Виды интуиции: интуиция воображения

. Иногда этот вид интуиции называют имажинативной.

На нее обратили внимание еще философы античности, а позднее о ней говорили такие известные западные философы, как Гельвеций, Локк, Беркли, Юм.

Затем ее стали изучать психологи Милль, Браун, Гербарт, Уильям Джемс.

Она связана с такими мысленными операциями, как извлечение из памяти зрительных образов, их разделение на части и воссоздание заново, их замена, преобразование, комбинирование, создание новых образов или групп образных картин.

Чем отличается интуиция воображения от образного мышления, которое также включает в себя эти же мысленные операции?

Тем, что интуиция воображения всегда имеет дело с бессознательной игрой образов и  тем, что она во многих случаях решает поисковые задачи по нахождению тех или иных путей достижения цели.

 Один из самых важных факторов интуиции воображения – это игра ассоциациями, некими цепочками связи между любыми мысленными понятиями, образами, эмоциями, ощущениями.

 В интуиции, основанной на воображении, чаще всего возникает связь между зрительными образами и картинками, когда один появившийся образ бессознательно тянет за собой другой образ, и это помогает решению задачи.

Считается, что существует четыре основных вида ассоциаций:

1) ассоциации по смежности, появляющиеся при восприятии предметов, которые находятся близко друг от друга в пространстве или один за другим во времени (при слове «ключ» естественно возникновение слова «замок», а при слове «вечер» – появление слова «ночь»);

2) ассоциации по сходству, которые связывают друг с другом предметы с общими признаками и неким смысловым сходством (огурец – помидор, футбол – хоккей, фортепиано – скрипка, волк – лиса);

3) ассоциации по контрасту, где имеет место переход к предмету или процессу противоположного смысла (прибыль – убыль, быстрый – медленный, свет – тьма);

4) ассоциации по отношению, в которых между предметами или процессами образуются связи структурного или причинно-обусловленного типа (лес – деревья, солнце – свет, руки – ноги, холод – снег).

Это самые простые ассоциации, относящиеся к словам.

Они образуются в мозге, выстраивая нейронные цепочки.

В реальном мыслительном процессе все происходит намного сложнее: слова вызывают образы, один образ цепляется за дугой и порождает третий, с образом связана цепочка эмоций, где одно чувство запускает другое, и в результате в сознании человека проносятся целые психические миры, иногда очень яркие и красочные.

Интуиция воображения предполагает с одной стороны рождение таких образов, а с другой стороны угадывание возможных вариантов развития событий через игру этих образов,  как бы наводящихся на реальные варианты.

Все это отражается активизацией процессов в головном мозге, где все время движется огромное количество импульсов и сигналов.

Если человек просто пребывает в состоянии психологической полудремы, то эти образы и цепочки ассоциаций, вращающиеся в его голове, находятся в состоянии броуновского движения и непродуктивного хаоса, из которого не рождается ничего полезного и значительного.

Но если он при этом решает серьезные проблемы, неважно, жизненные или творческие, активно включает логику, целенаправленно перебирает варианты и на какое-то время отпускает себя, делая паузы, то его интуитивный ум может пользоваться этими образами и ассоциациями и находить решение с помощью интуиции воображения.

Каким образом интуитивный ум отбирает нужные ассоциации для решения проблем и нахождения новых путей достижения цели?

 Интуиция воображения действует прежде всего через сферу бессознательного:  далеко не все ассоциации образов всплывают на поверхность, в рациональную сферу.

 Как правило, они выводятся наружу, если несколько предшествующих ассоциативных образов совпали друг с другом и образовали некий комплекс психологических представлений, который на уровне предчувствия кажется человеку похожим на правильный ответ.

 Тогда этот комплекс может попасть под действие преобладающего эмоционального состояния, которое, словно поток, выносит его на поверхность.

Так глубинная ассоциация превращается для человека в интуитивную гипотезу.

 При этом человек может не осознавать и чаще всего никогда не осознает, что же связало воедино его разрозненные ассоциации и каким образом к нему в голову пришла эта догадка.

На поверхность ума всплывает лишь итог работы его интуитивного ума, словно гигантский суперкомпьютер, перебирающего образы и задействующего ассоциативные связи между ними.

При этом перебор вариантов происходит весьма произвольно, и точность найденного решения зависит от силы интуитивного ума и общего потенциала сознания данной личности в целом.

Интуиция воображения порой побуждает человека к тем или иным решениям сильнее, нежели логика.

 Иногда она бывает верной, иногда – ошибочной, но многие наши импульсивные поступки продиктованы именно картинкой, возникшей в голове и сопровождающей картинку догадкой, но отнюдь не ментальными доводами, не подкрепленными никакой картинкой.

Ревнивый муж убивает жену не потому, что убедил себя в ее изменах с помощью цепочки умозаключений, а потому, что в какой-то момент его бессознательное нарисовало ему красочную картинку происходившей измены, и его интуитивный ум принял это предположение (вполне возможно, ошибочное) за абсолютную истину.

Интуиция воображения во многом связана с футуроинтуицией, основанной на предчувствиях будущего, и с мнемической интуицией, использующей для получения интуитивных ответов воспоминания о прошлых событиях и привлекающей эти события к решению проблем, если в них находится некая аналогия с настоящим.

Некоторые ученые объясняют с помощью механизмов имажинативной интуиции и широко известный эффект «дежавю» (уже увиденное).

Существует целый ряд объяснений этого эффекта, приближающих нас к разгадке механизма интуиции воображения. Среди них:

теория вытесненных в бессознательное желаний по Фрейду;

теория повторяющихся сновидений; теория психологической самозащиты, согласно которой мы в проблемных ситуациях с целью снизить возникшее напряжение ищем нечто знакомое и похожее на прошлое;

 физиологическая теория сбоя во взаимодействии различных участков прошлого;

 психиатрическая теория, воспринимающая «дежавю» как психическое расстройство;

физическая теория, объясняющая данный феномен «флуктуацией времени», переносящей в настоящее след некоего похожего по форме события прошлого;

эзотерическая теория прошлых жизней, согласно которой «дежавю» – это похожая вибрация из прошлой жизни.

Восточная версия психосинтеза, с уважением относящаяся к различным объяснениям этого явления, позволяющего нам приблизисться к пониманию природы интуиции воображения наиболее близкой к истине считает голографическую теорию голландских ученых Г. Сно и Д. Линчена, которая рассматривает воспоминания (как и психические образы в целом) как голограммы.

Эти голограммы  хранятся в особых участках мозга и всплывают в сознание, когда отдельные фрагменты новой голограммы (мозговой образ новой ситуации) совпадают с какими-то фрагментами старой голограммы.

Однако откуда взялась старая голограмма, если в жизни человека никогда не было даже близко похожих переживаний, трудно объяснить чем-то иным, кроме восточной доктрины реинкарнаций?!

Развитие интуиции невозможно без активизации воображения, поэтому психосинтез и в своей классической, и в восточной версии придает тренировке этого навыка огромное значение.

Если вы хотите развить свою интуицию, вам не обойтись без тренировки интуиции воображения.

Пытаетесь  как можно представить все, что вы понимаете умом, может быть образы позволят вам быстрее и точнее приблизиться к истине.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой