Слои и уровни сознания с эзотерической позиции. Метод эзотерического психосинтеза
Одной из важнейших задач эзотерического психосинтеза является определение проблемных зон в теле, проникновение в глубинные слои проблемы, связанные с эмоциональным и ментальным уровнем, а также обнаружение наиболее эффективных путей избавления от проблем.
Подобные цели и задачи могут быть реализованы как самим человеком с помощью правильно проведенного самоисследования, так и специалистом в области эзотерического психосинтеза.
Для успешного осуществления этой цели необходимо, чтобы сознание, воздействующее на проблему, было разотождествлено с ней и могло смотреть на нее со стороны, что возможно лишь тогда, когда оно в необходимый момент было способным подниматься в более высокий слой.
Не столь важно идет ли речь о самоисследовании или о помощи со стороны специалиста.
Человек, чье сознание находится на профаническом уровне не сможет определить свою проблемную зону и докопаться до сути проблемы, до тех пор пока в процессе своей познающей рефлексии не поднимется на уровень беспокойно-деятельного сознания.
Беспокойство по поводу своих страданий и проблем есть начало их осознания, вслед за которым может наступить и момент необходимого действия.
В точности также для преодоления проблем, отражающих беспокойно-деятельный слой сознания требуется подняться в сакрально-духовный слой и взглянуть на них с его высоты.
Перефразируя принципы системы индийской философии санхья, можно сказать что гуна тамас подавляется гуной раджас, а гуна раджас успокаивается благодаря силе гуны саттва.
Каждый человек в силу своего духовно-психологического уровня развития обречен на то чтобы, сталкиваться с проблемами определенного типа, присущие какому-либо одному слою сознания. В результате этого человек живет преимущественно на одном психологическом этаже, а два других остаются свободными, незаполненными его личным присутствием.
Подобное сознание является дисгармоничным, разорванным и потому совершенно справедливо заслуживает названия несчастного. Между тем истинно гармоничное сознание живет сразу на всех трех этажах психологического дома, что возможно лишь после достижения высшего сакрального уровня (слоя) сознания.
Признаком истинной гармонии и действительно высокого уровня духовных достижений можно считать лишь такой уровень, при котором сознание одновременно присутствует во всех слоях, а не просто уход в Нирвану с полным отключением от обычного мира.
Не Архат, разорвавший с внешней жизнью все связи, но Бодхисаттва, спускающийся с небесных высот (хотя и сохраняющий часть своего сознания на небе), чтобы помочь миру и потому уделяющий миру значительное внимание - вот идеал эзотерического психосинтеза.
Новое направление психологии ставит перед собой грандиозную задачу - помогать формированию такого совершенного человека, сознание которого занимает все три внутренних этажа.
Множество субличностей, населяющих трехэтажную структуру человеческого сознания, различным образом ведут себя на каждом из этажей.
Приводя этих разнообразных внутренних человечков к общему знаменателю, можно поставить вопрос о трёх основных проблемных субличностях, каждая из которых занимает отдельный этаж и вмещает в себя все более мелкие проблемы данного уровня. С этой точки зрения в каждом человеке есть три главных существа:
1) обыватель-гедонист, чьей стержневой проблемой можно считать невозможность бесконтрольно удовлетворять все свои желания и стремления, связанные с получением удовольствия,
2) беспокойный деятель, видящий наибольшую сложность в постоянной угрозе своей выгоде (как бы широко она не понижалась),
3) посвященный мудрец, преодолевший большинство проблем земного плана и осознающий как свою собственную проблему страдания других людей, а также трудности пребывания в этом грубом мире.
Разумеется нет необходимости доказывать, насколько по-разному представлены в сознании каждого конкретного человека данные проблемные субличности и сколь мал удельный вес мудреца по сранению с обывателем и беспокойным деятелем у обычного человека.
Таким образом можно говорить о персонифициронной природе каждого слоя сознания. Внутри человека скрыты по сути дела еще три миниатюрных человека и все личностное своеобразие определяется конкретной комбинацией этой триады внутренних персональностей.
Проблемы возникают не только при наличии конфликтов и противоречий в пространстве того или иного слоя, но и в случае дисгармоничных отношений между тремя обозначенными выше человечками.
Действительно, что может быть труднее, чем примирить ленивого обывателя, пассивно ждущего необременительных удовольствий и энергичного волевого деятеля, готового ради удовлетворения своих беспокойных амбиций на любое сверхусилие.
Не менее трудно представить себе согласие и полное примирение властолюбивого дельца и уравновешенного мудреца, достигшего посвящения. Насколько это сложно представить в жизни, настолько же редко подобное согласие осуществимо в душе.
Тем не менее, большинство людей находят способ сохранить в самих себе хотя бы иллюзию гармонии и целостности с помощью особого внутрипсихологического механизма, который можно назвать смягчающим боль самоослеплением.
Человек, не желая испытывать боль в связи с осознанием собственных почти не совместимых и взаимоисключающих противоречий, впадает в состояние духовно-психологической слепоты и заставляет себя не видеть, что он только что говорил, действовал и принимал решения под импульсом другого внутреннего "человечка".
Рассматривая данное свойство человека с позиции эзотерического психосинтеза, необходимо разграничить такие понятия как проблемные субличности, представляющие собой своеобразные психологические константы и "ситуативное я", изменчивое по своей природе душевное образование, склонное к отождествлению с любой внешней ситуацией и внутренним настроением.
"Ситуативное я", являясь по сути неким пластическим "квантом" самоощущения, рождённым под влиянием таких сил человека, как внимание, настроение, воля и представление о себе, обладает свойством перемещаться по слоям сознания и отождествляться с тем состоянием и участком психосферы, в которое оно в данный момент попало.
Направление эзотерического психосинтеза видит в качестве одной из своих задач построение такой системы практической психологии, которое помогало бы человеку уменьшить боль от душевных проблем с помощью перестройки отношений между проблемными субличностями.
Такая перестройка может быть полной или частичной, предполагающей кардинальную трансформацию всех трех перечисленных психологических образований (вплоть до сплава их в одну целостную новую субличность - субличность эзотерического ученика, стремящегося к совершенству) или частичную гармонизацию взаимоотношений между ними (разрешение внутреннего конфликта, избавление от душевной травмы, эмоциональное успокоение).
Главный смысл подобной перестройки состоит в объединении энергий и согласовании разнонаправленных воль у проблемных субличностей.
Иначе говоря, гармоничным и целостным человеком можно считать лишь того, кто интегрировал в себе и способность гедонистически ориентрованного обывателя наслаждаться жизнью, и умение деятеля направляя свою беспокойную волю на достижение конкретных земных целей, привнося в действие нравственный смысл и мастерство, и духовность мудреца, стремящегося к Абсолютному совершенству и знающего цену относительным житейским вещам.
Такой синтез есть важнейшее требование времени, ибо невозможно быть счастливым и гармоничным, оставаясь при этом одним лишь обывателем, или человеком беспокойного действия, или даже, как это не покажется парадоксальным, аскетичным и беспомощным в современном мире мудрецом.
Истинный мудрец - это человек, умеющий наслаждаться радостями жизни, не нарушая нравственных законов, и способный спокойно и успешно действовать не только в сфере духа, но и в сфере материи, цивилизации, конкуренции.
Это личность, одинаково хорошо владеющая искусством жить и в мире чистого удовольствия и в мире деловой выгоды, но ясно осознающая относительность обоих данных "искусств" и признающая в качестве абсолютного лишь процесс духовного совершенствования.