Развитие способностей. Сила природного потенциала
1. Способности - это вид энергии. Эта энергия притягивает человека к определенному виду деятельности, позволяет ему овладеть этой деятельностью и максимально себя раскрыть и проявить.
Энергия способностей - это некий природный потенциал человека. Работая с ним, мы переводим энергию способностей в энергию умения, превращаем потенциальную энергию в кинетическую.
Развивая способности, мы растим энергию определенного вида, ее становится больше и наш общий энергетический потенциал тоже увеличивается.
О том, что истинный талант все равно пробьется через любые препятствия и ломать его ради сиюминутной выгоды - значит совершать насилие над собой, над человеческой натурой, рассказала мне история с одной моей клиенткой, приключившаяся несколько лет назад.
После моего тренинга, посвященного раскрытию творческих способностей, ко мне на консультацию попросилась женщина. "Вообще-то я пришла на тренинг не ради себя, у меня с этим все в порядке, но ради дочери.
Она совершенно не хочет учиться в экономическом ВУЗе на факультете менеджмента. Мне пришлось затратить на ее поступление кучу денег и усилий, но она - ни в какую", - поделилась она своей ситуацией.
По ходу консультации выяснилось, что дочь в течение нескольких лет активно и успешно занималась музыкой, принимала участие в конкурсах, где добивалась неплохих результатов, у нее был прекрасный природный потенциал талантливого музыканта.
Она собиралась поступать в консерваторию и пойти по стопам своего отца, видного пианиста. Однако мать, на сегодняшний момент находившаяся с отцом в разводе и работавшая бухгалтером, категорически воспротивилась решению дочери. "Я объяснила ей:
сейчас не время заниматься музыкой. Если даже отец, такой известный музыкант, сидит на мели, то сколько придется мучиться тебе, если ты достигнешь хотя бы его уровня! Но и это не факт. Потому открой глаза, осознай, в какой реальности мы живем, и пойди туда, где тебе потом буду платить деньги".
С большим трудом уломав дочь пойти на факультет менеджмента и протолкнув ее за большие деньги, она через некоторое время увидела, что дочь просто не может или не хочет там учиться: "Я была уверена, что она вполне справится с этими предметами — ведь она окончила школу с золотой медалью".
Когда я поговорил с дочерью, с огромным трудом перешедшей на второй курс, мне стало понятно, что властная мать просто надломила своего талантливого ребенка. Девушка все равно не меньше трех-четырех часов каждый день сидела за фортепиано и только потом заставляла себя не больше, чем на час, сесть за учебники.
"Я кончу этот ВУЗ, чтобы она отстала, а потом все равно буду поступать в консерваторию", — призналась мне дочь. "Но зачем? Не проще ли убедить мать, чтобы она не препятствовала вам прямо сейчас поступать в консерваторию?" — спросил я. "Да что вы, она ни за что не согласится, даже если вы ей по науке все объясните", - замахала руками дочь.
И я действительно убедился в этом сам, попробовав осторожно поднять этот вопрос. "Неужели эта упрямая дура вас тоже убедила в своих глупостях?" - с раздражением воскликнула клиентка. Кроме того, мать была сердечницей, и любой неблагоприятный вариант мог вызвать у нее обострение.
Ситуация была почти патовая. И тогда я поговорил с дочерью — раз от материнского диктата никуда не уйти, а дочь от нее полностью зависит, так может все-таки закончить этот ВУЗ, чтобы потом вернуться к своей мечте во всеоружии? "Наверно есть какой-то смысл в том, что судьба поместила вас сюда.
Станете не просто хорошей пианисткой, но еще и экономически грамотной и будете меньше зависеть от импресарио", — шутливо посоветовал ей я. "А как мне тогда кончить факультет, если я ничего в этом не понимаю?" — спросила она.
"А вы представьте, что все эти предметы, которые вы изучаете — разновидности музыкальной науки, — предложил ей я. — Если вы талантливый человек, а я в этом не сомневаюсь, то у вас хватит таланта закончить этот ВУЗ, продолжая потихоньку заниматься музыкой.
А потом уж решите, стоит или нет идти в консерваторию. Кстати, вы уверены, что мама отпустит вас туда потом?" "А я постараюсь к тому времени меньше зависеть от нее материально. А вообще ваш план интересен. Только как его реализовать конкретно?" - оживилась она.
И мы начали с ней заниматься. Для начала я ей посоветовал заключить с матерью договор - чтобы мать не мешала ей два-три часа в день играть на фортепиано для души. "В противном случае, - предложил я, - скажите, что не сможете учиться и бросите факультет менеджмента.
Но всю подготовку к учебе поменяйте. Представляйте, что каждый предмет соответствует какой-то музыкальной дисциплине, и готовьтесь к нему, как будто разучиваете фортепианную пьесу". Мы придумали с ней, какую музыку она будет ставить во время подготовки к каждому предмету.
Затем было проведено несколько сеансов на пробуждение и закрепление творческого состояния во время подготовки к предметам. Постепенно девушка втянулась в игру, и она настолько ей понравилась, что она вышла в число лучших студентов курса.
Мать была в восторге. Потом наши контакты временно прекратились, но через несколько лет она все же поступила в консерваторию. Правда, к тому времени она уже вышла замуж и жила отдельно от матери.
2. Скука, лень, трусость и другие могильщики таланта
Если человек не работает над развитием способностей, то они или уходят, или никак не развиваются. Без труда творчество способного человека оборачивается дилетантизмом, который может быть принят только в самом узком кругу.
Можно прекрасно петь, но если не заниматься голосом, то это будет вашим маленьким хобби и не более того. Если талант зарыть в землю, то он так там и останется. Если же пустить его в оборот, то он умножит свою силу. Если талант не развивать, он уходит.
Талант - это творческая сила. Творческая сила приходит к человеку от Творца, от Бога. Способность к творчеству - это черта, которая приближает человека к Богу, проявляет его божественную сущность.
Не развивать свои способности не только антиэволюционно, но и антибожественно.
Так человек идет против воли Того, кто наградил его своим даром, наделил каким-то талантом.
Евангельская притча о талантах прямо указывает человеку на то, какие последствия ждут того, кто зарывает в землю и не развивает свои способности, а не умножает их: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов».
Кстати, эзотерическое христианство отождествляет тьму внешнюю с адским состоянием, где вместо эволюционного восхождения к совершенству непримененные способности превращаются в яд, также как и непримененные знания.
Так прекрасные продукты, если их вовремя не съесть, портятся и разлагаются, так разлагаются и не использованные способности. Это ведет к цинизму или разочарованию, к скуке и хандре, к синдрому «лишнего человека», который прекрасно описан в «Евгении Онегине».