Духовная интуиция. Как пробудить и развить духовную интуицию?
Духовная сфера – самая высокая и достичь вершин духовного совершенства труднее, чем стать миллионером или президентом какой-либо страны.
Это связано не только с тем, что человек должен от многого отказаться и принять философию самоограничения, но и с тем, что сама по себе духовная сфера далеко не столь понятна и очевидна, чем любая земная цель.
Что такое просветление или состояние самадхи? Что значит святость, светоносность или высшая внутренняя свобода? Что такое слияние с духовной волей или единение со вселенной?
Для большинства людей – это красивые слова, за которыми ничего не стоит. Но на самом деле все это имеет очень глубокое содержание.
Понятно, что путь к этим вершинам далек и рискован. Мы никогда до конца ни в чем не уверены, хотя сомнения на этом пути вредны.
Тем не менее огромную роль на духовном пути приобретает духовная интуиция.
Устремляясь к совершенству, человек реализует свою потребность в том, чтобы стать совершеннее.
Эта потребность встроена в нас природой и творцом и даже строение мозга предполагает, что в нем есть участки и отделы, отвечающие за переживание высоких духовных состояний и восприятие тонких невидимых сфер бытия.
Потребность в духовном совершенствовании и служении с одной стороны направлена на раскрытие и улучшение самого человеческого духа, который нужно воспитывать и закалять,
С другой стороны, потребность в духовном совершенствовании предполагает улучшение мира, в котором мы живем и духовную помощь людям, которым хочется помочь стать еще совершеннее.
Это сделать очень непросто – потому и в том, и в другом случае человеку далеко не всегда понятно, как это сделать?
Потому роль духовной интуиции возрастает.
На каких-то участках пути восхождения человека она становится едва ли не единственной опорой человека, его компасом, помогающим точно выбрать путь.
Духовную интуицию можно сравнить со светом мощного фонарика, который освещает путь альпинистов, совершающих восхождение на гору в темноте.
Любая потребность имеет свой объект, куда она направлена. Но если это наш дух, являющийся частью Божественного Духа, то
Однако может ли Бог, Дух, Высшее Начало быть объектом для сознания духовного искателя?
Формулировка Спасителя: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь», где с точки зрения сакральных учений Христос выступает синонимом высшего «Я» человека, говорит нам о том, что Бог не объект, а высочайший субъект, познать который (то есть пройти по духовному пути внутри себя, научиться отличать истину от иллюзий и обрести Вечную Жизнь с большой буквы) можно, только открыв его внутри себя как глубинную внутреннюю реальность.
Правда, для того чтобы приблизиться к своему высшему «Я», человек может создать его совершенный образ или даже персонифицировать его, представив в виде святого или основателя мировой религии, однако этот образ нельзя считать объектом.
Объектом могут быть психологические структуры, черты или качества личности, которые способны выступать препятствием на пути к совершенству.
Какое отношение это имеет к проблеме духовной интуиции?
Самое прямое. Этот вид интуиции в наибольшей степени предполагающий осознанность и разумность.
Эта интуиция работает с открытыми глазами, она не должна даже отдаленно напоминать псевдооткровения экстрасенсов из оккультных салонов, которые для решения сложных задач вращают маятник.
Человек с развитой духовной интуицией - это опытный или как говорили про русских старцев прозорливый человек.
Он знает себя, жизнь, внутреннее содержание и мотивы других людей, опасности, подстерегающие человека на духовном пути.
Другие препятствия заключаются в том, что сама цель – духовное совершенство – очень трудна для человеческого понимания.
Потому на духовном пути люди нередко совершают серьезные ошибки и несут большие риски (цена метафизического риска намного выше, нежели цена риска финансового).
Хотя любая серьезная духовная традиция говорит о необходимости трезвости и здравомыслия на пути своего адепта, тем не менее, просчитать все этапы пути и полностью избежать ошибок и поражений с помощью рассудка и расчета абсолютно невозможно.
Многие решения приходится принимать интуитивно. Таким образом, роль духовной интуиции на пути совершенствования становится важнейшим инструментом реальной трансформации человека.
Каков механизм духовной интуиции и как добиться ее полноценного включения в жизнь человека?
Духовная интуиция по своей природе – еще более тонкий механизм, нежели интуиция творческая.
Интуит духовного типа получает сигналы из самых высших слоев духовной реальности.
Иногда эти сигналы приходят на конкретный вопрос, который задается человеком во время молитвы и медитации.
В других случаях спонтанная подсказка свыше приходит в самую неожиданную минуту, когда прямого обращения человека не было, но он все-таки получил поддержку из центра интуиции: всевидящему оку сверхсознания виднее, какие опасности угрожают человеку и какая помощь ему нужна.
Включение духовной интуиции происходит по таинственным, непостижимым для человека законам.
Порой интуитивные сигналы и даже команды приходят в сознание человека, внешне далекого от подлинной духовности, которому, тем не менее, приуготовлена неведомая для него духовная миссия.
Так было с библейским Савлом, гонителем христиан, неожиданно для себя услышавшим голос с неба: «Савл, Савл, зачем ты гонишь меня?», превративший его в апостола Павла, и с пророком Мухаммедом, в течение нескольких лет записывавшим тексты будущей книги Коран, которые пришли к нему по высочайшему духовно- интуитивному каналу.
Развитие духовной интуиции немыслимо без того, чтобы человек встал на духовный путь и, рискуя всем, что у него есть, начал это увлекательное, но очень сложное и небезопасное восхождение.
В данном случае важны даже не упражнения и психотехники, а сама духовная практика жизни.
Именно она, развивая интуицию, превращает ее из смутного предчувствия в ясное и точное чувствознание.
Еще раз проговорим связь духовной интуиции со сферой потребностей.
Это позволит нам понять, как все перечисленные в предыдущих статьях виды интуиции связаны между собой, как они развиваются в процессе эволюции и как они помогают развиться высшей духовной интуиции.
Потребности определяют динамику сознания и характер целей во всех сферах, включая духовную сферу.
Если человек не имеет глубинной потребности в чем-либо, он не может поставить перед собой цель и достичь ее: либо ничего не получится, либо навязанная цель не сможет долго удержаться в сознании.
Потребность может превратиться в цель, а может и не стать ею, продолжая давить на человека изнутри или постепенно угасая.
Все зависит от силы потребностей и характера ее удовлетворения (сразу – не сразу, полностью – не полностью, легко – трудно и т. д.)
Если человек разумно удовлетворяет свою потребность и она материализуется в цель, у него обязательно развивается соответствующий вид поисковой интуиции.
Если не работает потребность (например, человек не хочет быть лидером или познавать мир на глубинном уровне), то у него не развивается и та разновидность интуиции, которая помогает удовлетворить нужную потребность (в данном случае лидерскую или познавательную).
Если человек не ведет духовный поиск, то у него не разовьется и духовная интуиция.
Удовлетворенные и неудовлетворенные базовые потребности определяют картину мира и тип личности в зависимости от того, какая потребность является доминирующей.
Важно также понять, как эти потребности соотносятся между собой.
В каждый момент своего развития у человека какая-то одна потребность является доминирующей, а другие – второстепенными.
Однако по мере взросления и развития как самого человека, так и окружающего его мира главенство потребностей может меняться – от самой главной до третьестепенной.
Каждая потребность имеет свой тип интуиции, и при своем длительном преобладании она рождает в человеке особое «Я».
Как влияет на силу и достоверность интуитивных прозрений удовлетворенность или неудовлетворенность человеческих потребностей, достижение или недостижение целей, поставленных человеком под влиянием потребностей?
Восточная версия психосинтеза исходит из того, что полностью удовлетворенная потребность снижает у большинства обленившихся и пресыщенных людей интуитивную активность.
То же самое происходит, если потребность в течении длительного времени совершенно не удовлетворяется, тем более если было несколько неудачных попыток ее удовлетворить: в этом случае она может»усохнуть».
Лучше всего интуиция работает, когда потребность удовлетворена, но частично, – тогда у человека возникает программа «завершения гештальта», причем она усиливается, если у человека был опыт побед и достижений.
Интуиция развивается с возрастом. Это касается и низших, и более высоких видов духовной интуиции.
Человек после сорока лет, пройдя два-три брака, накапливает опыт понимания людей противоположного пола и научается сразу различать, кто ему нужен, а кто – нет.
Опытным лидером, способным минимизировать риски, сэкономить силы и предвидеть опасности, человек становится тоже далеко не в молодости.
А уж духовной интуиции просто не бывает у неопытных юношей, даже если их помыслы чисты.
И даже если взять опытного человека в земном смысле, хорошо понимающего, что такое мир зла в духовной сфере он будет очень неопытным и его высшая духовная интуиция, как правило, будет искривлена «чутьем» его эгоистического нутра.
Тем не менее, включение интуиции более высокого вида возможно и в том случае, если низшие ее уровни развиты далеко не в полной мере (например, если мы имеем дело с бессребреником, духовным искателем не от мира сего или творческой увлеченной личностью).
Все зависит от того, на каком уровне развития и удовлетворения своих базовых потребностей находится человек. Какая потребность наиболее активна, такая разновидность интуиции у него включается и развивается.
Восемь видов интуиции (интуиция выживания, семейно-родовая интуиция, эгоистическая интуиция, адаптивная интуиция, лидерская интуиция, эмпатическая интуиция, познавательно-творческая (экспертная) интуиция, духовная интуиция) выделены нами в связи с нашими потребностями, которые у каждого человека по-разному удовлетворены.
Совсем необязательно для пробуждения духовных потребностей удовлетворять все остальные потребности по полной программе.
Чтобы стать просветленным, вовсе необязательно становится властолюбивым эгоистом или богатым лидером.
Наоборот, если человек пойдет по этому пути, ему будет трудно сойти с него и вернуться к духовному пути.
Тем не менее, если человек не удовлетворил никакие свои земные потребности, а они остались , его попытка взять реванш в сфере духа едва увенчается успехом – неизжитые желания потянут вниз.
Потому для духовного восхождения человек должен попробовать земную жизнь, состояться в ней, удовлетворив свои земные амбиции, но постепенно ощутить их недостаточность и тщету.
Тогда он может встать на духовный путь и этот выбор его будет вполне органичным и на этом пути он начнет постепенно развивать духовную интуицию, которая будет проявляться как способность распознавания между добром и злом, светом и тенью, истинным духовным состоянием и ложным иллюзорным состоянием, правильным и ошибочным решением.
Он сможет научиться мгновенно отличать истинное духовное учение от ложного учения, подлинного учителя от обманщика, который иногда может быть мистификатором высокой пробы.
Но главное, он будет всегда понимать, что и кто приближает его к совершенству, а кто или что отдаляет.
Эта духовная интуиция на Востоке называется чувствознанием, то есть синтезом правильного чувства, даже ощущения истины и правильного видения и понимания. К этому нужно стремиться и это свойство можно и нужно постепенно развивать, причем предела совершенству здесь нет.