Интуиция и ложь
Можно ли обмануть интуицию и заставить другого человека поверить в ложные утверждения, факты и обещания, обойдя его интуитивный ум, который в случае, если он развит, по идее, должен раскрывать ложь легко, на один щелчок?
Мы знаем из опыта, что на протяжении всей человеческой истории одни люди успешно обманывали других, довольно легко обходя интуицию своих партнеров.
В других случаях коварные замыслы угадывались и расстраивались, в том числе и задолго до попытки их осуществления.
Интуиция в этих случаях играла не последнюю роль. Потому тема интуиция и ложь неоднократно освещалась в психологии и художественной литературе.
Конечно, факты, которые скрывает лжец, послужили бы более надежным доказательством обмана, нежели наши интуитивные предположения, однако в условиях дефицита времени нам иногда приходится принимать решения почти мгновенно и соображать, нужен ли нам «кот в мешке».
Почему же люди лгут? Ответить на этот вопрос непросто.
Согласно исследованиям, проведенным американскими учеными, люди (неясно, идет ли речь только о жителях США или обо всем человечестве) лгут в среднем 2–3 раза в день. Ю. Сэдлер-Смит утверждает: «в ходе сотен экспериментов было установлено, что отношение лжи к правде составляет примерно 54 %».
Отсюда ученые делают вывод, что вероятность получить от среднестатистического человека истинную или ложную информацию примерно одинакова, причем ложь имеет небольшой перевес.
Интуиция и ложь – два отношения к миру.
Подобное неустойчивое равновесие выглядит вполне естественно, особенно с точки зрения тех, кто ищет в человеческом поведении одну лишь выгоду.
Если говорить правду и только правду было бы выгодно, то люди говорили бы только ее.
Если бы была выгодна ложь, то люди реже произносили бы правдивые речи.
Но мы знаем из опыта, что правдивый, прямолинейный человек нередко имеет проблемы и на службе, и в человеческих взаимоотношениях, а абсолютный лжец быстро раскусывается другими людьми со всеми вытекающими и невыгодными для него последствиями.
Несовместность интуиции и лжи проявляется не только в том, что настоящая интуиция делает невозможным длительное время лгать, но и в том, что глубокий лжец неспособен быть хорошим интуитом, а истинный интуит не может быть лжецом.
Потому правда вынуждена драпировать свои острые углы с помощью вежливости и дозированной, основанной на умолчании информации, а ложь должна быть одета в правдоподобную конкретную фактологию.
На самом деле мотивы правды и лжи в общении и во взаимоотношениях могут быть самыми разными и продиктованы далеко не одной выгодой и практическими соображениями.
В основе этих двух стратегий поведения и высказывания могут лежать настроение, которому подвержен человек, особенности партнера по общению или целой аудитории, риск произнесения слов лжи или правды, желание понравиться собеседнику, сложившаяся ситуация, которая может вознести человека к успеху, если он торжественно солжет или скажет трудную правду.
Потому нам так непросто бывает понять, говорит ли нам собеседник правду или ложь, тем более когда он пытается скрыть истинную информацию за непроницаемой маской, состоящей из закрытой позы, правдоподобной интонации и фальшивой улыбки.
Сила поведенческой интуиции в том, что она должна уловить тонкое противоречие между тем, что человек говорит, и тем, что он на самом деле имеет в виду и чувствует. Потому интуиция и ложь – две вещи несовместные.
Для этого она должна пробиться сквозь психологическую защиту, выдвигаемую лжецом, и увидеть истину сквозь его жесты, мимику и речевые сообщения.
Нужно научиться видеть и за короткое время понимать, что вас смущает в словах вашего собеседника, что на самом деле означают его слова на фоне той позы, в которой он их произносит, что стоит за улыбкой человека, которая присутствует только в нижней части его лица и абсолютно отсутствует в глазах, как у Мюллера (Броневого) из «Семнадцати мгновений весны».
Особенно непросто разобраться в улыбке, которая стала символом современных представлений о счастье.
Однако улыбка улыбке рознь, и сегодня психологи, в частности, Пол Экман, сделали даже классификацию улыбок разного типа:
1. «Фальшивая улыбка». Ее используют для того, чтобы продемонстрировать свой успех, которого на самом деле нет.
2. «Маскирующая улыбка». Она призвана скрыть отрицательные эмоции человека к чему-либо или кому-либо, включая партнера по общению, или завуалировать некие коварные негативные намерения.
3. «Несчастная (жалобная) улыбка». Она нацелена на то, чтобы вызвать у партнера эмоцию сочувствия своим терпением.
Мы уже приводили статистические исследования американских психологов, согласно которым более чем в половине случаев среднестатистический человек, произносящий какие-либо слова другим людям, лжет.
Для многих людей подобная пропорция может показаться либо слишком завышенной, либо правдивой, но характеризующей особенности американской культуры с ее большим акцентом на то, чтобы скорее казаться, нежели быть, на демонстративность и конкурентную борьбу, где без постоянной лжи невозможно победить.
Наверное, отсюда вырастает одно из главных орудий лжи – американская улыбка, которую многие народы воспринимают скорее как неискреннюю и даже фальшивую, нежели подлинную.
Многие писали о неискренности улыбки Хилари Клинтон, главным признаком которой является противоречие между верхней и нижней часть лица: с донной стороны широко растянутый рот, призванный создать ощущение открытости и дружелюбия, с другой стороны холодные, недобро мерцающие глаза и напряженные глазные мышцы.
Почему они напряжены?
Наверное потому что эта улыбка (на самом деле лицемерная маска, к которую ее хозяйка привыкла носить многие годы) призвана скрыть подлинные чувства и настроения.
Кстати, в Европе еще в XIX веке были проведены исследования, позволившие выявить признаки искренней улыбки.
Француз Гийом Дюшенн пришел к выводу, что подлинная улыбка, выражающая позитивную эмоцию радости, тепла и принятия другого человека, захватывает большинство мышц лица: у человека приподнимаются щеки, сокращается большая скуловая мышца, немого сокращаются круговые мышцы глаз, что выглядит как появление мини-лучиков вокруг глаз.
Все это создает ощущение, что глаза светятся от позитивных переживаний. Подобную улыбку очень трудно скопировать, она требует самоотдачи.
Гораздо проще растянуть губы до ушей, продемонстрировать белые зубы и сказать некий дежурный комплимент, не подкрепленный никакими переживаниями.
Следует подчеркнуть, что если человек напяливает на себя фальшивую маску, он автоматически отключает свою интуицию.
Интуиция любого человека легко определит степень искренности любого улыбающегося объекта – стоит только внимательно посмотреть на него и вслушаться в себя.
Тем не менее, люди, склонные ко лжи, даже зная, что ложь не любят другие и понимая, что рано или поздно она будет раскрыта, продолжают упорно лгать ради достижения своих целей по принципу: вода камень точит.
Они могут выбрать стратегию заискивания и лести по отношению к собственному начальству либо заняться навязчивым самопиаром и самовосхвалением в надежде, что подобный метод заглушит в других людях понимание истины и притупит их интуицию.
Однако чаще всего такой подход оказывается ошибочным: интуиция продолжает определять этих людей как обманщиков.
Истинная интуиция и ложь – несовместимые вещи. Интуиция всегда поможет увидеть, что человек лжет.