Психология Востока и Запада

 

Достижение целей  в западной и восточной традиции: от деловитости до недеяния

Психология Востока и Запада отличаются друг от друга  многими чертами, но одним из главных признаков является отношение к достижению целей.

Вся западная культура построена на непрерывном процессе постановки и достижения целей, на замене старых целей целями новыми, на постоянном целевом контроле и самоконтроле.

Ребенку с детских лет внушается, что оно должен добиться в жизни многого: накопить капитал, сделать карьеру, купить дом, заслужить почет и уважение в обществе.

Эти цели, внушенные родителями, воспитателями, преподавателями, прессой, СМИ, интернетом и самим воздухом западной жизни, то есть цели, привнесенные извне, ребенок должен был воспринять, как свои собственные цели.

 Постепенно размышляя над целевыми предписаниями общества, ребенок надевал их в личные образы, думал, мечтал о них, пытаясь воспринять их как руководство к действию.

 Становясь все более взрослым, молодой человек нередко обожествлял эти цели, заполняя их реализацией все время своей жизни.

Иногда такое превращение заданных извне целей во внутренние целевые программы проходило легко и естественно.

 В других случаях человек мог сопротивляться внешней обработке и заменять навязанные программы собственными решениями, образами и задачами.

Дети отвергали предписания отцов, привычно бунтовали, формулировали себе новые программы, которые лет через двадцать удивительным образом начинали напоминать то, чему поклонялись их родители.

 Если кто-то отказывался следовать установленным в обществе правилам и задачам и пытался вести какую-то свою игру, которая кардинально отличалась от общепринятой, на него нередко накидывали ярлык неудачника, ретрограда, человека с негибким мышлением.

Но соглашался ли человек с привнесенными в его жизнь новыми целями и ценностями или оспаривал их, предлагая что-либо свое, это были те же цели. Без них жизнь на Западе считается просто невозможной. В этом психология Востока и Запада отличается друг от друга.

Несмотря на то, что официальные диалоги подавляющегося большинства так называемого свободного мира являются демократией и либеральной ценностью, а регулятором экономической жизни считается вездесущий рынок, которому не нужны целевые указания советского образца, тем не менее очень многое в этих государствах и тем более в личной жизни человека, живущего в этом обществе планируется и внедряется в жизнь в достаточно четком виде.

С одной стороны подобная целевая идеология помогла выстроить очень мощную экономику, науку, социальные институты, военно-технические достижения.

С другой стороны для персонального психологического самочувствия каждого человека зацикленность на целедостижении приводит к своим негативным результатом.

Даже если человек достигает поставленную цель, он все меньше этому радуется, все острее подвержен стрессам и депрессиям, все меньше уделяет внимание творческой и духовной жизни.

Необходимость непрерывно и на всех уровнях бытия достигать больших и маленьких целей, истощает очень многих людей, приводит их в состояние упадка сил и множит количество неудовлетворенности.

Нельзя сказать, что Запад не понимает эту опасность и не пытается каким-то образом ей противостоять.

Психология Востока и Запада начинают все глубже проникать друг в друга.

В 60-е годы спонтанные и подчеркнуто антицелевые хиппи бросили вызов целевым яппи и попытались выбросить из жизни идеологию белых воротничкам.

 Они активно увлекались восточными практиками, хотя это увлечение было неглубоким и чисто внешним.

На какое-то время им  удалось сбросить с себя западную культурную оболочку.

Сам образ человека в галстуке был на какое-то время скомпроментирован в глазах молодежи.

Однако сегодня исповедовать идеологию хиппи, значит, во многом признаться в собственной жизненной беспомощности.

Другим способом протеста против засилья целенаправленных стандартов являются духовные практики.

Именно эти практики, выражающиеся во влечениях буддийскими медитациями, учениями йогов, восточными единоборствами, то есть обращение к восточному опыту, как раз и является попыткой Запада сбросить с себя тяжелые вериги целей, которые нужно обязательно реализовывать.

Тем не менее, эксперты, наблюдающие этот процесс, отчетливо видят, что западники, пытаясь интегрировать восточный опыт, очень сильно приспосабливают его под себя.

Это ведет к тому что, восточная традиция нередко усваивается людьми запада неглубоко в усеченном виде с помощью пародийного по сути копирования восточной экзотики.

 Тем не менее, нельзя не признать, что культуру целеполагания развил и принес человечеству именно Запад. Психология Запада и Востока сближается сегодня в том числе и потому, что высокие технологии, которыми овладевают сегодня «азиатские Драконы» могут быть освоены только в случае усвоения западных умений в работе, включая трудовое целеполагание.

И те восточные нации и государства, которые идут в значительной степени по западному пути, копируют и доводят до высшей стадии развития эти западные целевые технологии жизни.

На практике это приводит к тому, что те восточные народы, которые в наибольшей степени подражают ценностям Запада усваивают его уроки и становятся в вопросах достижения целей более успешным.

Так самая западная из всех стран Запада- Япония настолько прониклась духом четкой регламентации жизни, что превратилась в единственное государство, которая ставит и в той или иной степени добивается различный государственных целей, которые разрабатываются и применяются ею аж на 50 лет вперед.

 В частных беседах с жителями России японцы недоумевают: «Зачем вы разрушили Госплан, ведь у вас было такое хорошее средство сделать поступательное развитие страны необратимым».

Близок к этому и Китай, экономическое чудо которого многие связывают с умелым сочетанием рынка и плана, которое ему удалось реализовать в своей жизни.

Если вернуться к индивидуальной психологии Запада, можно назвать многих из них жертвами избыточного целеполагания. Психология Запада и Востока в этой части почти антиподы.

Когда целей очень много и всех их неукоснительно нужно достигать, интерес к этому непрерывно снижается, из жизни уходит непредсказуемость, тайна, спонтанность, уступая место необходимости в каждый новый момент делать что-то предписанное, неважно вовне или изнутри.

Человек подобного склада обречен на то, что часто сталкиваться со стрессом и разочарованиями.

Ему в пору прописать здоровую порцию бесцельного созерцания облаков, спонтанного выключения из суетливой гонки за деньгами и удовольствиями, дауншифтинг и пересмотр собственных ценностей в сторону возврата к естественности и спокойному переходу к отдыху и свободе.

 Только не все на это соглашаются.

В противовес этому восточная  духовная культура  исповедует совершенно иные цели и ценности – это недеяния во всех смыслах этого слова.

 Психология Востока и Запада всерьез отличается друг от друга.

 В основе восточной традиции стремление выйти за пределы суетливого вращения по заколдованному кругу суетливой жизни.

 Восточная культурно-духовная традиция в гораздо большей степени, чем западная традиция ориентирована на процесс, на поток, на заполнение естественных пауз жизни гораздо большим пространством, чем это принято на Западе.

 Сравним восточно-медитативную живопись с ее небольшими фигурами, окаймляемыми гораздо большим, чем принято, свободным пространством, воздухом, благодаря которому картина дышит с современной живописью Запада, где пространство картины

         Еще в большей степени подобная склонность к недеянию пронизывает мировоззрение большого числа людей, в той или иной степени, занимающихся духовными практиками.

 Почти никто из этих людей не стремится сделать карьеры, проявлять очень большую активность, тешить честолюбие желанием еще большей активности и власти.

Гораздо важнее для людей, сделавших свой процессуальный выбор, не делать внутренних ошибок, соответствовать естественному порядку вещей (дао), быть, а не казаться, спокойно жить, а не просто обладать.

Если человек хотя бы в какой-то степени учитывает идеи недеяния, оставаясь при этом целеустремленным и деловитым, он добьется гораздо больших успехов, чем если будет непрерывно заниматься целенаправленной суетой и заменять живой процессомжизни постоянной карьерно- денежной гонкой.

Старайтесь чередовать в своей деятельности деяния-недеяния, ведите духовно-медитативную практику, созерцайте красоты природы.

Делайте перерывы между усилиями и старайтесь работать не только и не столько за результат (прежде всего прагматический, сколько за себя.

Помните что даже Бог, согласно библейскому преданию один день из семидневной недели занимался недеянием или отдыхал.

Не пытайтесьпереплюнуть Бога в своем трудоголизме и суете. В любом случае паузы помогут вам добиться поставленной цели.

Старайтесь взять от психологии  Востока и Запада все лучшее, что есть и в той, и в другой традиции.

Тем более, что современный процесс глобализации во многом унифицирует эти глубинные психологические традиции.

 Жители стран Востока вынуждены принять многие западные установки, связанные с привычками  в работе и с системой ценностей, а жители Запада, утомленные трудоголизмом все активнее осваивают различные восточные психотехники и системы оздоровления.

На мой взгляд сегодня каждый человек, желающий быть и успешным, и гармоничным может взять из психологии Востока и Запада все ценное, что помогает ему счастливым образом достигать свои важные жизненные цели.

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой