Ступени посвятительной мудрости

В свою очередь, как Аркан — нечто высшее по сравнению с секретом или тайной, так и Мистерия, или Таинство, — нечто высшее по сравнению с Арканом. Таинство — не только “стимулирующий фермент”: это духовное событие, по своей важности сравнимое разве лишь с физическим рождением или смертью; это изменение духовных и психических побуждений в целом, полная перемена сферы (уровня) сознания”.

В. Томберг говорит далее о таинствах церкви, которые предлагает рассматривать с точки зрения герметического христианского эзотеризма. Однако источником такого подхода к христианству была эзотерическая мудрость Древнего Египта, предлагающая человеку путь Солнечного Посвящения, в процессе которого человек должен был умереть для обычной жизни и воскреснуть к жизни духовной, дарующей бессмертие. Вот что писала о древнеегипетских мистериях посвящения в тайное знание Е. П. Блаватская: “После предварительного испытания в Фивах, где неофиту приходилось проходить через многие испытания, называемые “Двенадцатью Мучениями”, ему велели управлять своими страстями и никогда ни на миг не терять мысли о своем Боге. Затем, в качестве символа скитаний неочищенной души, он должен был подниматься по нескольким лестницам и скитаться в темноте в пещере со многими дверьми, которые все были заперты. Когда он прошел страшные испытания, он получал степень Пастофора, вторая и третья степень назывались Неокор и Меланефор. Его вводили в обширный подземный зал, густо заполненный лежащими мумиями, и ставили рядом с гробом, в котором содержалось изуродованное, кровью покрытое тело Осириса. Это был зал, который называли “Вратами смерти”, и, весьма несомненно, что выдержки из “Книги Иова” (XXXVIII, 17) и другие части Библии имеют в виду эту мистерию, когда говорят об этих Вратах. В Х главе мы даем эзотерическое истолкование “Книги Иова”, которое является Поэмой Посвящения par excellence.

“Были ли Врата смерти открыты для тебя? Видел ли ты двери тени смерти?” — спрашивает Господь, то есть Посвящающий, — Иова, намекая на третью степень посвящения.

Когда неофит преодолел ужасы этого испытания, его приводили в “Зал Духов”, чтобы те судили его. Среди правил, которые ему давались, ему приказывалось: “Никогда не желать и не искать мщения; быть всегда готовым помочь брату в опасности, даже рискуя собственной жизнью; хоронить каждое мертвое тело; уважать своих родителей больше всего; уважать старость, защищать тех, кто слабее тебя; и наконец, всегда помнить о смертном часе и воскрешении в новом непреходящем теле”.

Весьма рекомендовались чистота телесная и нравственная, и прелюбодеяние угрожало смертью.

После этого египетский неофит делался Кристофором. На этой ступени ему сообщалось тайное имя ИАО.

Пятой была степень Балахала, и Гор наставлял его по алхимии, причем, “словом” была хемия.

На шестой ступени его обучали круговому танцу жрецов, в котором его наставляли по астрономии, ибо это изображало ход планет.

На седьмой его посвящали в заключительные мистерии.

После последующего испытания в здании, специально для этого построенном, Астроном, как теперь его называли, появлялся из этих тайных залов, называемых Маннерас, и получал крест — Тау, который при его смерти должны были положить ему на грудь. Теперь он был Иерофант”.

Знаменитая формула, известная человечеству со времен Древней Греции — Микрокосмос (человек) есть Макрокосмос (вселенная) — имеет исток также в древнеегипетской традиции, где в устах Гермеса Трисмегиста звучит следующим образом: «То, что находится внизу, аналогично (соответственно) тому, что находится вверху, и то, что находится вверху, аналогично (соответственно) тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи». Арканы как Божественные Принципы не есть нечто внешнее по отношению к человеку. Они являются внешними лишь для неофита, но для того, кто постепенно проникает в глубинные знания, Арканы оживают и становятся реальными ступенями посвящения, каждая из которых все глубже связывает человека и вселенную. Именно потому мисты древности, проходя через разветвленную систему лабиринтов, доходили до помещения (подземной галереи, на стенах которой были изображены Арканы. Созерцая эти символы в течение длительного времени и пытаясь постичь их сущность, ученики постепенно трансформировали себя и становились посвященными.

Вот как выглядело это величественное действо в описании Эдуарда Шюре: «Маг, называемый пастофор (хранитель священных символов), открывал решетку перед посвященным, принимая его с благосклонной улыбкой. Он поздравлял его с благополучным окончанием первого испытания, затем, проходя с ним по галерее, объяснял ему смысл священной живописи. Под каждой из картин виднелись буква и число. Двадцать два символа изображали двадцать две первые тайны (arkanes) и составляли азбуку оккультной науки, т. е. абсолютные принципы, ключи, которые становятся источником мудрости и силы, если приводятся в действие волей.

Эти принципы запечатлевались в памяти благодаря их соответствию с буквами священного языка и с числами, связанными с этими буквами. Каждая буква и каждое число выражают на этом языке троичный закон, имеющий свое отражение в мире божественном, в мире разума и в мире физическом.

Подобно тому, как палец, трогающий струну на лире, заставляя звучать одну ноту в гамме, приводит в колебания и все гармонирующие с нею тона, так и ум, созерцающий свойства числа, и голос, произносящий букву с сознанием всего ее значения, вызывает силу, которая отражается во всех трех мирах».

Приведенная цитата свидетельствует о том, что древние египтяне были убеждены: без постижения священной науки чисел, которое составляло одну из высших ступеней герметического действа, нет посвящения.

Различные традиции называют различное число ступеней Посвящения от семи основных, упоминаемых в трудах Е. П. Блаватской, до девяносто девяти, названных в литературе по масонству. Эзотерический герметизм Арканов, философия которого воссоздается в работе Рудниковой, говорит о двадцати двух ступенях посвящения. Откуда взялось это число, в сумме соответствующее четырем — цифре, глубоко почитаемой разными эзотерическими системами, в том числе и пифагорейской традиции? Само число 22 в египетском герметизме состоит из двух чисел — 10 и 12. Если 10 соответствует Божественным Принципам, по которым замышлена известная нам вселенная, то число 12 относится уже не к Замыслу, а к реализации этого Замысла Творца, то есть к процессу проявления. Размышляя над этими принципами, концентрируясь на идеях, заложенных в них, и проникая в их сущность, человек расширяет свое сознание до масштабов вселенной и меняет себя во всех аспектах — не только в ширь, но и в глубь. Сознание его превращается в зеркало, в котором отражается вся вселенная, а отдельная личность растворяется в океане Божественного и Целого. Каждая ступень Посвящения и, соответственно, аспект Божественной Мудрости представлен в этой работе в своих трех ипостасях (уровнях) — духовно-ментальной, астральной и физической. Книга подробно излагает многочисленные методы внутренней работы человека, идущего по пути восхождения, и содержит в себе разнообразные сведения по истории мировых религий, духовных учений, мистических систем, а также по астрологии и эзотерическому символизму. Она удачно сочетает в себе популярный подход, доступный стиль изложения и в то же время глубину и серьезность рассмотрения самых сложных проблем. Без сомнения, эта книга может быть рекомендована всем читателям, интересующимся не только герметизмом и сокровенной мудростью Древнего Египта, но и духовными исканиями в самом широком смысле этого слова.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой