Мастерство в обучении
Человеческая жизнь, в особенности жизнь современного человека, есть постоянная адаптация к быстро меняющимся условиям на планете.
Скорость глобальных изменений постоянно растет, появляется огромное количество новых проблем, которые надо решать, и новых умений, которым нужно научиться.
Причем подобное обучение должно состояться, как говорится, «без отрыва от производства» и кроме того очень быстро и даже стремительно. Потому возрастает запрос на мастерство обучения.
Это касается и умения правильно реагировать на вызовы экстремальных ситуаций, и умения выживать в условиях катастроф, и умения взаимодействовать с виртуальной реальностью, получая от нее необходимый информационный ресурс, но не отождествляясь с ее негативными сторонами. Всему этому нужно быстро и мастерски обучиться.
Большое количество современной цифровой техники (от компьютеров до различных гаджетов) выпускаются с постоянно усложняющимися функциями, разобраться с наворотами вокруг которых рядовому искателю становится все труднее.
Исследования свидетельствуют, что растет количество людей, особенно среди среднего и старшего возраста, которые в условиях гаджетного бума испытывают острый стресс от сознания невозможности научиться пользоваться современной цифровой техникой. Потому мастерам обучения компьютерным технологиям сегодня платят немалые деньги.
Изменения среды (и природы, и цивилизации) приводят к сильнейшим изменениям человеческой психики и психологии.
Люди делаются все более агрессивными, подверженными стрессам, депрессиям, бездумному гедонизму, социальной и личной апатии.
Добавим сюда такие явления как терроризм, массовая миграция, социальное расслоение, постоянно растущий разрыв доходов богатых и бедных.
Приспособления к подобному человеческому сообществу и при этом не потерять себя сложно даже для обычного массового человека, не говоря уже о человеке творческом и духовно ищущем.
Тем не менее, приспособиться к новой человеческой психологии и отношениям между людьми, обучиться новым технологиям жизни и добиться мастерства в обучении подобным навыкам необходимо для любого человека, если он не хочет оказаться на обочине жизни.
Приспособиться в эволюционном смысле варианте – это вовсе не означает следовать духу пословицы «с волками жить – по волчьи выть», хотя в жестких ситуациях с негативно настроенными людьми вести себя подобным образом наверняка придется и такому позитивному человеку.
Позитивно настроенный человек владеет разными видами общения и способен превращать конфликтную энергетику в мощный стимул самовоспитания и личностного роста.
Непрерывное обучение и самообучение
Наша жизнь – в идеале, это непрерывный тренинг обучения новым умениям и навыкам. Желательно обучение у мастеров в этих дисциплинах, обучение у дилетантов создаст для нас проблемы и обяжет нас к переучиванию.
При этом, основное обучение происходит в первый период жизни. Самым необходимым для жизни умениям ребенок обучается в период от года до трех лет.
Но и в зрелый период нашего существования мы непрерывно чему-нибудь учимся, и это свойство потенциально сохраняется у нас до глубокой старости.
Чем более творческим и способным к саморазвитию оказывается человек, тем дольше он сохраняет способность учиться новому.
Лев Толстой в 80 лет выучил древнегреческий язык, чтобы в подлиннике читать Гомера, и научился ездить на велосипеде.
Однако, это свойство сохраняется далеко не у всех пожилых людей, а только у самых активных, творческих, любознательных, не утративших интереса к жизни.
Сегодня необходимость в обучении новым умениям и навыкам и обретение мастерства в обучении резко выросла.
Это связано с изменившейся эпохой, научно-техническим прогрессом, появлением принципиально новых технологий, которые бывают и очень сложными для большинства людей, и вполне доступными для широких масс.
Вместе с прогрессом и технологиями появились и новые умения, без которых технологии остаются недоступными.
Это умения пользоваться разнообразными системами мобильной связи, компьютером, видео, аудио, фототехникой, цифровыми технологиями.
Для жителей России особую актуальность приобрело умение вести бизнес, пользоваться банковскими услугами, работать с акциями и ПИФами.
Среда, окружающая нас, меняется столь стремительно, что сама способность выжить в ней, не превратившись в аутсайдера или невротика, становится особым умением и технологией жизни. Требуется обрести мастерство в обучении, чтобы справиться с нагрузками жизни.
Потому среди самых разных направлений психологии на Западе особую популярность обрел бихевиоризм, изучающий человеческое поведение и работающий над проблемами эффективного и быстрого мастерского обучения человека новым умениям и навыкам.
На сегодняшний момент существует множество самых разнообразных теорий и практических систем обучения.
Жизнь показывает, что по-настоящему эти системы работают только в том случае, если у человека есть способности и желание обучаться тем или иным навыкам.
Потому любая система обучения работает только в том случае, если она помогает человеку вытащить из себя дремлющие способности и таланты. Но подобный подход требует мастерства в обучении, правильного выбора тех, кто будет обучать и активной мотивации у того, кто учится.
Научение любому навыку, к которому человек изначально предрасположен, происходит в данном случае намного быстрее.
Можно сказать так: талант к тому или иному ремеслу всегда предполагает легкость обучения этому занятию.
Вспомним Моцарта, который легко музицировал уже в четыре года. Но писатели Гончаров и О. Генри начали заниматься свои ремеслом после сорока лет. И они также быстро научились писать на высоком уровне.
На протяжении всей истории человечества, в разных культурах существовали системы обучения самым разным умениям, ремеслам, искусствам, традициям.
Эти системы были гарантами мастерского обучения. Сама среда, в которой находился обучающийся человек была организована так, что обучение проходило мастерски, незаметно и прочно.
Именно так выучивали иностранные языки дети дворян, которые в понедельник говорили с гувернерами и родителями на английском, во вторник на французском, в среду на немецком, в четверг на итальянском языках.
Ремесленники, врачи, воины, художники, музыканты, строители прошлого объединялись в сообщества, хранившие и приумножавшие профессиональные секреты.
Тайны мастерства в обучении передавались из поколения к поколению, от отца к сыну.
Секрет успешного мастерского обучения состоял не только в высоком личном мастерстве и профессионализме наставника, но и в методе передачи знания.
Важна была не только теория, но, главным образом, практика. Не логические доказательства, но непосредственная демонстрация мастерства, научение личным примером.
Именно личный пример издревле считался наилучшим методом обучения во всех областях.
Среди мастеров, передающих умения, встречаются и узкие специалисты, виртуозно владеющие какой-то одной профессией, и универсальные мастера, которые в совершенстве умели делать сотни вещей.
Одним из наиболее ярких примеров этого рода был русский мистик и духовный мастер ХХ века, основатель волевой традиции саморазвития под названием «Четвертый путь», Георгий Иванович Гурджиев¸человек обретший выдающееся мастерство в обучении и самообучении новым навыкам и умениям.
Он, по свидетельству современников, в совершенстве владел более ста специальностями.
К зрелому возрасту Гурджиев настолько натренировался в обучении самым разным профессиям, что ему было достаточно 15-20 минут просто пристально понаблюдать работу любого мастера, чтобы с помощью своей способности к мастерскому обучению вобрать в себя весь алгоритм его ремесла.
И все эти отдельные навыки Гурджиев интегрировал в одно главное жизненное мастерство - ежесекундную внутреннюю работу по пробуждению собственного сознания и достижению непрерывного бодрствования.
Эта внутренняя работа или внутреннее делание, полное целей и сверхцелей, как сказали бы древние алхимики, сделала Гурджиева одним из самых глубоких духовных мастеров нового времени.
Когда ученики задали ему вопрос, чем объяснить его незаурядные достижения и успехи, он ответил: «Я всегда что-то делал!».
Некоторые теории мастерского научения человека новым навыкам исходят из того, что невозможно внедрить в сознание никакие алгоритмы и натаскать обучающегося любым умениям, если они не заложены в нашей психике Великой Природой на глубинном уровне.
Еще Платон, предваряя все эти теории, 2500 лет назад сказал: «Знание есть воспоминание».
В ХХ веке знаменитый американский лингвист и нейрофизиолог Натан Хомский доказал, что язык, которому мы научаемся в детстве, является не внешним навыком, но внутренней умственной программой или свойством человека, встроенным непосредственно в глубинные структуры мозга и активизирующимся при общении с родителями в ранние годы.
Отталкиваясь от аналогии с языком, можно сказать, что мы уже изначально от природы обладаем множеством навыков и умений, но просто не включили их как некую программу в собственное поведение.
Тот, кто сумел научиться чему-то всерьез и надолго, затем просто вспоминает эти навыки, внешне повторяя действия обучавшего его мастера.
Сочетание правильного натаскивания, основанного на повторении, запоминании и усвоении, и пробуждения глубинной памяти – наилучшая стратегия ученика, желающего стать суперспециалистом в любом деле и проявление мастерства в обучении и самообучении. Именно это сочетание может идеальным образом подготовить для вас реальное изменение себя.
Сформулируем задачу в сфере обучения и самообучения более четко:
при каких психологических и интеллектуальных проблемах рекомендуются психотехники и упражнения, направленные на развитие способностей к успешному обучению новым умениям и секретам жизненного мастерства? Наверное это такие проблемы и сложности, как:
· затруднения, возникающие при необходимости быстро научиться любым новым умениям;
· быстрое забывание освоенных навыков;
· отсутствие системности в овладении новыми умениями и специальностями;
· слабая мотивация учиться новому и необходимому;
· неспособность по-настоящему полюбить какое-либо умение или ремесло и стать в нем мастером.