Талант и способности. Как пробудить и развить свой талант
Сколько людей оказались бесплодными, даже погибли из-за того, что их сила была недостаточна для их талантов или их талантов было недостаточно для их силы!
Георг Зиммель
Можно искать клад, всё время идя в гору. Это тяжелый, но верный, хотя и долгий путь. Но ведь можно и найти в себе дополнительные резервы — свои таланты — которые как крылья поднимут и перенесут вас в желанное место.
Когда человек открывает в себе таланты, полезные для мира, сила, которую он ищет, начинает ликовать и посылать кладоискателю сигналы: «Ищи меня здесь!» .
Открытие в себе талантов — это, по существу, нахождение ключа, которым вы откроете дверцу силы. Индиана Джонс! Помни: не бывает бездарных Мастеров Силы. Ищи свои таланты!
Талант — ненасытный источник сил
И обыденнаяпсихология, и эзотерические учения говорят о том, что каждый человек от природы имеет какой-нибудь дар, отличающий его от других.
Даже самый бесталанный, бесцветный и скучный человечек вроде гоголевского Акакия Акакиевича, если хорошенько покопается в себе, обнаружит какой-нибудь завалящий талантец. Кто - к каллиграфии. Кто - к садоводству.
Кто - к выпиливанию лобзиком. Мать-природа никого не выпустила в мир абсолютно нищим. Каждому хоть что-нибудь подарила в наследство.
Дар проявляет себя уже в детстве. Он же, как правило, определяет выбор жизненного пути. Словом, талант — это та сила, которая ведет нас по жизни, формирует нашу судьбу.
Один ребенок чуть не с пеленок умеет оперировать в уме многозначными числами. Понятно, что с математикой в школе у него проблем не будет, и дальше он пойдет по этой части.
Другой, имеет врожденную грамотность. Кого-то интересует биология, кого-то литература. Кое-кому еще в младшей группе детского сада дай в руки токарный инструмент - выточит лодочку. Со всей необходимой снастью.
Иногда детские игры удивительным образом демонстрируют способности и склонности человека. Еще в советское время у меня был опыт общения с одним работником обкома. Я обратил внимание на странные игры его детей: их куклы и игрушки носили имена членов политбюро.
Один был Кириленко, другой — Черненко, третий — Суслов, четвертый — Подгорный. Дети играли азартно, с большим увлечением. Тогда это вызвало у меня приступ смеха, который я с огромным трудом сдержал, чтобы не обидеть отца.
Сегодня один из играющих стал дипломатом.
Иногда увлечение приводит человека к профессиональному выбору: он поступает в соответствующий техникум, ВУЗ, получает специальность - развивает природные наклонности.
Однако даже когда дело дается легко, талант требует развития, труда, поиска. Лишь тогда человек имеет шанс стать настоящим мастером, суперпрофессионалом, специалистом высокого уровня.
Другой вариант - когда человеку нравится какое-то дело, он очень хочет им заниматься, но способностей к нему не густо или вообще нет. Здесь тем более на первый план выходит фактор воли, фактор преодоления косной среды. Самого себя тоже можно переделать — если очень стремиться к этому и прилагать регулярные усилия.
Классический пример овладения способностью без имеющихся врожденных данных - это Демосфен. Будучи косноязычным, он очень хотел стать оратором. Тренируясь у берега моря в произнесении громких звуков, набивая камешками рот и проговаривая звуки, он со временем преодолел свой недостаток и стал одним из самых выдающихся ораторов своего времени.
Вообще, на мой взгляд, есть два полярных типа таланта, две крайности, между которыми - середина, то есть все остальные.
Есть таланты «легкие» - Пушкин, Моцарт, Рафаэль, Шопен, Есенин. Их творчество не отягчено особым самопреодолением, суровым напряженным трудом. От их таланта, фигурально выражаясь, не пахнет потом. Это не означает, что они мало работали: в творческой мастерской Пушкина — горы черновиков, что говорит о том, что и солнечный гений находился в непрерывных поисках творческого совершенства.
Но это не был труд стиснутых зубов, мозгового напряжения, бесконечных переделок. Это был труд-радость, труд-наслаждение. Поэтому все, что он делал, отмечено печатью божественной легкости: «И руки просятся к перу, перо к бумаге, минута - и стихи свободно потекут…». Гений писал, потому что он не мог не писать.
Другой тип художника- это Микеланджело, Бетховен, Толстой, Флобер, Бальзак. Они также были людьми гениальными и вошли в историю человечества как звезды первой величины.
Но при этом все, что они делали, отмечено следом огромного усилия, яростного штурма творческих вершин, борения духа с косной материей.
Достаточно вспомнить, что Лев Толстой семь раз заново переписывал огромный, многотомный роман «Война и мир», пока не счел, что она "более или менее совершенна".
Попробуйте просто механически переписать один том этого текста хоть раз, и вы невольно проникнетесь величайшим почтением к элементарной усидчивости гениального труженика.
Все, что он писал, он делал сверхдобросовестно, удивительно тщательно, с избытком напряжения, даже тяжести. Благодаря этому мы имеем девяносто томов его сочинений!
С одной стороны, Толстой имел талант от природы и со своим первым произведением («Детство, отрочество, юность») уже вошел в литературу.
Тем не менее, он постоянно работал над собой, преодолевал себя и свои заблуждения, шлифовал свои убеждения, воспитывая в себе не только художника, но и человека.
Примеры гениев показывают собой максимальные проявления этих двух путей - пути спонтанности и легкости и пути усилия и сверхусилия.
Эти два подхода к развитию способностей - ведущие и в жизни обычных людей, не претендующих на вершины гениальности.
Одни люди легко развивают то, что у них получается, «схватывают на лету» и не затрачивают особых усилий. Другие будто пробиваются сквозь горную породу или вырубают ступеньки в отвесной скале. Если они упорны, то доходят до вершины и становятся очень сильными, закаляясь в трудностях.
В любом случае мастерство рождается из способностей только благодаря Пути - так учили древние. Постановка задачи, тренировка, сосредоточенность на цели и спокойствие духа нужны как на пути спонтанности, так и на пути усилий.
По дороге к царству Чу Конфуций вышел из леса и увидел Горбуна, который ловил цикад так ловко, будто подбирал их с земли.
- Неужто ты так искусен? Или у тебя есть Путь? — спросил Конфуций.
- У меня есть Путь, — ответил Горбун. — В пятую — шестую луну, когда наступает время охоты на цикад, я кладу на кончик своей палки шарики. Если я смогу положить друг на друга два шарика, я не упущу много цикад. Если мне удастся положить три шарика, я упущу одну из десяти, а если я смогу удержать пять шариков, то поймаю всех без труда.
Я стою, словно старый пень, руки держу, словно сухие ветви. И в целом огромном мире, среди всей тьмы вещей, меня занимают только крылатые цикады.
Я не смотрю по сторонам и не променяю крылышки цикады на всё богатство мира. Могу ли я добиться желаемого?
Конфуций повернулся к ученикам и сказал: — Помыслы собраны воедино, дух безмятежно спокоен.
Еще раз повторим слова Эдисона: «гений — это девяносто девять процентов терпения и один процент вдохновения». Эти слова как раз о гениях «упорного» типа. Хотя и здесь без заветного одного процента вдохновения можно ничего не добиться.
Так юная девушка может годами поступать в театральный институт, всякий раз получая отказ. Близкие люди говорят ей, что у нее нет к этому таланта, но она все равно из года в год штурмует этот рубеж. Что она проявляет: силу воли или силу упрямства?
С одной стороны есть пример Демосфена, с другой — Сизифа, обреченного вечно затаскивать тяжелый камень на гору и видеть, как за шаг до вершины он скатывается вниз.
Впрочем, если девушка не только поступает, но и в течение года готовится к экзаменам с хорошим педагогом, развивает свои пусть малые, но способности, то и у нее есть шансы.
Важно понять, что путь к профессии становится легче, если мы опираемся на природные способности, на то, что нам подарено от рождения. Хорошо, если мы ценим эти дары и понимаем их привлекательность, стараемся развивать их. Самый слабый человек может быть победителем, если поймет в чем его сила, и будет опираться на это.
Если же нас влечет к тому, к чему у нас мало склонностей (как Демосфена, например), то наш путь будет сложнее, потребует суперусилий и будет медленнее, чем у того, кто имеет больше способностей от природы. Опираясь на природные дары, мы облегчаем свой путь.
Хорошо, когда способности совпадают с сознательным выбором человека — тогда он будет счастлив в своем труде. Если же человек занимается не своим делом из выгоды или под влиянием обстоятельств, то внутренне он всегда будет тосковать.
Если человек не любит то, чем занимается, то не стоит ему этим заниматься. Или же нужно полюбить свое дело, найти в нем свои красоты, понять, что оно дает обществу и вашему собственному развитию.
Одна моя клиентка работала журналисткой и писала статьи в рекламный журнал. При этом она относилась к своей работе только как к поденщине и не находила в ней удовлетворения.
Более того, заниматься рекламой товаров, в качестве которых она не была уверена, и это казалось ей зазорным делом. По ее словам, каждая статья буквально рождалась в муках, и результат их не оправдывал.
На консультации мы выяснили, что писать она любит, но ее не устраивает именно эта тема. Ошибкой было то, что она относилась к работе как к данности, которую невозможно изменить — думала, что изменять надо себя. К тому же, маленький ребенок существенно сужал сферу возможной активности.
Когда мы выяснили, что на сегодняшний день это составляет ее главный жизненный интерес, то родилась новая стратегия и тактика: обзвонить журналы, которые пишут о маленьких детях, и узнать, не требуются ли им журналисты.
Перед тем, как приступить к делу, мы занимались практиками, повышающими энергию действия и посыла. Новую работу девушка вскоре нашла, и она получает от нее большое удовольствие.