой степени саморегуляции, управляемости всех частей психики и личности, наладить внутри себя гармонию, равновесие, ощущение чистоты и полноты бытия, насыщенную творческую и духовную жизнь, и тогда темные влияния будут отскакивать от мощной заградительной сети ауры и пространства духовного света.
Великий индийский философ Ауробиндо Гхош сказал: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся все». Почти те же слова произнес Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы скажем: «Защити свою внутреннюю чистоту, и чистота твоей внешней жизни тоже будет защищена».
Часть методов, предлагаемых как в этой книге, так и в других книгах этой серии, как раз и направлены на повышение управляемости человеческой психики, укрепление воли, способности к саморегуляции, на пробуждение сознания, раскрытие внутренних сил и ресурсов, что делает такого человека-государство духовно богатым и сильным.
Само понятие управления собой кажется многим людям трудным занятием, все время держащим человека в напряжении. Однако тибетский буддизм утверждает, что человек, достигший гармонии, испытывает праздничное чувство от самодисциплины и управления собой. Известный буддист Чогьям Трунгпа пишет:
«Понятие управления своим миром заключается в том, что вы можете жить достойно и дисциплинированно, без легкомыслия — и в то же время наслаждаться жизнью. Вы можете сочетать выживание с празднованием. Царство, которым вы управляете, — это ваша собственная жизнь; это царство главы семьи.
Независимо от того, есть ли у вас муж, жена, дети или нет, вашей повседневной жизни все равно свойственна некая особая структура, особый уклад. Многие люди чувствуют, что регулярный характер жизни представляет собой для них постоянное отягощение; им хотелось бы каждую секунду иметь новую жизнь, даже новое меню при каждом приеме пищи.
Однако нужно где-то обосноваться и работать над тем, чтобы жить регулярной, дисциплинированной жизнью. И тогда, чем в большей мере имеет место дисциплина, тем более радостной может быть жизнь. Таким образом, уклад вашей жизни может оказаться праздничным, а не только обязанностью. Вот что значит управление царством своей жизни».
Но чтобы двигаться к дальнейшему процветанию, нужно многое. Мы знаем, что для государства требуется яркий, положительный, компетентный лидер, способный сплотить нацию вокруг своей программы и защитить людей от внешних и внутренних проблем.
В идеале должна быть сверхидея, историческая миссия, угодная Богу, которая и сплотит народ. Как говорил русский философ Владимир Соловьев: «Важно не только то, что думает о себе народ во времени, но и то, что думает о нем Бог в Вечности»).
В конечном счете Бог и будет защитником такого народа.
Человек-государство должен стать хозяином самого себя, хорошо знающим собственные проблемы (самонаблюдение и самопознание), должен уметь достигать цели (то есть управлять собой) и успешно отражать нападения и агрессию, решать проблемы, сохраняя волю и стойкость духа.
Необходимо крепить единство и целостность своего внутреннего государства, не допуская, чтобы какие-то привычки, желания и свойства характера отделились от общей линии поведения и превратились в психологическую Чечню, постоянно борющуюся с главным целостным «Я».
Наконец, добившись целостности и полной власти над собой, человек, чтобы подняться на более высокие ступени совершенства, должен отдать эту власть Высшему Началу в самом себе, Богу, духовному учителю.
Каждый из нас может быть настоящим строителем государства в самом себе, а может быть разрушителем. Попробуйте проанализировать собственную жизнь с этой точки зрения и сделать правильный выбор своей жизненной стратегии.
Что же конкретно нужно знать, чтобы повысить качество управления собой, найти свой индивидуальный способ саморегуляции, который увеличит защищенность психологического государства?
В первую очередь спросите себя, а кто ваш реальный внутренний правитель, господин, царь? Какова ваша цель, какое основное желание, преобладающая идея?
Если вам трудно определить это навскидку, тогда внимательно подумайте, понаблюдайте за собой в течение продолжительного времени, чтобы увидеть основной духовно-психологический центр, вокруг которого вращаются ваши мысли, чувства, энергии, устремления.
Вполне возможно, что этот центр не только далек от того высшего «Я», о котором говорят духовные учения, но даже прямо противоположен божественным программам.
В этом случае можно сказать, что власть внутри вас захватил некий темный диктатор. Постарайтесь, чтобы вашим центром был истинный Правитель, который называют также высшим «Я», духовной сферой или Божественной Искрой.
Старайтесь перенести свое сознание в духовную сферу и ощущать себя под лучом и властью этого Правителя. Удерживайте в сознании память о том, что вы находитесь в постоянной и тесной связи с этим Правителем. Накапливайте энергию, помогающую лучше управлять собой, упорядочивая свою жизнь, страсти, эмоции.
Одно сознательное присутствие такого Правителя благодаря энергии его внимания меняет хаотическое течение мыслей, упорядочивает эмоции и действия.
Достаточно занять по отношению к себе позицию сознательного Наблюдателя и удерживать ее в течение какого-то времени, вы почувствуете прилив сил, гармонии и защищенности.
Чем чаще вы будете вспоминать о Внутреннем Правителе и соединяться с ним, тем лучше вы будете управлять собой и легче отражать любые нападения.
Чтобы научиться бодрствовать, человек должен помнить себя и Бога. Суфии свидетельствуют:
«Существуют различные уровни поминания и у каждого уровня — разнообразные формы. Иногда это произнесение вслух, иногда — внутреннее беззвучное ощущение, исходящее из центра сердца. Вначале следует провозглашать в словах то, что поминается.
Затем, стадия за стадией, поминание проникает собою все существо — оно спускается в сердце и поднимается в душу; потом оно достигает области тайного, затем — скрытого, а после того — самого сокровенного.
Как глубоко проникает поминание, какого уровня оно достигает, — зависит исключительно от того, насколько Аллах, в своей щедрости, направляет его» (Абду’л-Кадир ал-Джилани).
Суфий Абу Бакр Мухаммад ал-Васити говорит о необходимости ежесекундного бодрствования:
«Наивысшая форма богослужения — быть начеку каждое мгновение. То есть слуга не должен заглядывать за положенные ему пределы или созерцать что-нибудь, кроме своего Господа, или отвлекаться на что-либо, кроме отведенного ему мгновения».
После того как вы почувствовали присутствие Правителя, соедините его с центром своего существа — эмоциональным центром, который находится в середине груди. Правитель, Дух — это мужской принцип, а эмоциональное сердце, Душа — женский принцип.
Когда мужской принцип соединяется с женским (в эзотеризме это называется алхимическим браком или свадьбой), то, с оккультной точки зрения, происходит семикратное умножение энергии. До этого в вас преобладало или умственное, или эмоциональное начало, во многом действующие вразнобой, сейчас они работают слаженно и четко.
В результате энергия возрастает, аура становится целостной, упругой, светящейся, мощной. Рост целостности означает и рост управляемости — у человека накапливается так много энергии, что ему достаточно подумать о чем-то, и он может это осуществить.
Разумеется, повышается и его защищенность. Перенос, или точнее говоря, пробуждение «Я» в сердце нужно понимать не метафорически, а буквально: основное внимание и ощущение себя должно быть сосредоточено в области середины груди, где находится центр анахата. Старайтесь пробуждать там свое самое высокое и чистое «Я».
Кроме того, хорошо изучите свою психологическую и аурическую территорию, которой вы собираетесь управлять. Присмотритесь к игре ваших мыслей и чувств, к рождению и угасанию волевых импульсов, энергетических флюидов, колебанию аурических волн, состоянию чакр. Отследите внешнюю границу своей ауры и заградительную сеть, ее силу и крепость.
Оцените, насколько согласованы ваши устремления, желания и велика готовность подчиниться собственным приказам.
Если вы разбиты на множество мелких «я», миниатюрных человечков, мелких личностей, каждая из которых, нередко во вред целому, настаивает на реализации своих эгоистических устремлений, то вы не сможете эффективно управлять собой, пока не преодолеете эту множественность, внутреннюю лень, инертность и хаотичность.
Осознайте и постарайтесь увидеть, как хаос, окружающий вас, будет просачиваться сквозь щели и дыры вашей несгармонизированной ауры и соединяться с внутренним хаосом. Изучение себя должно завершиться постепенным преодолением внутренней хаотичности и множественности, которая всегда ослабляет и обесточивает.
В-четвертых, требуется осознать энергетические ресурсы для самоуправления, которые потенциально бесконечны, но на сегодняшний момент мало пробуждены. Чем больше пробуждены эти ресурсы, тем легче вашему Истинному Правителю — сознательному «Я» управлять своей жизнью и внутренним миром.
Чем меньше пробуждены эти ресурсы, тем труднее управлять собой и тем больше требуется энергии на поддержание гармонии и выполнение задуманного.
Иначе говоря, чем больше психической энергии и чем сильнее задействованы скрытые ресурсы, тем больше мощность человека, выше степень его саморегуляции и меньше напряжение при защите от ударов.
Чем меньше психической энергии и слабее задействованы ресурсы организма и психики, тем слабее аура и больше напряжения потребуется для управления собой и отражения нападений.
В-пятых, необходимо увидеть и понять недостатки и слабости саморегуляции. Или человек относится к себе чрезмерно жестко, требовательно, напряженно или же он давно выпустил поводья из рук.
Насколько эффективны и оправданы ваши стратегия и тактика и во всей жизни вообще, и в данной ситуации в частности? Задайте себе эти вопросы и попытайтесь сместить акценты во внутренней работе, если они слишком нарушены.
Трудоголику, живущему со стиснутыми зубами и влачащему вериги непомерных обязанностей, имеет смысл ослабить напряжение, а лентяю, не склонному себя утруждать, полезно мобилизоваться. И в том и в другом случае общую защищенность надо нарастить.
Надо установить в собственном психологическом государстве именно тот тип самоуправления, который лучше всего помогает обрести счастье, стабильность и защиту от неблагоприятных влияний внешней среды.
- Назад
- Вперёд >>