Философы об интуиции. История темы интуиции в человеческой мысли.
C древнейших времен мыслители, философы, мудрецы видели, что существуют две основные формы познания - интеллектуальная, опосредованная логикой и разложением предмета исследования на элементы и непосредственная, позволяющая проникнуть в суть вещей напрямую.
На эту тему было сломлено множество копий и тема интуиции была исследована самыми лучшими умами мира. Когда сегодня психологи, в особенности американские, много сделавшие для исследования практической интуиции начинают говорить на эту тему как первооткрыватели, они мягко говоря ошибаются. Философия заглянула в это свойство человеческого сознания на 2500 лет раньше, чем те кто пытается использовать исследования по интуиции для лучшей продажи товаров. Было бы несправедливо забывать о предшественниках.
Философы об интуиции говорили и на Востоке, и на Западе.
Восточная философия уделяла интуитивному знанию большое место.
Об интуитивном, то есть прямом и непосредственном знании истины говорили йога, веданта, даосизм, буддизм, суфизм.
Поскольку восточных мудрецов интересовал не столько феноменальный мир, сколько Абсолют и его познание к интуиции они подходили инструментально, видя в ней силу, позволяющую слиться с Единым Божественным Началом.
Даосы отрицали поверхностное рациональное знание, но в то же время воспевали"незнание", то есть прямое интуитивное видение сути вещей.
Наиболее полно в восточной философии темой интуиции занимался суфизм. Ибн Араби говорил о том, что существуют три вида познания: рациональное, проявляющееся в логике и служащее для познания мира, интуитивное, позволяющее познать суть вещей и мистическое, ведущее к познанию Абсолюта.
Сухраварди, выдвинувший идею мгновенного светового озарения считал, что именно оно позволяет воспринимать мир и Бога очень точно и во всей глубине.
Такая интуиция не развивается ни из чувственного, ни из логического начала, а рождается в непосредственном соединении субъекта и объекта, человека и мира, индивидуального сознания и Творца.
Об истинности мгновенного интуитивного познания говорил дзен-буддизм.
Само слово «интуиция» имеет латинское происхождение и буквально означает «созерцание», «проникновение внутрь», способность постигать суть вещей сразу без включения логики и просчета вариантов.
Термин «интуиция» был введен в оборот в V веке н.э. древнеримским философом Боэцием и буквально означал тогда «всматривание»; «мгновенное постижение», «проникновение в глубину».
Боэций перевел на латынь древнегреческий термин.
Ирония судьбы заключалась в том, что Боэций или «последний римлянин», состоящий на службе династии Теодорихов, варварских племен, принявших христианство и завоевавших власть в Римской империи, не смог включить свою интуицию для спасения собственной жизни, был обвинен в заговоре против власти и казнен.
Но еще до Боэция в античной философии различали два вида познания – интуитивное и логическое.
Философы об интуиции написали множество книг.
Платон утверждал, что идеи могут быть познаны без рассуждений, непосредственно.
Аристотель говорил о чувственном познании, близком к тому, что позднее называлось интуицией.
Аристотель также признавал интуицию, но считал ее недостаточной для достоверного познания, поскольку подлинное представление о мире и природе вещей формируется по мнению античного философа под влиянием опыта чувственного познания мира и дедуктивных обобщений.
Затем неоплатонические философы Филон Александрийский, Прокл, Плотин разделили на уровне терминов познание, строящееся с помощью логических умозаключений от одного выводы к другому и мгновенное постижение сути вещей.
В дальнейшем термин интуиция вошел в западную философию после того как немецкий монах Вильгельм из Мербеке повторил перевод трудов Боэция, а Кристиан Вольф стал употреблять слово «Anshaung».
Философы об интуиции написали целый ряд книг, только не все они одинаково смотрели на предмет.
Иммануил Кант, утверждавший, что феномены (внешняя стороны явлений) познаются логикой, а нумены (их глубинная суть) постигаются мгновенным проникновением внутрь вещей для обозначения этого таинственного процесса применял этот же термин.
До Канта к теме интуитивного вида познания подходили многие западные мыслители.
В Средние века попытки понять и объяснить механизм работы интуиции предпринимали Фома Аквинский, считавший, что интуитивное познание предшествует логическому.
Согласно Оккаму существует несложно познание, получаемое при непосредственном восприятии предметов, явлений и процессов и сложное познание, формирующее понятия.
Интуицию он связывает с несложным познанием, при котором очевидные вещи принимаются без логических доказательств.
Позднее немецкие, мистически настроенные философы Экхарт Мейстер и Яков Беме продолжили линию неоплатонизма и обозначали важную роль интуитивного знания, соединяющего субъект и объект в единое целое. Позднее об интуиции говорили Николай Кузанский и Фридрих Шеллинг.
Френсис Бэкон, гениальный английский философ, которого целый род литературоведов считает истинным автором произведений Шекспира, много говорил о воображении и так называемом интуитивном методе мышления, который предполагал выведение теоретических положений науки из опыта.
И хотя Бэкон, не употреблял термина «интуиция», его подход к исследованию природы разума, повлиял на взгляды французского философа Рене Декарта, который начал употреблять этот термин для обозначения новых, несводимых к логике форм познания, хотя и неразрывно связанных с логикой.
Интуиция по Декарту – это набор неких предельно ясных исходных аксиом, без которых здание теоретических положений разрушится как карточный домик.
Только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводится самые сокровенные истины», - утверждал Декарт, пытаясь доказать, что все врожденные идеи глубоко интуитивны по своей природе.
Главная врожденная идея, обладающая наиболее интуитивной истинностью, выражена в знаменитом афоризме Декарта: Cogioergosum» (Мыслю, следовательно, существую»).
Она, с его точки зрения, постигается не путем логики, а путем интуиции.
Философы об интуиции размышляли всегда – и до Декарта, и после него.
Идеи Декарта подхватил и предложил развивать крупнейший голландский мыслитель Бенедикт Спиноза, который увидел в интуиции «фундамент рассуждения», приводящий к точному результату в познании.
Он видел в интуиции высший интеллектуальный процесс, суть которого в ускоренном умозаключении, приводящем к достоверному познанию истины.
Немецкий философ Гофрид Лейбниц рассматривал интуицию не как врожденное изначальное ощущение истины, а как результат длительной предшествующей работы ума, устремленного к познанию.
По сути дела философ говорит о «рациональной интуиции», где догадка неотделима от логики.
Философы – специалисты, придававшие большое значение к сфере чувств для познания мира полагали, что источником интуиции может быть только чувственный опыт человека.
Чем ближе к нашему времени, тем чаще философы говорили об интуиции как о способности различения истины об заблуждения.
Так думал английский философ Джон Локк, предлагавший проверять с помощью интуитивного созерцания истинность или неистинность идей, добываемых им в процессе познания.
Иоганн Готлиб Фихте говорил об интеллектуальной интуиции как о способности сознания различать «Я» от «Не-Я» с помощью созерцания, организованного по определенным законам.
Когда мы включаем интуицию, направленную на любой объект внешенего мира, наше Я сливается с ним.
В отличие от других философов идеалистов, созерцание которых оторвано от реального мира Фихте видел в интуиции не только средство познания мыслителем самого себя, но и метод познания мира в процессе активного действия.
Величайший немецкий философ Вильгельм Фридрих Гегель, обладавший невероятно мощным интеллектом, не создал какого-то особого учения об интуиции, но считал, что интеллект по сути обслуживает ее.
Артур Шопенгауэр разделял чувственную, поверхностную интуицию и интуицию интеллектуальную или «магнетическую», представляющую собой «второе зрение» к высшей форме познания истины.
Шопенгауэр, всю свою жизнь полемизировавший с рационализмом Гегеля положил основание интуитивному направлению в философии.
Философы об интуиции писали порой противоречивые вещи. Кто-то выводил ее из интеллекта, но другие видели в интуиции проявления сознания, созерцающего суть вещей.
Но главными интуитивистами в немецкой философии конечно были романтики. Романтики утверждали абсолютный примат интуиции над разумом.
Шеллинг называл «ублюдочной» любую философскую систему, которая не опирается на чувства, фантазию и творческую интуицию, в которой он видит «аристократизм духа».
Но наиболее подробно понятие интуиция разработано в философии французского мыслителя Анри Бергсона, у которого есть целые книги по философии интуиции.
Он считал, что интуиция лежит за пределами разума и не нуждается в его помощи.
Реальность, которую мы познаем, находится в непрерывном движении и ее можно постичь только с помощью «интуитивной изменчивости».
Движение мысли, направленной от одного логического вывода к другому должно сменить свой вектор в диаметрально противоположную сторону.
Философы под интуицией понимали более высокую часть сознания, которое управляет интеллектом и при необходимости способное от него отделяться.
Потому человек, претендующий быть мыслителем, должен овладеть интуицией и освободиться от пут интеллекта.
Открытия, сделанные человеком с помощью интуиции, погибают, стоит только проверять их, используя интеллект.
Рассматривая «психобиологическую» эволюцию человека Бергсон заявляет, что основанием интуиции является инстинкт, которому она носит врожденный, а значит истинный характер.
В то же самое время основанием интеллекта является сознание, следовательно он приобретается в ходе жизни человека.
Бергсон определяет философию интуиции как науку о глубинном познании сути вещей и под самой интуицией понимает особое умение человека «видеть целое раньше его частей».
Предвосхищая работу интеллекта, интуиция позволяет ему закрепить в словах и логике, добытых истинах и знаниях.
Мыслитель сравнивает это «добывание целого» с помощью целостного интуитивного акта с получением крупной монеты, по сравнению с которой все вторичные истины, открытые рассудком можно сравнить с мелочью, на которую можно разменять эту монету.
Человек включает в себя интуицию «особым усилием», которое помогает ему сжать все данные чувств об интересующем его явлении в единое состояние.
Бергсон считал, что как только человек предпочел свободному познанию мира практическую пользу и выгоду на первое место во всех его познавательных процессах на первое место высший рассудок, угасивший интуицию как лампу.
Однако тот, кто стремится к творчеству, должен подобно художнику опираться на полоски смутных представлений», которые и есть интуиция, которая на глубинном уровне организует работу интеллекта.
Об интуиции и о философии интуиции много говорил Фридрих Ницше, ставивший ее намного выше интеллекта и рассматривавший ее как важнейший фактор бытия наряду с волей и власти и стремлением к абсолютному совершенству во имя преодоления «человеческого, слишком человеческого» начала.
Ницшеанский Сверхчеловек – это существо, чья интуиция многократно превосходит рассудок, устремленный к поиску земных выход.
Интуиция настраивает рассудок на поиск более высоких целей и провидит путь по горной дороге самопознания, по которой философ направил своего Заратустру.
Тема философии интуиции постоянно звучала в творчестве таких выдающихся философов, как Эдмонд Гуссерль («непосредственное созерцание сущности»), Мартин Хайдеггер, видевший в интуиции способ прямого совершенного понимания глубинных основ бытия, и неопозитивисты – Рудольф Карнап и Карл Поппер.
Интересны попытки понять феномен интуиции западными учеными, прежде всего математиками и физиками.
Для математиков, стремившихся к максимальной строгости и логичности своих построений в проблеме интуиции важнее всего было понимание того, как соотносятся между собой термины и аксиомы.
Стоявший у истоков современной науки, живший в Новое время великий мыслитель Блез Паскаль, сформулировал свое понимание этой проблемы в следующей формуле: «Теоремы доказуются, а аксиомы познаются сердцем.
Немецкий математик – метафизик Герман Вейль продолжил мысль Паскаля, утверждая, что все теоремы т выводы опираются на «математическую первоинтуицию», которая первична по отношению к разуму и логике.
Огромную роль интуиции в научной деятельности признавали Нильс Бор («Достаточно ли эта теория безумна, чтобы быть истиной») и Вернер Гейзенберг.
Целую философию научной интуиции построил Альберт Эйнштейн.
Убежденный, что именно «сумасшедшие идеи» могут привести к великим , ученый считал, что их источником является физическая интуиция».
А для проникновения в глубины познания мира требуется логический анализ, в основе которой лежит «математическая интуиция» и экспериментальная проверка, где требуется особая «экспериментальная интуиция.
Само открытие теории относительности было осуществлено под действием двух мощных психологических факторов – интуиции и воображения.
Научное прозрение посетило ученого в момент, когда он представил, что летит на солнечном луче со скоростью света.
Если обобщить подходы самых разных западных философов – интуитивистов, то одни из них считали, что интуиция – это некий чистый канал познания, который абсолютно свободен от влияния чувств и фантазий.
Другие были убеждены, что чувства, воображение и пережитый опыт человека может стимулировать включение интуиции.
В русской философии понятие интуиции имело более счастливую судьбу.
Поскольку русская традиция философствования кардинально отличалась от немецкой традиции с ее склонностью создавать стройные, глубоко обоснованные, логически выверенные системы, и в своем вольномыслии была близка к художественной литературе, она просто по определению не могла относится к интуиции плохо.
И Ломоносов, и Владимир Соловьев, и Лев Карсавин и Николай Лосский (автор специальной книги, специально посвященной теме интуиции) и Борис Вышеславцев, и Николай Бердяев, и Иван Ильин, - все они признавали выдающуюся роль интуиции в познании мира.
Павел Флоренский считал, что интуиция есть одна из двух важнейших оснований человеческого разума, в котором присутствуют два противостоящих друг другу начала: конечность (дискурсивность, рациональность) и бесконечность (интуитивность).
Познание истины есть примирение этих двух начал, разума и интуиции.
Позднее о важнейшей философской роли интуиции говорили и Алексей Лосев, и Михаил Бахтин, и Мераб Мамардашвили, и Александр Пятигорский, и Эвальд Ильенков и другие крупные философы ХХ века.
В середине предыдущего столетия интуиция стала предметом научного изучения.
Ее вдоль и поперек исследовали психологи, нейрофизиологи, социологи, экономисты, маркетологи, специалисты по поведенческим финансам. Философы об интуиции в XXвеке так же писали множество работ, причем В ЭТИХ исследованиях все отчетливее прослеживались прикладные подходы.
Психологов же интересовало все что запускает интуицию, а также тренировка умений применять ее в разных сферах жизни.
Нейрофизиологи пытались найти участки мозга и мозговые механизмы, ответственные за интуитивные процессы, изучали явления межполушарной асимметрии и роль правого полушария в обеспечении работы интуиции.
Социологов и специалистов по поведению групп людей, включая и область поведенческих финансов интересовало, каким образом группы людей влияют на работу индивидуальной интуиции.
Методологов и исследователей роли интуиции в сфере изобретательства и науки волновал вопрос участия интуитивной части сознания в научных открытиях.
Карл Густав Юнг вообще считал, что интуиция является одной из базовых характеристик личности наряду с экстраверстностью и интравертностью.
Согласно Юнгу существует синхронизм- “совпадение причинно независимых и несвязанных событий, а также веру в то, что одновременность выходит за пределы простого совпадения”. Интуиция позволяет улавливать связь напрямую несвязанных явлений, что помогает познанию мира и человека.
Ричард Спери сделал открытие, удостоенное Нобелевской премии за свои исследования мозга и выявление связи больших полушарий с характером познавательной активности человека.
Известный американский экономист Фрэнк Найт, считающийся первооткрывателем проблемы неопределенности в экономическом и финансовом поведении человека, в своей книге «Риск, неопределенность и прибыль, утверждал, что человек действует и принимает экономическое решение не только под влиянием своих логических умозаключений, сколько на основе интуиции, действующей вне размышлений.»
Историк науки и профессор физики Томас Кун в своей нашумевшей книге «Структура научных революций» соединил понятие «интуиции» с понятием «прошлый опыт» и ввел в научный оборот новое понятие «неявное знание», включавшее в себя интуитивные процессы.
Эти шаги Куна были продолжены американским социологом Рондаллом Коллинзом, заявившем, что «идея полной и строгой формализации и измерение всего и вся в научной теории – химера» и что в каких-то пунктах теории всегда обнаруживаются неформальные понятия и интуитивные скачки мысли».
Коллинз был убежден, что интуиция помогает выдвинуть научные гипотезы, а функцию их доказательства берет на себя интеллект.
Он также говорил о «неявно выраженном знании», которое помогает постичь истину не хуже знания явного и формализованного, только делает это другим способом мгновенного, скачкообразного проникновения в суть вещей.
Небезинтересна теория Курдюмова, считавшего, что интуиция основана на феномене самодостраивания картины мира у субъекта, познающего разные объекты и создающего целостный образ мира, причем этой игрой сознания управляет его величество Случай.
В самые последние годы тема философии интуиции с новой силой зазвучала в психологии бизнеса.
Отчасти это связано с тем, что наиболее выдающиеся представители бизнеса, такие как Билл Гейтс, Тед Тернер, Стив Джобс, Ричард Бренсон, сами объяснили свой успех не только работоспособностью и везением, но и включением фактора интуиции.
Отчасти внимание к практической интуиции было обусловлено тем, что многочисленные исследования показали - не менее 85% решений, принимаемых в бизнесе, осуществляются не столько благодаря логике и бизнесовым знаниям сколько благодаря интуиции.
Спектр подобных решений оказывается весьма значительным.
Он касается и выбора направления в бизнесе, и успеха предстоящей сделки, и всего комплекса кадровых и партнерских вопросов и взаимоотношений, и определения тенденций рынка, а значит и маркетинговых стратегий, и поиска креативных идей, и проблемы лидерства в бизнесе, и вектора саморазвития.
Потому коучи, тренеры, работающие с бизнесом – написали множество замечательных книг на тему философии интуиции, практики ее развития, секретов правильного применения этого важнейшего свойства сознания.
Среди бестселлеров, привлекших внимание к проблеме интуиции следует назвать книги Герберта Саймона «Административное поведение», где изложена концепция «ограниченной рациональности», Дэвид Майерс «Интуиция. Возможности и опасности», исследующая проблему надежности интуиции, Юджин Сэдлер-Смит «Интуиция и мозг. Как эффективно использовать силу шестого чувства», описывающая сложные отношения между интуицией и рассудком.
Интересна работа Линна Робинсон «Доверяй своей интуиции. Как развить профессиональное чутье в бизнесе», содержащая подробную информацию о том, как принять правильное решение в условиях дефицита времени, привлекает потенциал интуиции.
Малькольм Гладуэл «Мгновение: мыслить не думая», посвященная теме мгновенного озарения, Джон Нейсбит «Мегатренды», в которой говорится о том, как улавливать глобальные тенденции в мире и в бизнесе, опираясь на интуитивное мышление, Джуди Нил «Как принять решение, когда разум бессилен.
Мистический инсайт в современном бизнесе, где проводится интересная параллель между мышлением руководителей бизнеса и практикой шаманов. Клэйн «Интуиция на работе», описывающая комплекс проблем, связанных с применением интуиции в труде менеджера.
Изучением темы практической интуиции в разных сферах жизни и разработку методов развития интуитивных способностей много лет занимался и я.
Одна из моих книг «14 уроков по развитию интуиции. Узнай свое будущее» посвящена практике интуиции в самых разных сферах жизни – любви, общении, бизнесе, творчестве, личностном и духовном росте.
В двух других книгах – «В поисках безмолвия: практика медитации и расширения сознания» и «Безмолвие и просветление: психология внутренней работы» я касаюсь темы пробуждения интуиции с помощью медитативной практики.
В книге «Будь в контакте! Азы эффективного общения» я посвящаю несколько глав теме коммуникативной интуиции.
И, наконец, в книге «Достижение цели. Квантовый подход описывается природа целевой интуиции и философия интуиции, позволяющая достичь самых сложных жизненных целей, которые мы ставим перед собой.
Каждое из предлагаемых в этих книгах упражнений проверено в ходе моей многолетней работы с людьми на консультациях, сессиях коучинга и тренингах по развитию интуиции.
За свою жизнь мне пришлось провести множество открытых и корпоративных тренингов, направленных на пробуждение и развитие интуиции.
Один из таких тренингов под названием «Предвидение и формирование будущего» в масштабе региона мне десять лет назад пришлось провести с командой представителя президента России в Приволжском федеральном округе.
На примере этого тренинга мне очень понравилось, что управленческая элита страны понимает важность интуитивного фактора, к которому многие рационалисты от власти и от науки до сих пор относятся скептически.
Это вселяет надежду, что будущее России до сих пор еще не преодолевшей кризис 90-хгодов имеет хорошие перспективы.
Мы живем в очень сложную эпоху, в которой преобладают рациональные подходы к решению любых проблем.
На каждого человека обрушивается огромный поток информации, большей частью ненужной и вредной.
Множество сложных задач, которые приходится ежедневно решать современному человеку, все более убыстряющийся темп жизни и неизбежная суета превращает людей в рабов беспокойного интеллекта, неспособного найти выход из лабиринта жизни.
И, конечно, в этой ситуации возрастает роль интуиции, которая может помочь человеку увидеть свой путь, познать неизбежное, заглянуть в будущее.
Мы приближаемся к своего рода психозойской эре, когда вопросы практической психологии будут выходить на первое место общественного интереса.
Если до ХХ века об интуиции философствовали и спорили, в ХХ столетии ее ввели в научный оборот и начали всерьез изучать, что в ХХI веке интуицию начнут развивать практически.
Вопрос философии интуиции и практической психологии, развивающей навыки интуиции будет поставлен во главу угла в саморазвитии и бизнесе.
Постарайтесь не отставать от этой мировой тенденции, начните тренировать собственную интуитивность и вы станете на путь, постепенно приближающий вас к состоянию гармонии и совершенства.