Тренировка внимания. Упражнение для концентрации внимания
Когда речь идёт о медитации, в подавляющем большинстве случаев её связывают с концентрацией внимания на каком-либо объекте. Йог, сидящий в позе лотоса и сосредоточившийся на точке в межбровье — зримый символ подобных представлений о медитации. Но те, кто практикуют медитацию более серьёзно, знают, что она отнюдь не сводится к концентрации, и что многие её разновидности предполагают наоборот деконцентрацию, своего рода управляемое рассеяние внимания. Что же такое внимание по своей глубинной сути?
Прежде всего, оно представляет собой наиболее активную часть сознания, движимую либо интересом к любому объекту, попавшему в его фокус, либо жизненной необходимостью, требующей напряжения воли. Один из наилучших символов самой способности человеческого внимания — луч прожектора, выхватывающий из темноты внешнего мира или бессознательного предметы и образы. У нетренированного и непросветлённого человека этот луч или световое пятно перемещаются хаотично и беспорядочно. Он просто неспособен задержать луч внимания на одной цели надолго, и оно прыгает с места на место без всякой логики и смысла. Когда он на чём-то пытается сконцентрироваться, его сосредоточение оказывается очень коротким и неглубоким. Если же он пытается удержать внимание на нескольких объектах сразу или распределить его по очереди, то ему не удаётся сделать это качественно и успешно прежде всего потому, что не хватает энергии.
Психологическая и духовная эволюция человека может происходить по многим направлениям, но одно из них — это совершенствование внимания. Йог, посвящённый или просто выдающийся человек отличается от профана по умению концентрироваться и управлять своим вниманием, по способности длительно удерживать внимание на любой цели или объекте, по объёму внимания, который может быть весьма значительным. Не зря великие люди удивляли своих современников способностью одновременно вести два разговора, как Юлий Цезарь, диктовать несколько писем, как кардинал Ришелье или Наполеон, писать правой и левой рукой два письма различного содержания на разных языках, как граф Сен-Жермен. Как утверждают эзотерические учения, последний был не просто светским человеком выдающихся способностей, но реальным посвящённым, умеющим творить и куда более внушительные чудеса.
Но главным чудом, творить которое во власти настоящего посвящённого или йога, является чудо его расширенного сознания, которое способно пребывать одновременно в нескольких реальностях или замечать огромное количество внешних предметов или внутренних процессов. По свидетельству древней традиции Гаутама Будда мог одновременно наблюдать десять тысяч мыслей, проносящихся в его сознании. Потому просветлённый человек — это тот, кто полностью владеет своим вниманием и может, с одной стороны, осознавать самые мельчайшие явления, процессы и влияния этого мира, а с другой стороны проникает сознанием в тончайшие духовные сферы бытия и внимательно фиксирует всё, что с ним происходит.
Безмолвие — это ни в коем случае не рассеянная прострация невнимательного человека. Если сравнивать состояние сознания рассеянного с улицы Бассейной, романтика и волевую собранность разведчика, то именно последний при условии серьёзных стараний имеет куда более серьёзный шанс приблизиться к просветлению. Однако собранность медитирующего йога не тождественна самоконтролю разведчика, внимательного к внешнему миру и поверхностным психическим реакциям, но совершенно индифферентного к внутренним духовным глубинам. Внимательность йога — это его бдительное всматривание во все оттенки душевных движений и психоэнергетических состояний, способное уловить самые далёкие и тонкие сигналы из беспредельной галактики собственного духа.
Если вы хотите приблизиться к безмолвию, вы должны, с одной стороны, научиться собирать и подолгу удерживать своё внимание в одной единственной точке (лучше, если вы будете помещать её в середине груди), а с другой стороны, овладеть искусством рассредоточивать внимание во все сферы бытия и направления пространства, формируя у себя ощущение, что вы присутствуете везде. Умение концентрироваться и деконцентрироваться в один миг — величайшее искусство. Тот, кто освоил его, станет счастливейшим из смертных, точнее говоря, из бессмертных, потому что внимание, направленное на все ипостаси и сферы бытия постепенно уходит из зоны влияния сил разрушения и смерти, но постепенно осваивает новые сферы бессмертного духа.
Что первично — концентрация или расширение сознания? Глубоко убеждён, что это параллельные процессы, происходящие одновременно и как бы в разных плоскостях. Просветление — это соединение двух тончайших процессов, слитых в единое переживание. Но начинать путь овладения собой и приближения к безмолвию нужно всё же с точечной концентрации. Научившись делать это и конденсировать в самом себе мощную энергию, высвобождающуюся в процессе концентрации, вы сможете легче её рассеять и расширить своё внимание. Существует множество прекрасных упражнений по тренировке внимания, заостряющих ум, главный секрет пользы которых заключается в том, что их нужно регулярно делать. Приведём некоторые из них.
Концентрация на точке
Нарисуйте в центре белого листа жирную чёрную точку, повесьте лист на стене в нескольких метрах от себя и сосредоточьте на ней своё внимание. Пусть несколько минут эта точка станет для вас всем на свете. Гоните от себя все другие мысли и думайте только о ней. Это не значит, что вы должны думать о ней в словах, словесных конструкциях и предложениях. Думайте о ней без слов и безмолвно, стараясь ни на секунду не отводить от неё своего бдительного внимания.
Выработка немигающего взгляда
Слегка видоизмените упражнение. Сосредоточьте своё внимание на точке, но добавьте к концентрации немигающий волевой взгляд. Старайтесь избежать любых движений глазами. Ваши глаза должны застыть и как бы остекленеть. Попытайтесь соединить безмолвие, остановку мыслей и неподвижное положение глаз, смотрящих на точку. При возникновении посторонних мыслей убирайте их мягким волевым усилием и возвращайтесь к сосредоточенному смотрению. Добейтесь отчётливого ощущения, что вы, ваш взгляд и точка есть единая целостная реальность.
Проникновение сквозь точку
Продолжайте смотреть на точку, но старайтесь проникать своим вниманием в реальность, находящуюся за этой точкой, так сказать, по ту сторону мира. Держите взгляд и собранное воедино внимание как можно дольше. Пусть ни одна мысль не заставит шелохнуться ваше внимание, которое должно быть заострённым, словно игла, проходящая сквозь точку. Перенесите внимание в это «зазеркальное» пространство и удерживайте до тех пор, пока не почувствуете, что вы владеете своим вниманием, а не посторонними мыслями.
Перенос точки внутрь себя
После того как вы научились управлять своим вниманием, концентрируясь на точке вне себя, закройте глаза и мысленно перенесите эту точку в середину груди. После этого замените цвет этой точки с чёрного на белый. Сконцентрируйте внимание только на этой точке, пусть она на какое-то время вместит в себя весь мир. По мере концентрации вы можете почувствовать, что эта точка становится всё более тёплой, даже горячей, излучающей свет и вызывающей радость. Чувство радости может служить дополнительной силой, словно магнит, помогающий удерживать ваше внимание на этой точке. Если хотите, чтобы ваша концентрация была лёгкой, естественной и успешной, не давите на эту точку вашей волей слишком сильно, иначе вам станет дискомфортно.
Вхождение внутрь точки
Когда установите с точкой отношения естественной концентрации и почувствуете, что можете удерживать на ней внимание сколь угодно долго, постарайтесь мысленно приблизиться к ней и войти в неё. Делайте это предельно мягко, потому что в противном случае точка может начать двигаться в вашем внутреннем пространстве и ускользнуть от вас, а ваше пребывание внутри неё будет дискомфортным. Заострите ваше внимание, словно иглу, постарайтесь сжать ощущение своего сознания до мельчайших размеров, почувствуйте, что ваше «я» и «я» точки — единое целое. Удерживайте ваше внимание в сжатом состоянии внутри точки сколь угодно долго. Помните в то же время, что процесс точечной концентрации должен доставлять вам удовольствие.
Дыхание сквозь точку
Когда ваше внимание научится подолгу концентрироваться на внутренней точке в середине груди, вы можете начать мысленно дышать через неё, как бы оживляя её. Дыхание должно стать тонким и незаметным, едва пульсирующим. Вначале вам нужно будет прилагать большие усилия, чтобы дыхание было осознанным, а сознание непрерывным, но затем вы найдёте свой ритм и на какое-то время станете живой дышащей точкой. Главное — возвращайтесь к осознанному памятованию, что вы — дышащая точка и гоните все прочие мысли.
Увеличение энергии внимания
Когда почувствуете, что внимание истощается, тогда зарядите его дополнительной жизненной силой. Подключите к участку сознания, подпитывающего внимание, энергию дыхания. Подышите мысленно через это место, представляя как жизненная сила укрепляет «мускулы» внимания и омывает сознание. Можете пустить энергию дыхания, словно воду, на объект своего сосредоточения. Этот метод, если его правильно понять и использовать, очень хорошо помогает в продлении энергии внимания.
Заострение точки ума
Внимательно пронаблюдайте за своим умом. Вы увидите, что у него отсутствует чёткая форма и с точки зрения пространственного расположения он представляет собой размытое пятно внимания, находящееся в голове. Попытайтесь сузить объём ума до точки. Лучше поместить эту точку в область межбровья. Для того чтобы ярче представить этот процесс в образной форме, полезно вспомнить указание книг Агни Йоги: «Прошу заострить мысль, как меч». Можете вообразить, что ваш ум — это меч, который разрубает проблемы и проникает в сферу неизвестного. Старайтесь не просто мыслить об этом чисто метафорически и ассоциативно, а реально представлять ум в виде тонкого меча с проникающей способностью. После этого пробуйте мысленно заострить кончик этого умственного меча, стараясь сделать это осознанное ощущение постоянным. Стремитесь к тому, чтобы ум был собранным в точку, сознание ясным и бодрым, и подобное состояние сделалось для вас естественным и непрерывным. Даже если потом вам потребуется расширить сознание, точечная собранность ума очень хорошо поможет это сделать. Помните, что это — одна из самых сложных практик, но со временем она даёт свои прекрасные плоды.
Открытие внутри точки нового пространства
Длительное пребывание внутри точки даёт свой результат, и вы постепенно откроете новое глубинное пространство в области точечной сжатости. Ваш внутренний сосредоточенный мир начнёт раздвигаться и вы ощутите, что точка — это всего лишь вход в новое измерение с богатым пространством и насыщенным энергетическим полем, соприкосновение с которым даёт множество переживаний. Позвольте этому пространству проявиться в вашем сознании, войдите в него и наполните всё своё существо его силой.
Восприятие точки как звучащей ноты
Теперь видоизмените концентрацию. Старайтесь не столько увидеть точку и сосредоточиться на ней зрительно, сколько услышать её как некий звук. Вначале это упражнение может показаться искусственным, идущим от ума методом, но если вы будете упорны в сосредоточении, то вы постепенно начнёте слышать звуковые вибрации, порождённые точкой и даже воспринимать их всем существом, то есть сознанием и телом, объединёнными в единое целое. Причём эта вибрация начнёт преображать вас, вылепливая из вашей множественности энергетическую однородность и единство.
Концентрация на музыке
Включите любимую мелодию. Лучше если это будет не вокальное, а инструментальное произведение. Начните его слушать с обострённо-сосредоточенным вниманием, концентрируясь на звучании музыки ежесекундно. Старайтесь слушать её так, как если бы она воспринималась вами впервые. Вначале вбирайте мелодию целостно во всей совокупности звуков. Потом выберите звучание одного инструмента и, выделив его звук в сознании, старайтесь удерживать как можно дольше. Даже если он на какое-то время исчезает, уступая место другим звукам, вы старайтесь прислушиваться к его отсутствию, чтобы в первый же миг его заметить и снова прикрепиться к нему собственным вниманием. После этого попытайтесь проникнуть как бы за пределы слышимых звуков и слиться с невидимым источником, порождающим музыку с помощью творческой энергии — с сознанием творца, автора музыки, который, в свою очередь, улавливает её из области космического звука, из музыкальной ноосферы и придаёт ей более гармоническое звучание. После этого сконцентрируйтесь на ноосфере и попытайтесь побыть в мире её насыщенных звуковых вибраций. И, наконец, попытайтесь воспринять совокупную ноту этой атмосферы как гул безмолвия.
Концентрация на всех звуковых сигналах как на посланцах мира безмолвия
Настройте своё внимание на звуки мира таким образом, что все они идут из мира безмолвия. Представьте, что семя безмолвия скрытым образом присутствует в любом звуке. Когда вы вслушиваетесь в любые звуки, постарайтесь поверить, что в глубине любого из них звучит нота безмолвия. Вслушивайтесь в любой элемент звука — в начало, в завершение и в сам процесс звучания и вы всё равно обнаружите ноту безмолвия как чистого изначального звука. Держите эту установку внимания как можно дольше.
Концентрация на паузах между звуками
Каждый момент времени наше сознание воспринимает поток звуков и шумов. Однако бывают и редкие просветы между звуками — периоды так называемой тишины. Они заметны и отчётливы, прежде всего, в случаях отсутствия внешних шумов, но и вполне ощутимы в момент, когда отсутствуют внутренние шумы — беспокойные вибрации низших мыслей и чувств. Иногда бывает, что они на какое-то время прекращаются сами без явно выраженных усилий человека, затем начинаются вновь. Улавливайте эти моменты тишины и пытайтесь совмещать внешнюю и внутреннюю тишину. Старайтесь насколько это возможно продлить моменты внутренней тишины. В случае нарушения её каким-то звуком извне, пробуйте сохранить внутреннюю тишину. Она должна быть сильнее любых громких звуков. Научитесь воспринимать любые мгновения внешней тишины как шанс, который вам посылают Высшие Силы для того, чтобы вы мобилизовали себя на достижение внутреннего безмолвия. Будьте предельно внимательны к ним.
Все перечисленные упражнения и методы можно считать ступенькой к достижению безмолвия. Лучше, если вы будете делать их поочерёдно и регулярно, тратя на отработку каждого упражнения не меньше, чем пятнадцать минут в день до тех пор, пока не почувствуете, что овладели им хотя бы в какой-то степени. Затем переходите к следующему и так пока не овладеете ими всеми до хорошего уровня. Старайтесь почаще шлифовать практику «заострения точки ума» и превращения «мысли в меч». Чередование этих методов с дыхательными практиками позволит вам укрепить мускулы внимания до высокого уровня.