Сказкотерапия. Как с помощью сказки можно познать себя
«Сказка - не ложь?» Интервью в «Литературной газете», 2006
– Сказка как элемент чудо-терапии, помогающей человеку найти выход из тупика, абсолютно бесценна, – утверждает Сергей Ключников, – потому что она подсказывает пути решения трудных жизненных ситуаций.
– Понимаю, надо отправиться в тридевятое царство, причём через тёмный лес. Хорошенький путь выхода из тупика, ничего не скажешь!
– «Тёмный лес» – это символ мрака собственной души, которую надо познать, символ бессознательного. «Тёмный лес» – это сплетение страстей, которые необходимо преодолеть, чтобы получить доступ в иной мир – в тридевятое царство.
– Сергей Юрьевич, а может быть, мы подтягиваем содержание сказок ко всякого рода символике, придавая перипетиям её героев глубокий смысл? Может, это «просто сказки» – развлечение для детей, пусть и не без педагогического подтекста? При чём тут какие-то символы?
– А как тогда быть с явными параллелями между тайными кодами сказки и древними мифами? Можно проследить теснейшую связь между русскими народными сказками и мифом об Осирисе и Исиде, например. Раз уж мы заговорили о «тёмном лесе», вспомните произведения Вергилия, там вход в Аид тоже окружён лесом.
– А у входа, как и положено, – стража.
– Обязательно! В иное царство просто так не войти, во всех мифах есть понятие «страж порога» – тот, кто контролирует этот вход, как вход в Аид стерегут некие существа. В русских сказках аналогом «стражей порога» служат Леший или Баба-яга.
Когда герой доходит до определённой границы леса, он видит избушку на курьих ножках, которая вращается. Одним входом она поворачивается в этот мир, а другим – в иной мир, в царство мёртвых или в тридевятое царство. Чтобы войти в избушку, надо продемонстрировать свою посвящённость в тайные силы, умение владеть ими – произнести некие заклинания.
Баба-яга проводит с героем испытания и приобщает его к невидимому миру. Надо окропить дверь водой (вода – символ определённой энергии), герой должен принести какую-то жертву (обряд жертвоприношения), вкусить пищу. Баба-яга обязательно чем-то накормит героя – это его причащение, инициация.
– А сладкоголосые сирены, гусли-самогуды, которые в «тёмном лесу» норовят усыпить героя, – это что за испытание? К чему оно?
– При переходе в иной мир важно сохранять бодрствование. Посвящение героя всегда сопряжено с бодрствованием, как физическим, так и духовным.
Если не рассматривать сказку буквально, то становится понятно, что речь идёт о присутствии духа, о самоконтроле, о ясности внутреннего зрения. То есть надо не просто действовать, а помнить себя и осознавать, что делаешь.
Все религиозные и исторические традиции говорят о необходимости пробуждения ясного сознания. Этот мотив постоянно присутствует в сказках: запрет на сон при рождении и смерти, при вступлении в брак и посвящении… И при переходе в иной мир тем более надо помнить себя.
– Сергей Юрьевич, а зачем, собственно говоря, нам туда – в «иной мир», в тридевятое царство?
– «Иной мир» – это более высокое состояние души. И ад, и рай – они же в нас, в нашей душе. Для того чтобы решить какую-то проблему, чтобы получить озарение, надо преодолеть собственные тёмные страсти и воспарить духом.
Творец наделил нас силой творчества. Каждый из нас в своём сознании создаёт некую версию микровселенной, хозяином которой он является. Можно себя утопить – создать такую реальность, которая вас погубит.
А можно себя как на крыльях поднять. Каждый творит свою жизнь, свою судьбу, как сказку, в которой он и сценарист, и актёр, и в каком-то смысле зритель.
Человек создаёт свою реальность, которая, с одной стороны, подчиняется законам причинно-следственной связи, а с другой – законам чуда, то есть нелинейным, непредсказуемым. В сказках, как и в жизни, нет линейной логики «упал – отжался», «посеял – получил».
Иначе говоря, не всегда то, что ты посеял, ожидая немедленного результата, всходит.
– А иногда на твоём поле всходит такой злак, который ты вроде бы и не сеял, как будто тебе его кто-то подбросил!
– С одной стороны – закономерность, с другой – случайность, которая порой воспринимается как некое чудо, подарок судьбы. И сказка не просто даёт надежду на это чудо, но сама выступает в роли чудо-терапевта.
Вы можете отождествиться с любым её персонажем, можете стать героем. Можно реализовать сценарий сказки, а можно переписать его так, как вам заблагорассудится. И в этом – её целительная сила. Есть разные сказочные роли: Золушка, злая мачеха, царевна, слуги короля…
Вы можете выбрать свою роль! Можете даже, как Царевна-лягушка, сбросить с себя кожу надоевшей, более не нужной вам роли и обернуться прекрасной царевной.
Я в консультациях с клиентами и на тренингах постоянно использую сказочные образы, перевоплощаясь в которые люди проживают свои проблемы и освобождаются от них. Поставив себя на место героя сказки, можно понять логику победы, заложенную в ней.
– Сергей Юрьевич, а вы видите логику в том, чтобы, выбирая из трёх путей на развилке («направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь...»), остановиться на худшем – идти туда, где «убитому быть»? Хороша «логика».
– Это никак не означает физическую смерть. Речь идёт об инициации героя, в результате которой гибнет его низшее начало, а он сам воскресает, как бы рождается заново.
– Думаю, надо пояснить, что такое «инициация».
– Это посвящение. Сказки описывают посвящение героя в мудрость, знания, силу.
– Получается, любая проблема, возникающая в жизни, это тоже некая инициация?
– Испытание. Если человек проходит его, то действительно как будто посвящается во что-то – в мудрость, в любовь. И на свою жизнь можно смотреть как на некую инициацию, как на посвящение в мудрость.
Можно воспринимать жизнь как мистерию, дающую возможность открыть в себе высшее начало, а можно просто убивать время своей жизни, не зная, как им распорядиться.
Каждый из нас постоянно оказывается на развилке: направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь… Но в сказках, как и в жизни, самый трудный путь оказывается и самым выгодным, волшебным, потому что он – горнило, в котором рождается истинная сущность человека. И в конце концов герой побеждает Кощея, освобождая возлюбленную.
– Вот про Кощея давайте поподробнее. Зачем ему чужая возлюбленная?
– Драконы всегда питаются красавицами.
– Понимаю, что Кощей – не вегетарианец.
– Каждый человек андрогинен. В нём есть и мужское, и женское начала. Пол – это полчеловека. Мужское начало – это воля, интеллект.
Женское – чувства, любовь, то есть лучшие душевные качества. Девушка – возлюбленная, украденная Кощеем, – это лучшая, женская, часть души героя. Без неё он нецелостен. Когда происходит инициация, герой возвращает себе лучшую часть души и становится целостным.
– А Кощей…
– Кощей олицетворяет наши низшие качества, это тёмное начало в каждом из нас. Побеждая его, герой возвращает себе свою душу, извлекает её из ада собственного бессознательного, из этого «тёмного леса». Убивая Кощея, побеждает свои низшие чувства.
Но обратите внимание, как глубоко запрятана смерть Кощея под спудом оболочек. Казалось бы, уже вот и он, этот ящик со смертью Кощея на острове.
Но в нём – заяц, а внутри зайца – утка, а в ней – яйцо (это уже ядро духа человеческого). Но и оно – ещё не смерть Кощея! В яйце – игла, которую надо разломать. Так глубоко сокрыта тёмная сила внутри нас, и до тех пор, пока мы её не умертвили, она властвует над нами.
– То есть сказки ориентируют нас на постоянное самосовершенствование.
– Да, разумеется. Без этой внутренней работы человек погружается в тёмную бездну своих заблуждений.
– Как сказал поэт, душа обязана трудиться и день и ночь…
– Именно в этом смысл человеческой жизни.