Интуитивные решения
Одним из самых сложных процессов, протекающих в нашем сознании является процесс принятия решений.
На него влияют многие факторы, включающие интуицию.
Учёные утверждают, что не стоит переоценивать мистическую составляющую интуиции и пытаются увидеть в ней способ хранения и обработки информации в нашем мозге.
Работа интуиции, помогающая принять то или иное решение происходит в значительной части бессознательно.
Человек не всегда замечает детали, знаки, сигналы, которые являются подсказкой к оценке тех или иных обстоятельств и действию, а затем и к интуитивному решению.
Мы можем увидеть какую-то деталь в поведении человека, которая нам не понравится, но не обратить на неё внимание.
Но когда через некоторое время мы почему-то оценим этого человека отрицательно, мы не увидим, что причиной такой оценки явилась именно эта деталь.
Как влияет на включение интуиции логическое мышление?
Исследования голландского психолога Ап. Дийкстерхьюза показали, что чем дольше человек взвешивает все «за» и «против», тем реже и слабее у него включается «шестое чувство».
Излишняя приверженность логике сужает варианты выбора.
Интуиция притупляется в условиях многовариантности и усиливается в экстремальных ситуациях, когда необходимо срочно принять единственно верное решение. Заметим, интуитивное решение.
Иногда люди совершают какой-то поступок и не могут объяснить почему, но по прошествии времени становится понятным, что по-иному было невозможно поступить.
Иногда интуицию отождествляют с понятием "видения" или "мысленного видения".
Были попытки проследить как при интуитивном выборе тех или иных решений у человека происходит движение траекторий глаз.
Исследования показали, что интуитивными решениями в шахматах являются установление связей между элементами шахматной задачи, что относится к области целостности.
В XX веке интуиция из сферы таинственно- сакральной способности, непостижимой для понимания перешла в сферу науки. Ее стали изучать.
Выяснилось, что многие свершения в области экономики были невозможны без включения интуиции и ярких интуитивных решений.
Достижения Н. Теслы, Г.Форда, С. Хонды, Б. Гейтса, Т. Тёрнера, М. Бича и других крупнейших учёных предпринимателей были невозможны без включения интуиции.
На Западе интуицию стали изучать в связи с ростом товарно-денежного и экономического фактора в развитии цивилизации.
Появилась даже специальная дисциплина, исследующая интуицию человека в условиях глобального рынка – нейроэкономика.
Ее создатели – А. Бешара, А. Дамацио, П. Глинчар, А. Рангел, Р. Мантегю, К.Камерер, Д. Лейбсон, К. Маккейб, П. Зак.
Самый известный из учёных-основателей этой науки Д. Канеман, получивший за свои изыскания Нобелевскую премию выводит следующие закономерности в области интуитивных покупательских предпочтений человека:
"Характерное поведение людей — боязнь рисковать . Вот простой опыт. Человеку предлагается выбрать между девятью сотнями долларов, которые он гарантированно получит, и тысячей долларов, которые он получит с вероятностью 90%. Большинство людей, отвечавших на этот тест, соглашались на меньшую сумму, лишь бы не потерять все. Страх потери был ощутимее радости от удачного приобретения».
Канеман приходит к выводу, что поведение человека бывает иррациональным, и с одной стороны слишком подверженным эмоциям, а с другой стороны подверженность страху рискнуть и всё потерять.
Причём страх потери превышает радость от удачного приобретения.
Он выявил следующую закономерность:
«Когда человеку предлагают гарантированно потерять 900 долларов или с вероятностью 90% лишиться 1000 долларов, многие, как за соломинку, держатся за десять процентов надежды и начинают рисковать, явно переоценивая свою способность заглядывать в будущее».
Интуитивные решения не всегда оказываются точными.
Если человек занимается какой-то рискованной деятельностью и его мотивация с точки зрения духовных ценностей прямо скажем не очень высока (например, он играет на бирже), он подвержен массовым настроениям.
Канеман длительное время занимался исследованием тех интуитивных решений, которые принимают люди, играющие на бирже.
Он увидел, что эти решения объединены общим механизмом.
Когда курс ценных бумаг растёт, большинство держателей акций совершают ошибки из-за того, что они боятся быстрого падения акций и спешат получить быструю прибыль.
Но когда курс начинает падать, интуитивные решения опять-таки подвержены ошибкам: людям не хватает терпения и они поддаются общему ажиотажу.
Результатом исследований в нейроэкономики стало появление прикладной дисциплины – нейромаркетинга занимающиегося изучением механизма интуитивного принятия решений потребителем.
Помимо изучения этой темы, нейромаркетинг разрабатывает такие программы, которые влияли бы на этот процесс в пользу глобальных игроков рынка.
Адепты нейромаркетинга сделали некоторые полезные открытия, которые помогаю корпорациям увеличить свои прибыли.
Выяснилось, что на человеческий мозг и процесс интуитивного принятия решений влияют такие факторы, как время демонстрации товарного бренда в рекламе или в презентации (лучше всего упоминать товар в первых кадрах ролика, но вовсе не в последних), шансы на выигрыш, когда устраиваются разные конкурсы на именно на этот товар, перспектива скидок.
Потому когда мы в супермаркетах испытываем непреодолимое желание купить какой-либо хорошо упакованный и модно выглядящий товар, который нам на самом деле не нужен, но в конце концов все-таки покупаем его, то полезно понимать, что американские корпорации хорошо поработали над тем, как опустошать наши кошельки.
Мне не один раз приходилось консультировать женщин, страдавших шопоголизмом.
Они сами не могли понять, какая сила заставляет их идти против своей воли в магазин и на последние деньги покупать себе дорогую и не самую нужно одежду.
Другие исследования доказывают, что удовольствие, которое человек испытывает от любой покупки длится в среднем 7-8 секунд, а затем гаснет, возвращая нас в привычное мироощущение, полное тревог и проблем.
И понятно, что даже самый богатый человек не сможет делать покупки с такой частотой и поучать при этом столь же яркое удовольствие, которое приносит ему первая покупка.
И удовольствие начнёт приедаться и скоро станет совсем пресным, и кошелёк тоже быстро похудеет, тем более, что большинство богачей - ужасные скупердяи.
Вспоминается история про женитьбу одного из наших сверхбогачей и владельцев спортивных клубов, который дал своей юной и ошалевшей от счастья жене банковскую карточку с хорошей суммой, но как написали дотошные журналисты через некоторое время был вынужден закрыть счет.
Тоже интуиция?
Таковы издержки общества потребления, которое помогает человеку как можно больше иметь, но мешает ему реально чем-то быть, если это бытие не вписывается в образ мира как глобального супермаркета.
Но вернемся к теме разговора.
Учёные приходят к выводу, что человеческое поведение и характер принятия решений управляются двумя системами, которую они назвали первой и второй.
Первая система, отражающая способность человека действовать без длительного просчёта вариантов, быстро и во многом бессознательно связана с работой правого полушария и такими участками мозга как лимбическая система и рептильный мозг.
Вторая система, предполагающая включение аналитики и сознательной деятельности с логическим перебором вариантов связана с работой левого полушария мозга и новыми его участками, созревшими в ходе эволюции (так называемый неокортекс).
Различные эксперименты в разных сферах человеческой познавательной деятельности ( шахматы, карточная игра, биржевая активность, бизнес-решения) показали, что правое полушарие знало правильное решение задолго до того, как включилось левое полушарие с его медленными просчётами вариантов.
Интуитивные решения связаны также с ощущением удовольствия и радости.
Это касается и потребительских, и более высоких эмоций.
Исследования Национального Института Здоровья США показали, что удовлетворение и чувство радости людей, руководствовавшихся при покупке автомобиля подсказками второй системы мозга, связанной с аналитикой были довольны только в 25% случаев.
Те же , кто покупал автомобиль интуитивно и сразу были удовлетворены в 60% случаев.
Почему решения, принятые спонтанно приносят больше счастья, чем решения, где каждый шаг проверяется логикой?
Конечно, речь идёт об удачных решениях. Если решение было быстрым, спонтанным, но ошибочным, об удовольствии говорить не приходится.
А какие решения оказываются более правильными – рациональные или интуитивные?
Исследования показывают (П. Шодербек, Ф.Лютенс), что руководитель среднего звена для принятия решения нуждается в дополнительной информации, которая предполагает чисто рациональное взвешивание вариантов, в то время как руководитель или лидер иногда вынужден пользоваться чисто интуитивными решениями.
Если человек живет, развивается, действует правильно, знает чего хочет и умеет заглянуть в будущее дальше, чем на два шага, то его интуитивные решения скорее всего будут более точными, нежели у того, человека, кто толком не понимает себя и мечется по жизни. Эти решения подкрепляются всей логикой и системой жизни человека, на них работает и воля, и сознание, и внимание, и память, и эмоции.
Тем не менее, нельзя говорить, что серьёзные решения нужно предпринимать, исключив просчёты и логику.
Чем выше ценность решения, тем более тщательно и обдуманно нужно действовать.
Но опять-таки бывают обстоятельства, когда промедление смерти подобно и нет времени на сложную аналитику.
В выигрыше оказываются люди целостные, собранные и не один раз принимавшие правильные интуитивные решения в своей жизни.
Значит больше шансов, что не ошибутся и сейчас.
Правильная стратегия человеческого поведения заключается в умении сбалансировать интеллект, просчитывающий варианты и интуиция, вслушивающаяся в неизвестное и всматривающаяся в будущее.
И объединяются эти две человеческие способности в работе так называемой целевой интуиции.
О целевой интуиции мы говорили раньше, а сейчас напомним, что этот вид интуиции направлен на понимание, правильна ли та цель, которую мы выбираем, соответствует ли эта цель психологической природе и талантам человека или нет, сумеет ли он её в конце концов достигнуть, или нет.
Можно ли пробудить интуицию?
На эту тему идут дискуссии, и некоторые эксперты утверждают, что интуиция подобна музыкальному слуху: или он есть, или его нет.
По моему убеждению и практике с опытом способность совершать правильные интуитивные решения возрастают.
Тот, кто сомневается, пусть посмотрит на молодую и зрелую, оттрубившую в той или иной фирме 25 лет кадровичку.
В отличии от молодой и неопытной работницы, зрелая и опытная руководительница отдела кадров через минуту будет рассказывать о новом потенциальном сотруднике такие детали, которым наверное позавидовал бы Шерлок Холмс.
Но для того, чтобы научить клиента искусству правильных интуитивных решений я вначале обучаю человека искусству саморегуляции и управления собой.
Если быть настойчивым и упорным, то даже такой сложный навык , как способность к принятию правильных интуитивных решений поддаётся постепенному развитию