Присутствие духа. Как сохранять присутствие духа?

 

Сила интуиции зависит от степени присутствия духа, постоянного, предполагающего серьезную внутреннюю работу человека над собой или ситуативную.

Чем выше уровень присутствия духа, тем меньше дезинтеграция и наоборот. Истинное присутствие духа - это сознательное и ответственное пребывание человеческого Я в его внутреннем психологическом мире и его внешней жизни.

И наоборот, раздробленность человека, фрагментарность его сознания и жизни есть прямое следствие отсутствия духа

Учитывая  массовость невротических реакций, дисгармоничность  душевного состояния современного человека и  увеличение количества навязанных массовой культурой мотивов  можно с уверенность сказать, что  структура личности современного человека носит гораздо более дробный и фрагментарный характер, нежели мы предполагаем.

Гурджиев говорил в таких случаях: «Вас просто нет!»

Присутствие духа прежде всего предполагает поддерживание концентрации внимания на самых важных сторонах внешней и внутренней жизни и культивирование чувства хозяина собственной судьбы.

 Человек ощущает присутствие как силу и постоянство своего Я, как готовность ответить на вызовы судьбы.

Вы есть и если вы достойный человек, то  в вашем присутствии люди стараются вести себя достойно.

То же самое внутри нас – если мы отсутствуем, то и наши внутренние человечки – субличности выпрягаются и ведут себя  в лучшем случае хаотично, а в худшем целеустремленно.

Вспомните портреты духовных мастеров разных традиций – судьбы, культура, страны разные, а дух почти одинаков. Отсюда достоинство и естественность, царящая внутри  и ощущаемая всеми, кто является свидетелем жизни этого человека.

Сила присутствия духа различается по степени, локализации  в теле (внешний мир/внутренний мир, голова/ментальная сфера, грудь/эмоциональная сфера, живот/телесно-волевая сфера).

Чтобы различить, в какой степени у человека проявляется присутствие духа (Я), нужно посмотреть, на что в большей степени направлено внимание человека, где он больше всего находится - во внешнем мире или во внутреннем мире?

 Где он больше всего состоялся - во внешней профессиональной самореализации или внутренней работе по обретению совершенства или гармонии (осознавая, что людей подобного типа очень мало)?

Можно посмотреть также на силу влияния человека на других людей: человек со слабой степенью присутствия духа оказывать сильное влияние не может.

Можно говорить также о частичном присутствии духа и неравномерном распределении внимания между объективным и субъективным психологическим миром (экстравертность и интравертность) и полном присутствии, при котором внимание распределяется между внешней и внутренней реальностью более гармонично и пропорционально (мегавертность).

 Подобное полное присутствие духа - отличительная черта так называемых мастеров жизни, просветленных людей, способных управлять собой и контролировать собственную психику и поведение на очень высоком уровне.

 Все религии и эзотерические учения Востока и Запада различным образом говорят о достижении полного присутствия духа как о желанном идеале, к которому нужно стремиться.

Это состояние сопровождается сверхинтенсивным энергетическим подъемом человека и эмоциональным экстазом, переживанием полноты бытия и субъективного всемогущества, свободы и всеединства.

Такой человек , говорил Кришнамурти, внутренне цветет оттого, что он есть и что он празднует эту жизнь.

Помимо полноты (силы) и неполноты (слабости) своего проявления, присутствие духа обладает также качествами позитивной эмоционально-мыслительной окраски.

Человек не просто концентрирует свое внимание и ощущает собственное Я, пребывая при этом преимущественно во внешнем или во внутреннем мире.

Если же у человека слабое присутствие духа, то он  на психологическом уровне не очень устойчив, и его мысли и чувства могут носить как позитивный (жизнерадостный, бодрый, а иногда и эволюционный, направленный на совершенствование), так и негативный (унылый, озлобленный, а то и деструктивный, ведущий к моральной деградации) характер.

Подобное присутствие иногда бывает и бессознательным или полубессознательным.

 В этом случае в психологии присутствие, точнее говоря отсутствие духа и сознательного Я называют отождествлением. Человек может отождествиться с кем угодно, и с чем угодно- с другим человеком, занятием, деньгами, обстоятельствами.

Если мы захотим избавиться от негативных переживаний, то нам необходимо, прежде всего, разотождествиться с ними.

На Востоке считается, что присутствие духа должно носить не отрицательную и даже не положительную окраску, а быть нейтральным.

 Тогда управление собой и познание себя делается более точным и глубоким.

Однако восточная версия психосинтеза исходит из того, что в России с ее неистребимой эмоциональностью и богатой душевностью путь отстраненного самонаблюдения и самоприсутствия срабатывает не всегда эффективно и органично.

Более благоприятный для нашего менталитета подход - это теплое дружественное присутствие в самом себе, когда к процессу осознанности подключаются эмоции - радость, любовь, восторг.

В этом случае самоприсутствие получает позитивную обратную связь в виде положительных эмоций, позитивного эмоционального фона.

Интуиция рождается именно в этом месте пересечения сознательного Я и позитивных эмоций, продлевающих процесс присутствия духа.

Это так называемые чистые необусловленные эмоции , которые порождены энергией внешнего Я.

Они рождаются в результате соединения сознания и эмоционального сердца, когда человек переносит свое Я из головы в область груди.

Подобная практика соединения ума и сердца наиболее подробно описана в святоотеческой литературе, причем в православной версии.

Такой сплав пробуждает в человеческой душе устойчивую радость и создает тот благоприятный позитивный эмоциональный фон, который помогает проявлению интуитивных прозрений и догадок.

Восточная версия психосинтеза напрямую связывает проявление интуиции со сферой объединенного сознания и сердца, с присутствием духа в эмоциональном сердце. Чем полнее и сознательнее человек соединил свое Я с сердцем, тем могучее и устойчивее его интуиция.

Состояние самоприсутствия или присутствия духа близко к идее осознанности или самовспоминания, которую разделяли самые разные эзотерики Востока и Запада - буддийские мастера, суфии, Гурджиев, Кастанеда, Кришнамурти.

Однако оно, на мой взгляд, точнее выражает идею внутренней работы над собой, которую должен проделать человек, стремящийся к совершенствованию и синтезированию своих дезинтегрированных частей и субличностей.

Тот, кто стремится обрести совершенство, должен не просто развить непрерывность самовспоминания, но и повысить уровень самоприсутствия, проникновения лучей внимания во все структуры и участки своего тела, эмоций и ума.

Это оказывает мощное преображающее воздействие на весь психологический состав человека, делая его целостным, практичным, энергетически мощным проводником интуиции.

Старайтесь пробудить  и  удержать присутствие духа во всех сферах вашей деятельности.

В этом случае увеличится сила вашего присутствия духа.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой