Эмоциональная саморегуляция
Любой может рассердиться — это легко.
Но быть рассерженным на нужного человека,
в нужной степени, в нужное время, для опре-
деленной цели и соответствующим способом
— вот в чем сложность!
Аристотель
Эмоции — это форма информации в виде энергии, идущей от наших чувств.
Эмоциональная саморегуляция, то есть умение управлять своими эмоциями очень важна для человека.
Мы можем получать эту информацию - энергию сознательно и управлять ею, совершать в ней необходимые изменения или превращать ее в желаемые действия.
Мы можем трансформировать наши эмоции любыми способами, которые работают на нас и помогают нам.
Мы можем уменьшить интенсивность эмоций, менять одну эмоцию на другую. В самых разных культурах к управлению эмоциями относятся по-разному.
Североамериканские индейцы, например, считают, что управление чувствами — плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами и мыслями, нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс.
У европейцев прямо противоположный подход.
Им проще управлять своей интеллектуальной деятельностью, а управление эмоциями дается им с огромным трудом.
У западного человека нередко они блокированы, находятся в несколько зачаточном, «детском» состоянии, ибо ментальная культура Запада базируется на управлении интеллектуальными процессами, а эмоции в ней играют второстепенную роль.
По этой причине высокоразвитый в интеллектуальном плане современный человек может быть при этом рабом страстей, истериком, паникером, психопатом и т. д. , потому что он понятия не имеет, как управлять своими эмоциями.
Эмоциональная саморегуляция среднестатистического современного человека находится на весьма низком уровне
Цивилизованный человек зачастую считает эмоции вредным наследием прошлого, доставшимся нам от «братьев меньших».
А они по своей эволюционной незрелости не могли воспользоваться разумом для наилучшего приспособления к окружающей среде.
Потому они и вынуждены были довольствоваться столь примитивными механизмами приспособления, как страх, заставлявший убегать от опасности, ярость, которая без лишних колебаний мобилизовала мускулатуру на борьбу за выживание, удовольствие, в погоне за которым они не знали усталости и снисхождения.
Такой точки зрения придерживался и известный швейцарский психолог Э. Клапаред, с повышенной эмоциональностью отвергавший право эмоций на участие в регуляции человеческой деятельности: «Бесполезность или даже вредность эмоции известна каждому.
Представим, например, человека, который должен пересечь улицу; если он боится автомобилей, он потеряет хладнокровие и побежит.
Печаль, радость, гнев, ослабляя внимание и здравый смысл, часто вынуждают нас совершать нежелательные действия».
Часть западных психологов, таким образом, вообще отбрасывала ценность эмоциям, благодаря которым человек только и может ощущать вкус радости и счастья.
Но с другой стороны избыток негативных эмоций приводит к большому числу поведенческих ошибок.
Короче говоря, индивид, который не обладает развитой эмоциональной саморегуляцией оказавшись во власти эмоции, «теряет голову».
Да, эмоции — эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум, интеллект.
Поэтому они подсказывают нам и более простые пути решения жизненных ситуаций.
Тому, кто последует их «совету», эмоции добавляют энергии, поскольку они напрямую связаны с физиологическими процессами — в отличие от интеллекта, которому подчиняются отнюдь не все системы организма.
Под сильным воздействием эмоций в организме происходит такая мобилизация сил, которую разуму не вызвать ни приказами, ни просьбами, ни понуканиями.
Управление эмоциями или сознательная эмоциональная саморегуляция — это базовая составляющая работы над собой.
Даже с точки зрения здоровья эмоции напрямую влияют на наш организм.
Ученые установили такую взаимосвязь: слабые, короткие по времени, но разнообразные эмоции оказывают безусловную положительную помощь организму, действуют как некий эмоциональный массаж наших органов.
А сильные по уровню, но короткие по времени, а также слабые, но длительные по времени эмоции вызывают различные функциональные нарушения в органах и системах организма.
Сильный гнев поражает нашу печень; постоянное чувство страха, печали действует на почки; длительная тоска — разрушает легкие; постоянная тревога — селезенку, поджелудочную железу; избыточная (необузданная) радость, ревность или зависть — поражает сердце.
Существует и обратный закон: больная печень вызывает чувство гнева, больные почки — чувство страха и т. д.
Есть три основных способа изменить эмоции, требующие навыка эмоциональной саморегуляции.
Первый способ: мы можем изменить наши эмоции, меняя объект нашей концентрации, что приносит отличные результаты.
На чем мы сосредотачиваемся, то и становится нашей действительностью.
Мы сосредоточены на эмоции страха в предчувствии потери или мы сконцентрированы на эмоции азарта и удовольствия в предвкушении прибыли?
Второй способ: мы можем изменить наши эмоции, меняя наши убеждения.
Наши убеждения — это фильтры нашей реальности, они ее формируют, воздействуя на информацию, которую мы допускаем в сознание.
Наши убеждения воздействуют на интерпретацию, которую мы даем любым фактам и событиям.
Если мы убеждены в победе, если мы сформировали свои убеждения оптимальным образом, то мы не будем сходить с ума из-за некоторых тяжелых этапов на пути к цели, из-за «полос невезения».
Мы уже победители в своем мозгу, мы овладели эмоцией победительной радости, мы уже действуем и совершаем поступки исходя из нее. Это также мощный способ эмоциональной саморегуляции.
Третий способ: мы можем изменить наши эмоции, меняя нашу физиологию.
Наше дыхание, выражение лица, положение тела, тон и темп голоса воздействуют на наши мысли и эмоции.
Чаще всего люди упускают тот момент, что физиология сама является инструментом генерации мыслей и эмоций.
Если вы надеетесь победить, переломить ситуацию, добиться успеха, заключить сделку, завоевать женщину — сидя на краю стула, ссутулив плечи, сжав челюсти, стиснув губы, сцепив руки в замок и сдерживая дыхание, то вы никогда не добьетесь своего — даже если имеете на то все шансы.
Вы приняли позу беспокойства о том, что должно случаться, вы проигрываете на уровне своего тела.
Мысль воздействует на тело — это факт общеизвестный.
Но не надо забывать и об обратной связи: ведь и тело воздействует на мысли. Телесный способ воздействия на интенсивность переживаний- мощный способ эмоциональной саморегуляции.
Поэтому самый быстрый и прямой способ изменить ваше эмоциональное состояние состоит в том, чтобы изменить нечто в вашей физиологии — сменить положение тела, дыхание, выражение лица, тон и темп голоса.
Все мы знаем, что, когда мы счастливы, мы улыбаемся.
Но сколько людей понимают, что, когда они улыбаются, они действительно через некоторое время начинают испытывать радость?
Актеры знают удивительную силу физиологии и используют ее.
Симулируя рыдания, очень скоро они начинают действительно чувствовать эмоции, которые сопровождаются рыданием, и т. д.
Поэтому людям, испытывающим депрессию, стоит взять за правило — улыбаться полчаса в день на пиках их депрессивной стадии.
Приблизительно 80 мышц лица гонят кровь в мозг, и улыбка увеличивает его кровоснабжение.
Улыбка как весьма эффективный метод эмоциональной саморегуляции также изменяет уровень кислорода и уровень возбуждения нервных окончаний.
Не менее эффективно работает физиология превосходства, которая связана с изобретательностью, гибкостью, уверенностью в себе, позами доминирования.
Если этой физиологией управлять, сознательно меняя позу в определенных ситуациях, она также будет работать на вас и мощно влиять на окружающих.
Думайте о чем-нибудь, что вы делаете легко и уверенно. Вообразите себя в этой ситуации.
Поместите себя в физиологию этой ситуации. Обратите внимание на ваше положение, выражение лица, дыхание, и ваш тон и темп голоса.
Расправьте плечи, разверните грудь, откиньте назад голову, наполните взгляд уверенностью и победительной силой.
Вы — Наполеон во время битвы при Аустерлице!
Действуйте из этого состояния! Побеждайте!
Вот в чем главный ключ эмоциональной саморегуляции.
Итак, для того, чтобы управлять эмоциями и стать мастером эмоциональной саморегуляции вы нужно научиться нескольким навыкам. Вы должны научиться:
Итак, для того, чтобы управлять эмоциями, вызывать нужную вам эмоцию;
вызывать ее по желанию в любой ситуации;
уметь удерживать ее нужное вам время;
уметь выходить из нее (в некоторых случаях это
гораздо важнее, чем входить);
произвольно управлять ее интенсивностью (напри-
мер, научиться радоваться слабо, сильно и очень
сильно);
различать эмоции, уметь отделять одну эмоцию от
другой (не путать злость и ненависть, грусть и тоску,
зависть и обиду, интерес и симпатию, и т. д.).
Притча «Обида»
Однажды к Учителю подошел ученик и сказал: «Учитель, мне очень тяжело живется, потому что меня обижают люди. И я подолгу обижаюсь на людей. Что мне делать?»
Учитель дал ему мешочек с гвоздями и ответил: «Каждый раз, когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену».
В первый день в стену было вбито 26 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в стену гвоздей стало уменьшаться.
Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания.
Он рассказал об этом своему Учителю, и тот сказал: «Каждый день, когда тебе удастся сдержаться,ты может вытаскивать из стены один гвоздь».
Шло время, и наступил день, когда мальчик смог сообщить Учителю о том, что в стене не осталось ни одного гвоздя.
Тогда Учитель взял его за руку и подвел к стене:
«Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в стене дыр? Она уже никогда не будет такой, как прежде.
Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры.
И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».
«А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?», — спросил ученик. Учитель ответил: «А вот с ними тебе придется жить всю жизнь».
При каких психологических проблемах и качествах вам рекомендуется делать упражнения и психотехники, помогающие сформировать навыки эмоциональной саморегуляции и управлять эмоциями:
сильные неуправляемые желания деструктивного характера;
склонность к «зависанию» в состоянии раздражения, ярости, злопамятности, недовольства;
подверженность волнам депрессии, уныния, тоски;
противоречивые эмоциональные состояния — чередование бурной радости и сильной печали;
эмоциональная холодность, «закрытость сердца», душевная сухость, притупленность эмоциональной сферы;
эмоциональная «глухота», неумение сопереживать и понимать, в каком эмоциональном состоянии находятся люди, с которыми вы общаетесь.
Черты и качества эмоций, умение управлять которыми развивают эти упражнения и психотехники:
знак (положительная или отрицательная эмоция);
динамика (интенсивность, длительность, устойчивость);
внешнее выражение (мимика, речь, пантомимика).
Чем регулярнее и сознательнее вы будете выполнять эти упражнения и психотехники, тем лучше вы сможете:
ЧеЧемпсихотехники, тем
управлять эмоциями;
менять их знак (отрицательный на положительный);
избавляться от негатива;
увеличивать интенсивность и длительность положительных переживаний;
усиливать выразительность и яркость своей мимики, жестикуляции и речи.