Новое направление психологии - эзотерический психосинтез

 

Говоря осовременной психологии, многие исследователи отмечают, что в ней до сих пор слабо использован опыт религиозно-мистических учений и эзотерических доктрин.

Конечно, существует немалое количество работ, посвященных проблемам религиозных переживаний и мистических состояний, однако в целом, сфере сакрального сегодняшняя наука о человеке не уделяет должного внимания.

В тех случаях, когда психологинаших дней обращаются к этой таинственной области, они чаще всего подходят к ней как позитивисты, если и не скептики, то специалисты-теоретики, реально, на практике не испытавшие "вкуса" запредельной реальности психологии - эзотерический психосинтез.

С другой стороны, люди, глубоко продвинутые в постижении эзотерической премудрости недостаточно хорошо ориентируются в подходах, направлениях и методах обычной психологической науки и потому затрудняются объяснять способы решения разнообразных личностных проблем на понятном "посюстороннем" языке.

В результате - два направления человеческой мысли, отражающие две стороны природы личности - профаническую, обыденную и сакральную, таинственную оказались разделёнными друг от друга почти непроходимой стеной.

Подобное состояние вещей серьезно обедняет всю область человекознания и никак не помогает в решении многочисленных психологических и духовных проблем, стоящих как перед современным человеком, все более становящимся невротической личностью.

Встает серьезная задача сближения обеих сторон и направлений науки о человеке, чья внутренняя природа одновременно двойственна и едина.

Западная психологическая наука до сих пор развивается под знаком позитивизма (пусть несколько смягченного и осовремененного) и потому никак не может взять барьер сакральной сферы.

Единственное исключение - трансперсональное направление психологии, действительно всерьез интересуется областью эзотеризма, однако его адепты в основном не разделяют позицию какого-либо учения и доктрины и, как правило, могут быть отнесены к категории вольных стрелков в науке, способных проникнуть лишь в поверхностный слой знания.

Подобное положение вещей побуждают поставить проблему поиска путей сближения обычного и сакрального знания, интеграции психологии и эзотерических наук. Попытка решения этой задачи закономерным образом приводит к разработке нового направления.

Истоки направления "эзотерический психосинтез"

Как и всякое новое направление "эзотерический психосинтез" родилось из переосмысления прежних методов и подходов и потому опирается на несколько традиций познания человеческой природы. К ним прежде всего относятся такие направления как

1.психологические доктрины традиционных религий;

2.эзотерические учения Востока и Запада;

3.сакральная русская духовная традиция (славянская воинская система воспитания, евразийская мифология, древняя арийская антропология);

4.западная трансперсональная психология.

В своем видении существа человеческих психологических проблем "эзотерический психосинтез" исходит из эволюционистской парадигмы, согласно которой человечество как вид постоянно находится в потоке предначертанных самой Природой провиденциальных изменений.

Цель этих изменений - совершенствование внутренней природы человека, расширение его сознания, пробуждение скрытых ресурсов психики, овладение беспредельным потенциалом духа.

Соединяя в себе сокровенные знания о человеке, сосредоточенные в различных духовных системах и традициях направление "эзотерический психосинтез" видит свою задачу в том, чтобы интегрировать множественные элементы человеческой природы в новое духовное существо, отвечающее требованиям сегодняшнего момента планетарной эволюции.

Он связан с решением проблемы духовного выбора, встающего перед каждым ищущим истину - стремиться к совершенству или к удовольствиям, иметь или быть, pазвивать в себе космическое сознание или довольствоваться земным.

Сложность переживаемой каждым человеком связана с двумя основными процессами, имеющими прямое отношение к проблеме духовного выбора.

Первый процесс имеет отношение к ложному усложнению человеческой психологии, выражающемуся в росте внутриличностных конфликтов, неврозов, отрицательных эмоциональных состояний и ведущему к дальнейшей дезинтеграции душевно - психических элементов внутренней природы Homo Sapiens.

Второй процесс внешне противоположен первому, однако по сути вытекает из него и направлен в сторону духовного, душевного и психологического упрощения человека, превращения его личности в функциональную систему, производную от воздействий современной механической цивилизации.

Так распад целостности внутреннего мира человека, расщепление его некогда единого сознания и гармоничной личности на множество элементов и субличностей, враждебно настроенных друг против друга, проявляется вовне утверждением идеалов массовой психологии и массовой культуры, общим сдвигом интересов человека от сакрально-религиозной сферы к сфере профаническо-потребительской.

Можно зафиксировать все возрастающее устремление масс к стереотипным идеалам, формам поведения и установкам, что делает человечество все более подверженным социальному манипулированию.

В результате формируется усредненный психотип невротика-обывателя, неспособного отвечать на вызов времени и успешно решать многочисленные проблемы, порождённые глобальным кризисом.

Направление эзотерического психосинтеза видит свою цель, во-первых, в том, чтобы противостоять этим мировым тенденциям, ведущим к духовно-психологическому измельчанию человека, а во-вторых, в том, чтобы открывать пути к истинной гармонии и совершенству, отвечающим требованию данного этапа планетарной эволюции.

Многослойная природа сознания

В своих теоретических представлениях эзотерический психосинтез исходит из распространенного во многих религиях и учениях деления человеческой природы на тело, душу и дух, однако переосмысливает его особым образом.

Все элементы данной триады пронизаны единой основой - сознанием, которое в каждом из этих элементов проявляется различными свойствами и таким образом рождает слои с разной степенью разумности.

Первый слой, который можно назвать профаническим сознанием, отвечает за телесные потребности, чьим основным принципом является принцип удовольствия. Это гедонизм в своем чистом виде, в той или иной степени присущий каждому человеческому существу.

Второй слой сознания, отражающий душевное начало в человеке, может быть назван беспокойно-деятельным сознанием, призванным удовлетворить потребности личностного самоутверждения и отвечающий принципу реальности (если прибегнуть к понятиям фрейдизма).

И наконец, третий слой сознания или уровень сознания, заслуживающий названия сакрально-духовного сознания, выражает дремлющую в каждой душе потребность слияния с Богом, с Целым, с Универсумом и потому отвечает принципу Высшей Жертвы, Богопознания и Богореализации.

На присутствие в глубинах человеческого духа этой фундаментальной потребности слияния с Целым указывает не только опыт мировых религий, но и свидетельства многочисленных научных изысканий.

Если провести параллель с некоторыми представлениями древнеиндийской философии, в частности с учением о трех гунах (качествах) материи, то

-гедонически ориентированное профаническое сознание соответствует гуне тамас (покой, инерция, тьма),

-беспокойно-деятельное сознание примерно соотносимо с гуной раджас (активная воля, страсть, устремлённость),

 

-сакрально- духовное сознание сопоставимо с гуной саттва (равновесие, мудрость, свет, начало, выявляющее истину).

Чем выше слой сознания, тем меньше перегородок и ограничений между сознаниями отдельных людей - на высших этажах сознания объединяются в состояние почти полной тождественности.

Чем ниже слой сознания, в котором привык пребывать человек, тем острее ощущение отдельности и противопоставленности личностного "я" другим людям.

Каждый из трех выделенных слоев сознания существует не в вакууме, а в определенной материальной среде тонкого характера, имеющей согласно представлениям новейшей физики волновую природу.

Можно говорить также об особой геометрии пространств внутреннего субъективного мира человека, вложенных друг в друга, взаимопроницаемых и в то же время неслиянных.

Строго говоря, деление сознания на три слоя достаточно условно, поскольку число этих слоев, заключенных во внутреннем психологическом пространстве подобно кольцам внутри ствола дерева, потенциально очень велико.

Вместе с тем, духовные традиции выделяют несколько основных уровней сознания.

Так, антропология и метафизика мировых религий и эзотерических учений при всем разнообразии подходов и методов обычно говорят о четырнадцати уровнях сознания человека (семь высших "небесных "состояний и семь низших или подземных миров, "кругов ада").

Каждый человек, даже самый ничтожный, несмотря на свое плоскостное духовное развитие, хранит внутри себя эти бесконечные миры, далеко не все из которых доступны для легкого проникновения. Не каждому будет позволено совершить подобный шаг.

Как манят они мерцанием своих тайн!

Сколь мощно они зовут к духовному странствию по открывающимся глубинам!

В определенном смысле человеческую жизнь, взятую в её внутреннем измерении, можно уподобить путешествию по этим слоям, имеющему либо восходящее, либо нисходящее направление. Человеческая личность представляет собой лишь часть (причем достаточно небольшую) в сравнении с этим огромным пространством всеобщего сознания.

При всей своей зыбкой трудноуловимой природе, позволяющей буддизму считать индивидуальную душу иллюзорным потоком психических состояний, отдельная человеческая личность занимает в многослойном поле сознания вполне определенное место.

Иначе говоря, каждое человеческое "я" живет во вполне конкретном слое. Каждая судьба есть колебания индивидуального сознания в волнах всеобщего сознания, причем по характеру этих колебаний можно вычертить индивидуальный профиль личности, обладающий той или иной формой, конфигурации.

В то же время в каждый момент своей жизни человек находится в том или ином слое сознания, занимая своим "я" достаточно фиксированное место во внутреннем пространстве.

Говоря о структуре личности человека, необходимо развести понятия личности и сознания. Личность и сознание соотносятся друг с другом примерно также, как в индийской философии соотносятся понятия проявленного и непроявленного.

Личность плавает в беспредельном океане сознания подобно плавучему острову, то поднимаясь к солнцу, то погружаясь в тёмные глубины индивидуального и коллективного бессознательного.

Освещенные солнцем слои этого океана могут быть уподоблены наиболее светлым, духовным и разумным слоям сознания, а затемненные глубины соответствуют бессознательным структурам.

Личность может несколько расширяться, вбирая в себя новые элементы внешнего мира и впитывая невостребованное содержание бессознательной сферы.

Жизнь личности в континууме сознания представляет собой непрерывное движение, колебания, пульсацию.

Можно выделить несколько типов движения - это и душевные движения по типу подъёмов-спусков (что соответствует различным духовным взлетам и наоборот падениям), и перемещения во внутреннем пространстве по так сказать горизонтальной плоскости, и, наконец, колебательные движения, соответствующие началу сохранения, удерживания, консервации.

Все эти виды движений могут быть объединены в один главный вид движения, который можно определить как вращение. Психологически вращение - это спираль искания, напряжения и самое главное - решение проблем.

На пути достижения цели у каждого человека встают препятствия внешнего или внутреннего характера.

Размер этих препятствий, а также сила устремленности к преодолению всего мешающего достижению - наверное, самое точное мерило масштаба личности, а также свидетельство мощи и даже направленности вихревого потока человека.

Выражаясь фигурально, "тело" человеческой личности построено из элементов пройденных препятствий, достигнутых целей и решенных проблем.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой