Как устроено "я"?

 

 

Человеческое «я» - это огромное, таинственное, бездонное пространство.

Понять, как устроено я, значит понять мироздание.

Это непросто сделать, очень непросто.

Если вы попытаетесь определить его или поймать его по каким-либо признакам, оно выскользнет из ваших рук как блики солнечного света, растворенные в воде, которые вы попытаетесь взять на ладонь.

Говорят, что человеку больше всего интересен он сам и он всегда во всех вопросах танцует от самого себя, поскольку он больше всего себя любит.

Об этом свойстве человеческой  зацикленности на самом себе с иронической улыбкой гения написал в «Евгении Онегине»  двадцатипятилетний мудрец Пушкин:

 Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

Предмет достойный: ничего

Любезней, верно, нет его.

 Но что же такое наше «я», из чего оно состоит, делится ли оно на части и что может дать нам познание самого себя?

Как устроено я?

Познай самого себя и ты познаешь вселенную, говорили на Востоке.

Относительно делимость нашего «я» есть разные теории, не буду их перечислять, а то мы застрянем далеко на подступах к этому таинственному пространству.

Мне ближе всего две теории, одна восточная, индийская, другая западная, хотя во многом замешанная на восточных представлениях.

Индийская традиция говорит о том, что наше личное «я» есть отражение Я Божественного, о котором можно сказать только одно:»Я есмь, тот, кто Я есмь».

Один из самых выдающихся йогинов и духовных мастеров, живший в  XXвеке Раман Махарши предлагал простую, но чрезвычайно эффективную духовную практику самопознания и самоисследования, которая называется атма - вичара и которое заключается в непрерывном вопрошании самого себя «Кто я?» и улавливании ответов, приходящих от нашего высшего «я».

Практика действительно потрясающая и если попробовать позаниматься ею хотя бы год, вы достигните немалых результатов в самопознании.

Другая, уже западная практика заключается в классификации своих малых средних и больших разновидностей «я» с последовательным сосредоточением на всё более высоких видах «я», вплоть да самого высшего.

Эта система изучения своего «я», освобождения от негативных психологических примесей и оболочек, которые прилипли к нашему «я»  и не дают ему развиваться и присоединения к нему самых лучших положительных качеств и сил в наибольшей степени разработана в психосинтезе итальянского психолога Роберто Ассаджиоли.

Полагаю, что психосинтез даёт блестящую возможность понять, как устроено я и привести это многоранное «я» в более совершенное состояние.

Я проработал эту систему на себе, своих клиентах и людях, прошедших через обучение и тренинги и предлагаю посмотреть на наше как на многоэтажный, точнее семиэтажный дом, каждый этаж которого отличается от последующего тем, что в нём представлена какая-то новая грань нашего»я», его слой или уровень.

Чтобы понять, как устроено я, ответим на вопрос - на сколько частей делится наше «я»?

Можно воспользоваться китайской философией:» Одно рождает два, два рождает три, три рождает всё множество вещей».

То есть в нашем «я» есть и единство – оно изначально, есть и двойственность, и триада, и множество разных, более мелких частей.

Остановимся на цифре семь, она согласно древним традициям космична. 

Обращаю внимание, что это семь уровней нашего «я», но не сознания, что описано в классическом психосинтезе.

Итак, наше «я» устроено как  дом из семи этажей. Перечислим их названия сверху вниз, затем спустимся вниз и попробуем подняться по извилистой винтовой лестнице нашей психики от низшего этажа к самому высшему.

Постараемся понять также, что это только описание и что реальное самопознание и восхождение у каждого своё: мы можем говорить только о самых общих закономерностях.

 

´     Высшее «Я» ( духовное начало, высшая интуиция, Сверхсознание, Божественная Искра, Монада, Универсальный Наюлюдатель или Квантовый Свидетель).

´     Интегрированное «я»(зрелый внутренний наблюдатель + сплав  эволюционных, нацеленных на совершенствование качеств).

´     Главное характерообразующее «я» (биографически укоренённая  черта характера).

´     Идентичности (базовые архетипические субличности).

´     Субличности ( психологические ролевые «я», постепенно укоренившиеся в нашем сознании.

´     Части (психологические состояния).

´     Частицы (отдельные мысли и чувства).

 

С точки зрения психосинтеза единое и  однородное человеческое «я» - фикция.

Каждый человек, стремящийся понять, как устроено я, должен принять как данность, что оно устроено сложно и многранно.

Нам может казаться, что мы едины и всегда одни и те же, но на самом деле это далеко  не так.

Мы называем себя одним и тем же словом «я», но  на самом деле оно относится к совершенно разным этажам нашего сознания и уровням психики.

Оно имеет довольно сложное строение и я попробую рассказать о его различных уровнях и гранях.

Наше «я» оказывается семиэтажно.

Давайте изучим этот дом и внимательно рассмотрим каждый этаж.

Начнём с нижнего первого этажа, который можно назвать словом «частицы».

Он довольно странен, потому что с одной стороны он есть, а с другой стороны его нет, потому что он обладает очень кратким периодом полураспада.

Например, у нас голове промелькнула мимолётная мысль или в груди пробежал короткий эмоциональный разряд, но мы говорим : »я - подумал», «я - почувствовал».

Через секунду не будет ни этой мысли, ни этого чувства, они уйдут навсегда и может быть, никогда не повторяться в жизни, а значит не будет и этого «я».

Оно  родилось на долю секунды, было абсолютно эфемерным и кратким и оно не повторится в полном объёме.

Потому этот этаж нашего сознания можно назвать « минимальным частичным я» - имя производно от слова «частица».

Немного более долгим по продолжительности своей жизни является «я»,

 возникающее из второго психологического этажа, на котором можно повесить надпись «части».

Когда нас охватывает волна какого-то настроения ( тоска, веселье, скука раздражение), мы тоже говорим себе  -«я печалюсь», « я веселюсь», «я скучаю», «я злюсь».

Но через полчаса, час или полдня настроение меняется – эмоция, которая переполняла нас выдыхается, и мы начинаем испытывать какое-то другое чувство.

А куда исчезает наше «я», которое ещё недавно испытывало это чувство?

 Оно рассеивается, как и «я», порождённое частицей?

 Нет, это я остается в нашей глубинной памяти и когда мы ещё раз окажемся в

похожей жизненной ситуацией, мы можем еще раз испытать похожее чувство.

 Если мы при этом скажем себе - -«я печалюсь», « я веселюсь», «я скучаю», я злюсь, тогда моя эмоция возникнет быстрее: само имя «я» обладает магической силой, помогающей быстрее извлечь из памяти глубинное состояние.

Эту разновидность нашего  эго можно назвать «максимально частичным я ».

Чтобы понять, как устроено я, нужно разобраться с тем, а что такое субличности?

Субличность – это гораздо более устойчивое образование, чем психологические  «частицы» или «части».

С некоторой оговоркой  можно сказать, что оно представляет собой укоренившуюся в нашем сознании некую роль, которую мы привыкли играть в обществе или способ поведения, привычный нам и превратившийся в маленькую личность.

Попробуем увидеть, как устроено я на живых примерах

Представим себе, что мы  общаемся с нашими студенческими друзьями, которых не видели тысячу лет и с которыми привыкли говорить одним способом, шутя, дурачась, как будто мы находимся на вечеринке.

Если мы встречаемся с такими друзьями часто, то наша привычка к весёлости будет всё чаще повторяться в нашем сознании.

Внутри нас будет постепенно формироваться образ веселого человека, оптимиста, убежденного, что все всегда будет хорошо.

Он будет говорить о том, как ему хорошо от первого лица и у нас сформируется внутреннее «я» весельчака, живчика, бодрячка.

Если мы с раннего возраста были вынуждены общаться с некими нытиками, то по аналогичной схеме у нас формируется «внутренний нытик».

Так же как и весельчак, он будет занимать сколько-то мест на жестком диске нашего сознания.

Роль , которую мы играем постепенно  сворачивается и становится внутренним «я».

Если мы будем проявлять себя весёлым или унылом способом часто и подолгу, то место будет большим и займёт терабайты от общего объёма сознания, если нет, то сожмется до килобайта.

Помимо чисто ситуационных ролей, есть более глубокие роли, например, наши профессиональные «я».

Если человек любит свою профессию и укоренён в ней, разве он может забыть, что он учитель, врач, военный, бизнесмен, адвокат, художник?

Для понимания как устроено я нужно обязательно рассмотреть архетипические суюличности.

Идентичности или архетипические субличности отличаются от обычных.

Это субличности, которые не столько сформированы в ходе нашей жизни, сколько заданы самой природой.

Если архетип отца или матери, сына или дочери и  есть архетипическое «я», которое заставляет нас чувствовать себя отцом, материю, сыном или дочерью в те или иные моменты нашей жизни.

Собственно, мы не перестаём быть отцом или матерью с момента рождения наших детей и всегда остаемся сыновьями и дочерьми, только нередко забываем об этом.

Когда мы это вспоминаем и начинаем вести себя именно так, проявляя эти свойства, в нас включается архетипическое «я».

У нас есть самые разные архетипы – воин , трикстер (шут, игрок), младенец, старец, дух (анимус), душа (анима), представитель той или иной страны или нации ( русский, француз, американец, англичанин, бразилец,  космополит – если у человека слабо выражены национальные корни).

Они дремлют в нашей душе, но когда оживают, то мы ощущаем их, как своё «я».

Как связаны личностные, ролевые «я» и архетипические идентичности?

Они связаны непосредственным образом, могут быть в прекрасных отношениях, а могут и конфликтовать.

Например, взаимоотношения старой матери, нуждающейся в уходе и молодой дочери, которая не хочет помогать матери по причине того, что ведёт богемную жизнь в богемной среде, где не принято показывать любовь и внимание к родителям.

Архетипическое «я» дочери вступает в конфликт с ролевым «я», которое сформировалось  в результате общения с подобными компаниями.

Или представим себе другую ситуацию – человек, являясь гражданином своей страны, часть критикует ее, власти, чиновников и его «гражданская субличность» как бы спит, не проявлена.

Но вдруг он попадает за границу, где в разговоре с иностранцами сталкивается  негативным отношением к его стране и народу.

В это момент его гражданское «я» просыпается, он чувствует возмущение и вступает в спор.

Но бывают ситуации, когда архетипическое Я включает в себя одно или даже несколько ролевых «я», помогающих понять, как устроено «я».

Например, человек ощущает, что он отец, но одновременно он «деловой человек» или «приятель» (так он себя держит со старшим сыном), или путешественник, когда берет все семейство в какой-нибудь поход в горы, или театрал, если увлекается театром и ведёт туда детей.

Архетипическое «я» покрывает эти ролевые «я» как будто зонтиком или вбирает их в себя, как большая матрёшка прячет в себя более мелкие.

Но это не значит, что архетипическое проявляет себя чаще, чем ролевые субличности.

На самом деле оно во многих ситуациях переходит в спящий режим и проявляется только, когда этого требует ситуация.

Однако бывают люди, у которых архетипическая субличность доминирует и проявляется почти всегда как некий психологический фон.

Например, субличность властного человека, который носит с собой это ощущение как постоянный, не снимаемый  костюм.

Характерообразующее «я» или главная черта характера – это более сильное «я», чем другие и оно доминирует над ними.

Она может быть связана с определённой эмоцией или отношением к миру и людям, может выступать в виде выпирающей привычки, заставляющей нас действовать всегда определённым образом.

Характерообразующее «я» может быть любым – хорошим и плохим, сильным или слабым (слабохарактерность, как привычка уступать тоже может быть чертой характера), восходящим или нисходящим (в смысле личностного роста).

Чем сильнее характер, тем ярче, отчётливее  и я бы сказал круче ощущение я, которое обычно окутывается в одежды эмоций и которое проявляется в системе поступков.

Часто такого человека за его характер награждают награждают каким-либо метким прозвищем, ещё сильнее увековечивающим его индивидуальность.

Характер – это очень многое в человеке,  это стережень или  личность, без чего мы не поймём, как устроено я.

Шекспир сказал: »Характер – это судьба», то есть сила, предопределяющая наше будущее.

Но мы знаем, что судьба не главный правитель в человеке, судьбу как и характер до какой-то, а иногда до весьма значительной  степени можно изменить.

Мы знаем людей, вставших на пути личностного и духовного роста, и что они изменили свою судьбу.

Психосинтез утверждает, что если такое изменение произошло, его осуществляло некое я, превосходящее характер, более сильное, нежели он.

Это интегрированное «я» (зрелый внутренний наблюдатель + сплав  эволюционных, нацеленных на совершенствование качеств).

С наблюдателем человек не рождается, он пробуждается и формируется с помощью специальных практик и сознательных усилий

Это то наше «я», которое хочет измениться.

Потенциально этот сознательный наблюдатель, внутренний господин, управляющее «я» живёт в глубинах сознания, но он не проснулся до конца, он не оформлен  и не развит.

Если мы пытаемся пробудить и усилить это «я», можно быть уверены – сразу у нас ничего не получится: это я будет как младенец, пытающийся встать на ноги всё время заваливаться на бок.

Но рано или поздно любой тренирующийся младенец начинает вставать, ходить, бегать и уже к семи годам владеет телом свободно, почти как взрослый.

Так и наш внутренний наблюдатель со временем укрепится и станет занимать на жестком диске сознания столько места, сколько нужно ему для того, чтобы взять власть над другими субличностями и даже над нашим характером.

Духовная практика заключается в том, чтобы этот наблюдатель достиг постоянного присутствия  в нашем сознания.

Так попытки проснуться и утвердить его силу, поначалу напоминающие пунктирные линии, постепенно сольются в одну линию.

Внутренний наблюдатель или сознательное »я» - это  высшая ступень земной психика человека.

Когда внутренний наблюдатель в результаты серьёзной работы человека над собой станет целостным и почти постоянным, он может рассчитывать на то, что ему позволено взойти на самый последний этаж сознания, целиком занятый высшим «Я».

Соединения совершенного земного сознательного «я» с высшим духовным «Я»  в духовных учениях и практиках называется Просветлением или Озарением.

Связь низших этажей человеческого «я» с последним верхним  этажом, где пребывает высшее «Я» в той или иной степени есть у каждого человека, даже у негодяя или подлеца.

Она проявляется либо как совесть, либо как интуиция, либо как помощь Свыше.

У такого человека почти отсутствует внутренний наблюдатель, способный принять луч духовной помощи, посылаемый высшим «Я».

Потому контакт слабый и поддержки из высшей глубинной природы такой человек со своими эгоистическими проектами в жизни не имеет.

Я нарисовал картину, из которой можно составить ложное представление, что дом нашего «я» с семью этажами имеет такое же строение как обычный жилой дом.

Этот образ, мне кажется, помогает понять, как устроено я.

Но это всего лишь метафора – на самом деле наши «я» напоминают некие энергетические сферы или голограммы, одна вложена в другую.

Наше «я» устроено как голограмма, вмещающая в себя несколько более мелких голограмм.

Человек целостен по своей природе и потому на каком бы этаже своего «я» он  не находится, в нем представлены все проявления его «я», только представлены по-разному.

Зачем нам это знание, как его можно практически применить, кроме удовлетворения познавательной потребности.

Одна сторона вопроса – духовная эволюция человека, его восхождение по пространствам сознания.

Если мы будем знать и понимать, как это работает внутри нас, нам будет легче двигаться вперёд и вверх.

Мы сможем видеть, какие субличности в нас преобладают, насколько сильно несовершенны и хаотичны наши частицы.

То, что называется «внутренним диалогом» - это на самом деле игра частиц, которые иногда настолько сильно взбалмучивает наше ментальное поле, что человек перестаёт ощущать своё «я» и вовлекается в эти затемняющие внутренний свет потоки.

Особенно часто это происходит, когда частица соединяется с частями и поток сознания начинает крутиться в нашей голове, усиленный каким настроением – грустью, беспокойством или раздражением.

А когда мысли генерирует субличность, тогда мы имеем дело с направленным потоком.

Если он позитивен, то человек находит нужное решение, делает открытие, двигается к верхнему этажу дома психики.

А если он негативен?

Тогда ошибочное решение может обернуться ошибочным поступком и в конце концов человек спустится с этажа, на котором живет наше характерообразующее «я» на какой-то низший этап.

Все внутренние кризисы – это игра на понижение внутри себя: человек утрачивает характер, идентичность, внутренне ломается и оказывается на уровне  субличностей, а то и частей, то есть во власти настроений.

Мы можем видеть и знать, на каком этаже обычно пребывает наше «я», понимать, насколько ослаблены и энергетически оголены другие этажи и принимать решение по поводу мысленного обживания этих этажей.

Но если мы можем понимать себя, то значит мы сумеем лучше понять и учитывать других людей – каковы их части, субличности, идентичности, характеры?

Есть ли у них сознательное «я» и в какой степени они подключены к высшему «я»?

Какое «я» у нашего партнера будет принимать решение и как его характерообразующее «я» совпадает с нашим «я»?

Все эти вопросы человек принимает интуитивно и нет никакого смысла во  время общения, экстремальных ситуациях, публичного мероприятия или выступления начинать дробить целостное восприятие собеседника на фрагменты.

Наоборот, нужно стремиться, чтобы самому стать целостным и тогда вы будете видеть своего собеседника целостно.

Быть целостным – это подниматься как можно выше и стремиться развить в себе внутреннего наблюдателя, который интегрирует в себе все остальные «я», живущие на других этажах.

Такая интеграция происходит спонтанно и не от ума.

Если вы стремитесь  понять, как устроено «я», помнить себя и осознавать себя в каждый момент вашей  жизни, все остальные «я» просто соберутся в одно целое под единым интегралом вашего внутреннего наблюдателя.

Это произойдёт на всех этажах вашей психики, они все соберутся в единое целое.

Вы будете управлять вашими настроениями и мыслями, хаотический поток мысли будет остановлен, ваши субличности придут в состояние относительной гармонии, вы получите доступ к архетипическим субличностям, и сумеете направить свободную волю вашего характера вверх, к высшему этажу психики, соединив его с внутренним наблюдателем, с вашим «я», стремящимся к совершенству.

Речь идее об интеграции всех ваших «я» в одное «я», в единое целое – это даст счастье и гармонию.

А о том, как это сделать нужно поговорить отдельно.

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой